Госконтролер Миха Линденштраус делает следующий вывод: за 20 лет массовой службы молодых репатриантов последней волны Армия обороны Израиля так и не выработала методику превращения всех их в образцовых военнослужащих. Командование отказывается понимать их социально-экономические и психологические проблемы, не учитывает особенности менталитета. Израильские СМИ дружно цитируют Линденштрауса: «Большинство находящихся в военных тюрьмах репатриантов из бывшего Советского Союза и Эфиопии попадают сюда за нарушения порядка или попытки дезертирства, нередко вызванные экономическими причинами или неприятием армейской системы».
По символичному совпадению публикация отчета государственного контролера, содержащего тревожную статистику правонарушений среди военнослужащих-репатриантов, совпала с двумя событиями в мире израильского кино и шоу-бизнеса.
В стране начался прокат фильма «Одиночки» («Ха-бодедим») - о бунте заключенных в армейской тюрьме «Келе-шеш». Кинолента идет в лучших кинотеатрах израильских городов на иврите и русском языке. В основу сюжета положен реальный эпизод, о котором местная пресса сообщала лишь вскользь. В 1997 году в военной тюрьме номер шесть вспыхнуло восстание, в котором приняли участие русскоязычные солдаты-одиночки, не выдержавшие тюремных порядков и захватившие охранников. Мятеж был вскоре подавлен, к счастью, обошлось без жертв, один из тюремщиков и несколько заключенных были ранены, зачинщики получили дополнительные сроки заключения. Однако это событие так сильно взволновало режиссера Ронена Шора, что он решил снять кино о «русских бунтарях». Главные роли в «Одиночках» исполнили молодые русскоязычные актеры Антон Островский и Александр Агарунов. Ребята сами прошли армию, и так получилось, что Агарунов еще в годы службы познакомился с будущим вожаком восставших в «Келе-шеш» Гидеоном (Тедди) Мартином. Кстати, в жизни это весьма необычный русскоязычный израильтянин - темнокожий уроженец Сьерра-Леоне, сын учившегося в России креола и еврейки из Москвы. Саша и Тедди, подружились, живя в одном общежитии для одиноких солдат-репатриантов, куда они приходили на побывку из своих частей. Наверное, это и помогло Агарунову создать в фильме такой искренний образ заводилы мятежа, парня по прозвищу Глории. За исполнение этой роли Александр Агарунов был удостоен высшей награды израильского кинематографа – «Приза Офира», называемого также «израильским «Оскаром». И снова, по стечению обстоятельств, приз этот актер получал почти в тот же день, когда его друг и прообраз его персонажа Тедди Мартин выходил из тюрьмы. Нет, он не сидел там все 13 лет со времени бунта в «Келе-шеш» - по тому делу он получил шесть лет. В январе 2010-го Мартин был освобожден после семимесячной отсидки по жалобе бывшей жены. Видно, тюремные годы не прошли даром: парень не смог избавиться от многих привычек, приобретенных там. И вот что примечательно: узнав, что Тедди снова грозит срок, «оскароносный» Саша Агарунов хотел выступить на суде в защиту друга. Для него он уже стал отважным Глори...
А «хаялим-бодедим», солдатами-одиночками, в Израиле называют молодых репатриантов – парней и девушек, прибывших из России, других стран бывшего СССР, Европы, США и Канады по специальным программам Еврейского агентства «Сохнут». Их родители, оставшиеся в странах исхода, подтягиваются, как правило, позднее, ребята в Израиле живут в молодежных кибуцах или центрах абсорбции, учат иврит, знакомятся со страной, потом призываются в армию. Государство помогает солдатам-одиночкам, но сколько бы заботы оно ни проявляло, ощущение родного дома приходит к юным репатриантам по-разному и не всегда легко. Как, например, в случае с героями фильма «Одиночки» Глори и Сашей Блохиным, которые верой и правдой служили в одной из самых славных дивизий ЦАХАЛа, но по ложному обвинению в предательстве были брошены в военную тюрьму, где получили «по полной» и решили бунтом привлечь внимание к своим обидам.
Реальные, а не вымышленные Саши и Антоны, Максимы и Сережи, Маши и Дианы, к гордости общины, составляют треть личного состава боевых частей ЦАХАЛа и, к сожалению, более четверти заключенных военных тюрем. Некоторые, особенно из тех, кто покинул Россию и другие страны постсоветского пространства в последнее время, привозят с собой презрительное отношение к армейской службе и страх перед нею. Есть и такие, которые, оказавшись в армейской среде, среди выходцев из самых разных социальных слоев, включая обеспеченных, начинают завидовать сверстникам. А израильские «мальчики-мажоры», в свою очередь, не скрывают своего отношения к не так хорошо устроенным «русским». Да еще язык, акцент, менталитет...Так вспыхивают конфликты, которые тоже часто приводят их участников на нары «Келе шеш».
А кое-кому, даже несмотря на первоначальное горячее желание служить новой родной и защищать ее от врагов, потом становится жаль на это трех лет жизни. Ведь, дождавшись родителей, они уходят на службу из семей, где дорог каждый заработанный и положенный в семейную копилку грош. Доходы отцов и матерей не всегда позволяют выделить средства на учебу сына или дочери, и ребятам нужно самим зарабатывать сотни тысяч шекелей, в которые обходится учеба в колледже или университете. Еврейские парни и девушки, которые каких-нибудь 20 лет назад в бывшем Советском Союзе были бы «обречены» на высшее образование, в Израиле оказываются в тех слоях общества, из которых в интеллигенты приходится пробиваться в полном смысле слова с боем. На такое сражение нужны средства и время.
И вот тут репатриантские «рекруты» делятся на две неравные части. Одна, наибольшая, идет в армию, служит от звонка до звонка, демобилизуется и пусть к 25-30 годам, пусть за счет бессонных рабочих ночей, пусть экономя каждый шекель, но получает свои дипломы, становясь и врачами, и адвокатами, и дипломатами, и менеджерами. Вторая, неизмеримо меньшая, начинает «косить»: в первые армейские месяцы эти солдаты совершают какой-нибудь неадекватный проступок и за нарушение дисциплины попадают на небольшой срок в армейскую тюрьму. Там скоренько разыгрывают психическую неуравновешенность, граничащую с расстройством, на которое они без устали жалуются. Например, что теряют самообладание и не могут отдавать отчет в своих действиях, когда берут в руки оружие. И армейский психиатр – от греха подальше! – выдает им так называемый 21-й профиль (освобождение от воинской повинности) под предлогом “непригодности” из-за проблем со здоровьем. Уловка придумана, разумеется, не приезжими, а местными «уклонистами», но факт остается фактом: в армейских тюрьмах, увы, сидят не только «горячие русские парни» вроде Тедди-Глории, но и банальные дезертиры.
И все же уклонение от службы в Армии обороны Израиля отнюдь не всегда приводит за решетку. Есть масса способов увильнуть от выполнения воинского долга: заявить о себе как об ультраортодоксальном иудее или нежелающем присягать на Торе христианине, сказаться отъявленным пацифистом, прикинуться больным алкоголизмом. Наконец, если это касается девушек, выскочить замуж до получения призывной повестки. Впрочем, брак тоже можно... симулировать.
Похоже, так поступила несколько лет назад молоденькая манекенщица Бар Рафаэли, представившая призывной комиссии свидетельство о браке с 37-летним мужчиной. Последовавший вскоре развод и бурный, растиражированный по всему свету роман Бар Рафаэли с американской кинозвездой Леонардом Ди Каприо не оставляли сомнений: брак был фиктивным.
Нет, наверное, надобности приводить здесь все вехи славного пути этой девушки из богатой израильской семьи к модельному успеху, если бы не недавнее заявление Бар Рафаэли о том, что отныне она не желает иметь дел со своей малой родиной. Из-за океана топ-модель обратилась в Налоговое управление с просьбой освободить ее от уплаты налогов, поскольку основной источник ее заработков не находится в Израиле и она ежегодно проводит более шести месяцев за границей. По закону все легитимно: гражданин, находящийся более 184 дней в году за пределами Израиля и не имеющий в стране постоянного заработка или дохода, от внутренних налогов освобождается. А у уже успевшей стать очень богатой особой манекенщицы есть собственная фирма то ли в Гонконге, то ли в Сингапуре, и тамошним властям она согласна платить налог в размере 25 процентов. О своей же родине Рафаэли в том заявлении написала так: «Израиль перестал быть центром моей жизни». Отчего-то именно эта формулировка возмутила многих израильтян, особенно людей военных, не забывших топ-модели, каким образом она «откосила» от армии. Бригадный генерал Ави Замир, заведующий отделом кадров ЦАХАЛа, даже призывал соотечественников бойкотировать товары, которые рекламирует Бар Рафаэли. А не поздновато ли горшки бить, ваше высокоблагородие? И не смешно ли?
Язвительные израильские русскоязычные издания – как «бумажные», так и электронные – не сговариваясь, проиллюстрировали сообщения об «отречении» бизнесвумен Рафаэли кадром из популярного телесериала о девушках, проходящих «тиронут», курс молодого бойца. В том веселом и немудрящем фильме одну из ролей сыграла красотка Бар. Надо сказать, цвет хаки этой блондинке очень к лицу.
Такого же цвета форму носят заключенные армейских тюрем, упомянутых в отчете госконтролера Линденштрауса и отображенные в фильме «Одиночки». Зеленый бушлат-«дубон» был на Гиладе Шалите, когда он попал в плен к бандитам ХАМАСа. В защитного цвета гимнастерках воевали и погибали тысячи солдат и командиров Армии обороны Израиля – местных уроженцев и репатриантов, коренных израильтян и тех, кого здесь называют «русскими» и «эфиопами», «американцами» и «французами», «аргентинцами» и «поляками». Цвета хаки - не цвет для подиума, в Израиле – это пока цвет общей судьбы. Жаль, что не всем и не отовсюду это видно...
Комментарии (Всего: 1)