Чем моложе, тем страшнее
Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
Согласно исследованию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association – APA), вероятность совершения преступления подростком в возрасте от 12 до 18 лет во многом зависит не от его личностных качеств, а от круга общения.
Исследователи выявили следующую закономерность: чем больше в компании закадычных друзей, проводящих время вместе, тем больше вероятности, что сообща они совершат какое-нибудь противоправное действие. Даже если каждый подросток по отдельности представляет собой «маменькиного сынка», то «стадный инстинкт» толкает его на что угодно: от словесных издевательств над пассажирами метро до страшных убийств и изнасилований.
Эксперты же Департамента юстиции по делам несовершеннолетних (Department Of Juvenile Justice – DJJ) подсчитали, что сегодня около 80% подростковых преступлений совершаются компаниями от 3 до 7 человек.
Надо сказать, что классическую модель «стадного подросткового беспредела» ещё в 1971 году продемонстрировал режиссёр Стэнли Кубрик в своём фильме «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange). В картине, напомним, речь идёт о четырёх друзьях, которые развлекаются посредством краж, ограблений, изнасилований, убийств и драк. С момента выхода ленты на экраны прошло четыре десятилетия, а реальность до сих пор похожа на «Заводной апельсин» как две капли воды.
Вот лишь некоторые преступления, совершённые американскими тинейджерами за последний месяц: в Чино-Валли (Аризона) четверо школьников в возрасте от 15 до 16 лет угнали три автомобиля за одну ночь. Две машины хулиганы разбили, а на третьей устроили гонки с полицией по скоростному шоссе. К преследованию подключились вертолёты и военные бронетранспортёры. В конечном итоге все подростки были задержаны. Причину своего поведения они так и не смогли объяснить.
В Марин-Каунти (Калифорния) в участок попали пятеро девушек от 14 до 17 лет. Находящиеся в состоянии тяжелейшего наркотического и алкогольного опьянения, они проехались на автомобиле по одной из главных улиц своего населённого пункта. По дороге девушки чуть не сбили несколько пешеходов. «Мы сказали родителям, что идём в гости друг к другу, а сами отправились к друзьям за алкоголем и марихуаной», - призналась одна из задержанных.
В Прейри-Виллидж (штат Канзас) пятеро тинейджеров ограбили частный дом. Они позвонили в дверь, а когда им никто не открыл, выбили окно и за несколько минут вынесли деньги и драгоценности. Во время допроса один из преступников признался, что план совершения злодеяния возник у них спонтанно. «Нам просто негде было взять деньги, чтобы хорошенько поразвлечься», - сказал самый юный (13 лет) из грабителей.
Двое 13-летних и двое 14-летних подростков из алабамского города Мобил арестованы за изнасилование 16-летней девушки. Мало того, что малолетние подонки на протяжении четырёх часов насиловали жертву, они ещё и вынесли из её квартиры почти все ценные вещи, которые намеревались поменять на наркотики. В настоящее время задержанные валят вину друг на друга, а их родители считают, что дело сфабриковано.
В городе Линкольн (штат Невада) трое 17-летних забили до смерти 49-летнего бездомного мужчину. Убийцы забрали у жертвы кошелёк, в котором не оказалось ни одного цента, и старые рваные ботинки. Прокуратура уже пообещала приложить все усилия для того, чтобы никто из арестованных тинейджеров больше никогда не вышел на свободу. Любопытно, что столь жестокое и совершенно бессмысленное убийство оказалось первым в истории Линкольна в 2011 году.
«Совершая преступление в компании друзей, многие подростки до конца не осознают, что делают, - рассказывает криминальный психолог Рой Бенджамин. – Ими движет чувство азарта, превосходства и общей ответственности. Они берут пример друг с друга. Только спустя несколько дней после ареста, сидя в одиночной тюремной камере, они начинают осознавать весь ужас произошедшего. Могу привести сотни примеров малолетних убийц и насильников, которые бы никогда не решились на преступление в одиночестве».
Вместе с тем судебная система США наказывает юных злодеев по полной программе. По лицам и испуганным взглядам некоторых подростков, приговорённых к 50 – 60 годам за решёткой, даже не скажешь, что они способны допустить одну только мысль об изнасиловании или убийстве. «Звучит абсурдно, но чем больше компания у вашего сына или дочери, тем больше шансов на то, что рано или поздно они попадут в какую-нибудь малоприятную историю, - продолжает Бенджамин. – Преступный план редко созревает в голове одного тинейджера. Но вот когда их трое, четверо, пятеро или больше...»
История американского тинейджерства подтверждает эти слова. Очень часто компании подростков создают проблемы на пустом месте. Достаточно вспомнить бруклинские инциденты последних лет, когда малолетние забияки устраивали поножовщину, стрельбу и кулачные бои из-за того, что «кто-то на кого-то не так посмотрел». Итог: десятки смертей и сотни новоиспечённых заключённых.
Так, 14-летний Джейкоби Л. из штата Массачусетс получил 54-летний тюремный срок за убийство ровесника.
«В тот день мы возвращались с бейсбольной игры, нас было человек двенадцать, - вспоминает он. – Какой-то парень толкнул меня на тротуаре своим рюкзаком и даже не извинился. Я должен был его наказать, чтобы не упасть в глазах друзей. Сначала мы дрались на кулаках, а потом мне под руку попал большой камень...»
С момента инцидента до убийства не прошло и минуты. Но теперь Джейкоби всю жизнь будет вспоминать о той роковой вспышке гнева. «Если бы со мной не оказалось друзей, то, возможно, я бы даже не заметил того парня. Ведь он толкнул меня случайно. Пройти мимо – вот что надо было сделать».
Подобных трагедий – хоть отбавляй. «Незапланированные» на первый взгляд подростковые убийства, изнасилования и другие преступления происходят по причине «стадного инстинкта», составляющими которого являются высокомерие, тщеславие, жестокость, зависть и неравнодушие к общественному мнению.
Надо сказать, что федеральные и штатные конгрессмены при поддержке опытных подростковых психологов уже давно пытаются принять закон, который запретит молодёжи собираться в группы. Однако как будет работать этот закон – большая загадка.
Тем временем, согласно опросам APA, около 63% взрослых жителей Соединённых Штатов испытывают страх перед группами молодёжи. Они опасаются бранных выражений, злых шуток и неадекватных действий. Наверняка каждый из вас, дорогие читатели, не раз наблюдал ситуацию, когда в пустом вагоне метро находится шумная компания тинейджеров человек из 8 – 10, которые кричат, прыгают, ругаются, плюются. Немногочисленные же взрослые пассажиры чувствуют себя крайне неловко, стараясь не смотреть на молодых отморозков. Ведь любой взгляд или замечание могут спровоцировать хулиганов на преступление.
Напоследок стоит констатировать ещё один малоприятный факт: полицейские крайне неохотно реагируют на жалобы населения, касающиеся скопления больших групп молодёжи во дворах и парках, на лестничных площадках и станциях метро. «Пока нет состава преступления, мы не можем прореагировать на ваш звонок», - говорят офицеры.
К сожалению, сам факт появления большой компании подростков в том или ином месте порой является знаком того, что преступление не за горой...
comments (Total: 30)
> собак щенки собираются в такие детские группы
академик Игорь Бестужев-Лада, всю жизнь занимавшйися футурологией и социологией, писал:
http://www.stihi.ru/2010/05/09/108 из
............
Главная особенность родителя – в том, что он не видит никакой разницы между разно-образной живностью в своем доме. Для него, что котенок, что кутенок, что ребенок – одинаково любимые существа. Кутенок должен радовать взор и приносить медали с выставки. Ребенок – тоже. Каково при этом кутенку и ребенку – это их личные проблемы. Кроме того, если кутенка вышвырнуть на улицу – он прибьется к стае бродячих собак и будет вести жизнь по законам звериной стаи. Ребенок – тоже. При этом, в отличие от кутенка, способен «сесть на иглу» и принести в дом такие бедствия, какие не по силам ни одной бешеной собаке. Поэтому для родителя важно, чтобы ребенок возможно дольше сидел на скамье под надзором учителя. На какой скамье и у какого учителя – это уже детали. Для этого не жалко никаких денег. Никаких!
При всем том все три эксплуататорских класса трагически ошибаются, воображая, будто эксплуатируемый класс идет в школу учиться. Для нормального школьника всякие знания, умения, навыки – как смерть, гроб, могила и три креста. Это – нечто мешающее жить, но неизбежное, о чем лучше не задумываться. Нечто вроде рекрутчины. Не хочется – но ведь ловят с милицией! Нормальный ребенок, подросток, молодой человек идет в школу для самоутверждения. Чтобы пообщаться, поиграть, людей посмотреть и себя показать. Как на дискотеку. На дискотеке – драка. В школе – учеба. Приходится принимать жизнь такой, какова есть.
Эксплуатируемый класс, как умеет, сопротивляется такому анахронизму. Своей молодежной контркультурой, воинствующе враждебной «культуре взрослых». Своим вопиющим поведением в школе и во всех остальных общественных местах. Криминологи давно констатировали, что школа стала вторым по масштабам после неблагополучной семьи социальным источником преступности. Масштабнее теневой экономики, пьянства и наших «мест заключения», вместе взятых. Наконец, бегством миллионов и миллионов детей, подростков, молодых людей подальше от сферы образования.
............
А белая интеллигениция сосет в сторонке, проклиная все на свете.
Знаю одну черную девицу из гетто, которую приняли в Гарвард со средним баллом около 70. Все ее достоинства - дефилировала по сцене полуголая, намазанная маслом.
Ну тогда - Панксатони, где сурок Фил живёт. За вычетом его, все остальные там белые :-)