Чем моложе, тем страшнее
Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
Согласно исследованию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association – APA), вероятность совершения преступления подростком в возрасте от 12 до 18 лет во многом зависит не от его личностных качеств, а от круга общения.
Исследователи выявили следующую закономерность: чем больше в компании закадычных друзей, проводящих время вместе, тем больше вероятности, что сообща они совершат какое-нибудь противоправное действие. Даже если каждый подросток по отдельности представляет собой «маменькиного сынка», то «стадный инстинкт» толкает его на что угодно: от словесных издевательств над пассажирами метро до страшных убийств и изнасилований.
Эксперты же Департамента юстиции по делам несовершеннолетних (Department Of Juvenile Justice – DJJ) подсчитали, что сегодня около 80% подростковых преступлений совершаются компаниями от 3 до 7 человек.
Надо сказать, что классическую модель «стадного подросткового беспредела» ещё в 1971 году продемонстрировал режиссёр Стэнли Кубрик в своём фильме «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange). В картине, напомним, речь идёт о четырёх друзьях, которые развлекаются посредством краж, ограблений, изнасилований, убийств и драк. С момента выхода ленты на экраны прошло четыре десятилетия, а реальность до сих пор похожа на «Заводной апельсин» как две капли воды.
Вот лишь некоторые преступления, совершённые американскими тинейджерами за последний месяц: в Чино-Валли (Аризона) четверо школьников в возрасте от 15 до 16 лет угнали три автомобиля за одну ночь. Две машины хулиганы разбили, а на третьей устроили гонки с полицией по скоростному шоссе. К преследованию подключились вертолёты и военные бронетранспортёры. В конечном итоге все подростки были задержаны. Причину своего поведения они так и не смогли объяснить.
В Марин-Каунти (Калифорния) в участок попали пятеро девушек от 14 до 17 лет. Находящиеся в состоянии тяжелейшего наркотического и алкогольного опьянения, они проехались на автомобиле по одной из главных улиц своего населённого пункта. По дороге девушки чуть не сбили несколько пешеходов. «Мы сказали родителям, что идём в гости друг к другу, а сами отправились к друзьям за алкоголем и марихуаной», - призналась одна из задержанных.
В Прейри-Виллидж (штат Канзас) пятеро тинейджеров ограбили частный дом. Они позвонили в дверь, а когда им никто не открыл, выбили окно и за несколько минут вынесли деньги и драгоценности. Во время допроса один из преступников признался, что план совершения злодеяния возник у них спонтанно. «Нам просто негде было взять деньги, чтобы хорошенько поразвлечься», - сказал самый юный (13 лет) из грабителей.
Двое 13-летних и двое 14-летних подростков из алабамского города Мобил арестованы за изнасилование 16-летней девушки. Мало того, что малолетние подонки на протяжении четырёх часов насиловали жертву, они ещё и вынесли из её квартиры почти все ценные вещи, которые намеревались поменять на наркотики. В настоящее время задержанные валят вину друг на друга, а их родители считают, что дело сфабриковано.
В городе Линкольн (штат Невада) трое 17-летних забили до смерти 49-летнего бездомного мужчину. Убийцы забрали у жертвы кошелёк, в котором не оказалось ни одного цента, и старые рваные ботинки. Прокуратура уже пообещала приложить все усилия для того, чтобы никто из арестованных тинейджеров больше никогда не вышел на свободу. Любопытно, что столь жестокое и совершенно бессмысленное убийство оказалось первым в истории Линкольна в 2011 году.
«Совершая преступление в компании друзей, многие подростки до конца не осознают, что делают, - рассказывает криминальный психолог Рой Бенджамин. – Ими движет чувство азарта, превосходства и общей ответственности. Они берут пример друг с друга. Только спустя несколько дней после ареста, сидя в одиночной тюремной камере, они начинают осознавать весь ужас произошедшего. Могу привести сотни примеров малолетних убийц и насильников, которые бы никогда не решились на преступление в одиночестве».
Вместе с тем судебная система США наказывает юных злодеев по полной программе. По лицам и испуганным взглядам некоторых подростков, приговорённых к 50 – 60 годам за решёткой, даже не скажешь, что они способны допустить одну только мысль об изнасиловании или убийстве. «Звучит абсурдно, но чем больше компания у вашего сына или дочери, тем больше шансов на то, что рано или поздно они попадут в какую-нибудь малоприятную историю, - продолжает Бенджамин. – Преступный план редко созревает в голове одного тинейджера. Но вот когда их трое, четверо, пятеро или больше...»
История американского тинейджерства подтверждает эти слова. Очень часто компании подростков создают проблемы на пустом месте. Достаточно вспомнить бруклинские инциденты последних лет, когда малолетние забияки устраивали поножовщину, стрельбу и кулачные бои из-за того, что «кто-то на кого-то не так посмотрел». Итог: десятки смертей и сотни новоиспечённых заключённых.
Так, 14-летний Джейкоби Л. из штата Массачусетс получил 54-летний тюремный срок за убийство ровесника.
«В тот день мы возвращались с бейсбольной игры, нас было человек двенадцать, - вспоминает он. – Какой-то парень толкнул меня на тротуаре своим рюкзаком и даже не извинился. Я должен был его наказать, чтобы не упасть в глазах друзей. Сначала мы дрались на кулаках, а потом мне под руку попал большой камень...»
С момента инцидента до убийства не прошло и минуты. Но теперь Джейкоби всю жизнь будет вспоминать о той роковой вспышке гнева. «Если бы со мной не оказалось друзей, то, возможно, я бы даже не заметил того парня. Ведь он толкнул меня случайно. Пройти мимо – вот что надо было сделать».
Подобных трагедий – хоть отбавляй. «Незапланированные» на первый взгляд подростковые убийства, изнасилования и другие преступления происходят по причине «стадного инстинкта», составляющими которого являются высокомерие, тщеславие, жестокость, зависть и неравнодушие к общественному мнению.
Надо сказать, что федеральные и штатные конгрессмены при поддержке опытных подростковых психологов уже давно пытаются принять закон, который запретит молодёжи собираться в группы. Однако как будет работать этот закон – большая загадка.
Тем временем, согласно опросам APA, около 63% взрослых жителей Соединённых Штатов испытывают страх перед группами молодёжи. Они опасаются бранных выражений, злых шуток и неадекватных действий. Наверняка каждый из вас, дорогие читатели, не раз наблюдал ситуацию, когда в пустом вагоне метро находится шумная компания тинейджеров человек из 8 – 10, которые кричат, прыгают, ругаются, плюются. Немногочисленные же взрослые пассажиры чувствуют себя крайне неловко, стараясь не смотреть на молодых отморозков. Ведь любой взгляд или замечание могут спровоцировать хулиганов на преступление.
Напоследок стоит констатировать ещё один малоприятный факт: полицейские крайне неохотно реагируют на жалобы населения, касающиеся скопления больших групп молодёжи во дворах и парках, на лестничных площадках и станциях метро. «Пока нет состава преступления, мы не можем прореагировать на ваш звонок», - говорят офицеры.
К сожалению, сам факт появления большой компании подростков в том или ином месте порой является знаком того, что преступление не за горой...
comments (Total: 30)
Да, так и было - в СССР изначально обязательной была только семилетка. И в крестьянской стране большинству ей хватало. По мере же урбанизации и индустриализации всё больше людей оставалось учиться дальше; и в конце концов обязательнео обучение подняли до 10 лет. Одновременно СССР стал городским; а городскому подростку просто нечем заняться после школы, в отличие от сельского. Параллельно шёл распад института семьи, повышение количества неполных семей. Соответственно - нарастала криминализация, алкоголизация подростков; росло количество 'трудных детей', детей с диагнозом 'патохарактеристическое развитие личности' и тд В 70е гг в Казани появляется известная молодёжная банда "Тяп-Ляп" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%22%D0%A2%D1%8F%D0%BF-%D0%9B%D1%8F%D0%BF%22);позже - знаменитые 'люберы'
накопившееся за последние 10летия в штатовском образовании(впрочем не только).Догоним и перегоним америку!!!!
///вроде 'дифференциала' или 'образа князя Андрея'.///
Есть такое дело. Вот потому, тупорылых и ленивых надо отправлять работать лет в 14-15. Часть можно подучить на специальность(типа совкого ПТУ)год от силы 2. А остальных ишачить на замену мексам нелегалам. Наказывать же надо кроме жесткости - правильно и во время.
В нашей стране наказывая подонка его вешают всем на шею, что не правильно. Проще говоря, в нашей стране(я за штаты)всё крайне запущено.Так что образование+дисциплину, как как и прочие сфэры можно изменить только комплексно и жестко.С имеющимися законами и политиканами это невозможно.Вывод - страна продолжит идти нагавногу со временем. И процесс этот будет только ускоряться.
Ведь всего 100 лет назад бОльшая часть детей (если брать Россию) не знала вообще что 'нужно' 12 лет просидеть в здании называемом 'школа'. Обучение в традиционном обществе осуществлялось в рамках Семьи - крестьянской, ремесленной, аристократической, любой. Очень небольшой процент детей попадал именно в 'школы' (по современной терминологии эт часто были школы-интернаты); и вот там действительно и в 'старые добрые времена' творилось то же что и сейчас; а то и хуже. Можно вспомнить аж бурсу где учился литературный Остап Бульба - нравы колонии-малолетки с 'беспредельщиками' во главе :-)
'Кризс школы' же начался когда в 20м веке индустриализм потребовал ВСЕОБЩЕГО обучения, да ещё и длительного. Детей загнали на 10-12 лет в накопители называемые 'школа' и велели там изучать АБСТРАКТНЫЕ предметы не имеющие никакого отношения к реальной жизни - вроде 'дифференциала' или 'образа князя Андрея'. Многим же детям абстрактное мышление просто не даётся, и никакой поркой его в него не вобьёшь. Уже упомянутый мной Бестужев-Лада, который по должности отслеживал тенденции в образовании (он работал в Академии Образования) писал:
................
не всем дано понять, что такое “x”, “y” и образ Евгения Онегина. Наукой доказано: могут это сделать только 20 процентов. Именно это количество способно к абстрактному мышлению. Остальная масса — прекрасные работники. Они и за рулем себя проявят, и за станком, но синус и косинус никак не осилят. А с них требуют большего школа, родители. В результате школа становится вторым после неблагополучных семей социальным источником преступлений. Продуктом ее являются сотни тысяч озлобленных, деморализованных ребят
. .............
Ну пусть и не 20%, но ОЧЕНЬ многие действительно не способны к абстрактному мышлению. И потому в современной школе они обречены быть посмешищем у доски и репоик учителя типа 'наш юный гений сидоров опять не может посчитать косинус'. В лучшем (для окружающих) случае из такого подростка вырастет тихий неудачник. В худшем - возникает озлобленный протест против всего - общества, законов, родителей, просто благополучных людей. Вот из таких кадров и формируютсмя те, кого Кубрик так ярко показал в 'Заводном апельсине'
'Кризс школы' же начался когда в 20м веке индустриализм потребовал ВСЕОБЩЕГО обучения, да ещё и длительного. Детей загнали на 10-12 лет в накопители называемые 'школа' и велели там изучать АБСТРАКТНЫЕ предметы не имеющие никакого отношения к реальной жизни - вроде 'дифференциала' или 'образа князя Андрея'. Многим же детям абстрактное мышление просто не даётся, и никакой поркой его в него не вобьёшь. Уже упомянутый мной Бестужев-Лада, который по должности отслеживал тенденции в образовании (он работал в Академии Образования) писал:
................
всем дано понять, что такое “x”, “y” и образ Евгения Онегина. Наукой доказано: могут это сделать только 20 процентов. Именно это количество способно к абстрактному мышлению. Остальная масса — прекрасные работники. Они и за рулем себя проявят, и за станком, но синус и косинус никак не осилят. А с них требуют большего школа, родители.
В результате школа становится вторым после неблагополучных семей социальным источником преступлений. Продуктом ее являются сотни тысяч озлобленных, деморализованных ребят.
.............
Ну пусть и не 20%, но ОЧЕНЬ многие действительно не способны к абстрактному мышлению. И потому в современной школе они обречены быть посмешищем у доски и репоик учителя типа 'наш юный гений сидоров опять не может посчитать косинус'. В лучшем (для окружающих) случае из такого подростка вырастет тихий неудачник. В худшем - возникает озлобленный протест против всего - общества, законов, родителей, просто благополучных людей. Вот из таких кадров и формируютсмя те, кого Кубрик так ярко показал в 'Заводном апельсине'
Главный point в том, что этот контингент РАСШИРЯЕТСЯ С КАЖДЫМ ПОКОЛЕНИЕМ. То есть уже 100 лет назад (если брать Россию) существовала подростковая контркультура, подростковые банды, подростковый алкоголизм и тд (вот подростковой наркомании ещё не было - в России тогда никто не знал что это такое). Но всего этого было исчезающе мало - в патриархальной крестьянской стране иначе быть и не могло. В 1920е годы этого стало больше, в 1930е - ещё больше; и так далее - с каждым десятилетием ситуация ухудшалась. В 1980е ситуация уже заставляла хвататься за голову, что прорывалось даже через цензурные ограничения - можно вспомнить хотz бы доперестроечный фильм 'Пацаны'. Ну а последние 20 лет ситуация откровенно покатилась под гору, что никто уже и не скрывает - просто на фоне того что творится в стране в целом, подростковые проблемы кажутся 3-степенными.
И так - во всех странах. У Стивена Кинга в романе 'Оно' есть трагикомический эпизод - подросток ударяет взрослого, и тот в шоке. Не от самого удара, а от нарушения тысячелетнего табу - ПОДРОСТОК ПОДНЯЛ РУКУ НА ВЗРОСЛОГО! Такого не было НИКОГДА. Действие происходит в 1957 году - как раз накануне крушения 'старой' (традиционной морали). В 1957 году она уже потрескивала; а в 1967 - просто рухнула.
У другого американского классика, Артура Хейли, эти резкие изменения в морали воспринимаются представителем старшего поколения как конец света:
...
Нынче вообще было много такого, что Мэтт Залески отказывался понимать. Достаточно было раскрыть газету, и он начинал возмущаться и недоумевать, почему перечеркиваются едва ли не все “общепринятые критерии”, отбрасываются прежние представления о морали, открыто подрывается установленный порядок. Никто, казалось, уже не хотел уважать ни законные власти, ни суд, ни родителей, ни президентов колледжей, ни военных, ни систему свободного предпринимательства, ни американский флаг, под которым Мэтт и люди его поколения сражались и погибали во вторую мировую войну.
...