Бездетные города Америки
Америка
Для чего существуют города? Испокон веков они были местом, где жили семьи. Семейный очаг формировал городское ядро и во времена древней Греции, и древнего Рима, был основой городской жизни и Запада, и Востока. Понятие же семьи в современном значении возникло в ходе урбанизации северной Европы. В этом плане картины Рембрандта можно считать пособием по изучению семейной жизни городских слоев буржуазии.
Но в последнее время мы приступили к эксперименту по превращению наших городов в “kinder free” зоны. В конце шестидесятых возникла и ширится пропасть между семейно-ориентированными пригородами и бездетными крупными городами.
Семьи уезжают в пригороды по нескольким причинам. И они все сплетены в одну проблему, которая год за годом с какой-то поразительной целеустремленностью делает города Америки child free.
Городские власти не справляются со своими обязанностями по обеспечению безопасного проживания в городах. Школы, известные своими традициями полноценного образования, пришли в упадок, потеряли былой уровень. Цены на жилье подскочили до неимоверных высот.
Эти причины только кажутся отдельными, на самом деле они взаимосвязаны.
Города стали местом развлечений, ночной жизни, временными пристанищами для бездетных пар. Как только люди задумываются о настоящей семье, они покидают город. Семейное жилье не строится, в инфраструктуре нет места для детей, для семейного отдыха.
В моде метро-стиль. В архитектуре он проявляется в виде шикарного, но малопригодного для жизни пент-хауса, в котором много окон и неотапливаемой высоты, но нет места, чтобы приготовить семейный обед.
Нью-Йорк и Чикаго, Лос-Анджелес и Сиэтл стали всего лишь промежуточными станциями, где молодежь проводит несколько лет перед тем, как осесть для семейной жизни где-нибудь в пригороде. Средний класс отодвинут на обочину. Городская преемственность в ее традиционном понимании прервалась.
Несколько современных гуру по городской архитектуре Америки в своих самых известных книгах даже не упоминают семьи. Они сосредоточены на индивидуализме, на популяции «одиночек».
«Going Solo». Так хлестко и многозначительно назвал свою книгу Эрик Клиненберг, профессор Нью-Йоркского университета. Но, пожалуй, наиболее убедительные формулировки получились у Ричарда Ллойда и Терри Николс Кларк, которые видят город, и в частности, городской центр, как «развлекательный вечный двигатель».
По их мнению, жители такого города могут ощущать свой город как туристы, наслаждаясь его эстетикой и купаясь в развлечениях. Не школы, церкви и communities формируют теперь города, - позитивно констатируют они. - Город вращается вокруг отдыха, искусства, ресторанов, т.е. становится местом «освобожденной личности».
Все-таки важный вопрос возникает.
Архитекторы реагируют на изменения или формируют их? Это очень важный вопрос. Городские структуры, в частности, градостроители, уверяют, что они всего лишь реагируют на изменившийся спрос.
Это - обман. Заполняя города не приспособленным к семейной жизни жильем, они формируют стиль жизни.
Для семьи с детьми важно наличие хоть какого-то открытого пространства, дворов, безопасных детских и спортивных площадок. Этого всего нет или почти нет в современной застройке. А раз ее нет, то цены на существующие односемейные дома или дома, где есть место детям, вырастают до небес. В Манхэттене, например, средняя цена рента достигла ...4 тысяч долларов! Плотность проживания огромная. В отсутствие соответствующей инфраструктуры жизнь замыкается четырьмя стенами. Неудивительно, что семейные люди стонут.
По мере отдаления от центра многие города становятся менее плотными по проживанию и более безопасными. И, как следствие, в них появляются полноценные семьи.
Аналитики современного состояния городской жизни приходят к выводу: современные градостроители вместо объявленной несколько декад назад настоящей войны стилю пригорода должны объединить его с метро-стилем. Иначе крупные города ждет печальное будущее. Если у людей не будет никакого детского опыта городской жизни, они не поселятся там позже. Никогда.
Кто будет жить в ваших городах, господа архитекторы, политики, чиновники городских структур?
Интересным примером внимательного отношения к нуждам семей, особенно, молодых, считается канадский Ванкувер. В один какой-то момент там решили развернуть город в сторону семей, сделать его удобным для жизни, а не только для городских развлечений.
Ванкувер теперь требует от разработчиков выделять в обязательном порядке жилье для семей с детьми в общей застройке - не менее 25 процентов.
Принят набор требований, в которых указано и то, что квартиры для детей с детьми должны находиться внизу, ближе к уличному уровню, чаще в многоуровневых планах, что должна быть предусмотрена комната, удобная для игр и занятий ребенка, что необходимы места хранения для объемных вещей, а места общего пользования должны быть безопасны и хорошо освещены. В обязательном порядке предусмотрены игровые площадки, просматриваемые из квартир или определенных мест.
После нескольких лет родители, по крайней мере, у нас в Америке, скорее всего, переселятся в отдельно стоящий дом. На какое-то, самое трудное время, проблемы могут быть решены. Но этого не произойдет, если видеть крупный город только как вечный двигатель развлечений.
Инна Лозовская
comments (Total: 20)
Относитесь ли вы к "несемейные люди бывают и среди республиканцев..."
Их постепенно приучили к готовой кормушке, они перестали заботиться о себе и своих потомках, деградировали настолько, что палец об палец не ударят, чтобы хоть что-то изменить в своей судьбе. Единственное чувство, которое у них еще не атрофировалось - зависть. Именно она движет ими в стремлении ухватить больше. И это касается не только "профессиональных" потребителей дармовых благ, теперь уже - и многих белых, по преимуществу - молодых.
И чтобы тут ни писал Эксперт, "помощь" работающим семьям в виде фудстемпов - из того же разряда. Зачем стараться что-то сделать для своей семьи, если можно спокойно "получать"? Требовать, рыдая от жалости к самому себе, от других, но не от себя. Передавая тем самым это порочное чувство по наследству (дети-то все видят), воспитывая их такими же лузерами.
Движение Сhild Free - тоже из того же разряда. Следовать ему могут только моральные уроды, и "успешными" они могут казаться лишь в своих собственных глазах. Принципы этого движения противоречат самой природе, заложенной в человеке. И я не удивлюсь, если в результате какого-то исследования окажется, что это все те же демократы, в молодости не сумевшие противостоять профессорской идеологии в колледжах и университетах.