ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ ЦАРИ И ЕВРЕИ
Александр Третий не любил евреев, он был ярым антисемитом и этого никогда не скрывал. Вместе с тем он считал, что раз они есть и их много, иногда следует проявлять гибкость, особенно в отношении богатых и влиятельных людей. Его наследник Николай Второй унаследовал от отца юдофобию в полной мере. Его политика по еврейскому вопросу была еще более агрессивной и никакой гибкости не предусматривала. Эта политика была враждебна евреям, да и самой России наносила огромный вред - внутри страны усиливала социальную напряженность и портила имидж на международной арене.
Некоторые министры и другие государственные деятели пытались все же политику царизма в “еврейском вопросе” сделать более гибкой, терпимой и, наконец, рациональной. И здесь в первую очередь надо назвать Сергея Юльевича Витте. Он активно пытался воздействовать на Александра Третьего и на Николая Второго, стремился добиться этой цели, однако много сделать не смог. Слишком глубоко юдофобия сидела, особенно в Николае Втором.
На всех железных дорогах России литерный поезд Александра Третьего шел с огромной для того времени скоростью - император любил быструю езду. Исключением была лишь Юго-Западная дорога, по ней царский поезд пропускали как обычный. Это вызвало возмущение “хозяина земли Русской”.
Сергей Юльевич Витте, один из директоров этой дороги, пытался объяснить самодержцу, что чересчур быстрая езда опасна.
- Да что вы говорите! - возразил царь. - Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на вашей дороге нельзя ехать, потому что она жидовская.
Это был намек на то, что председателем правления Юго-Западной магистрали был еврей Блиох. Витте тихо сказал стоявшему рядом министру путей сообщения:
- Пускай делают другие, что хотят, а я государю голову ломать не хочу.
Эти слова Александр Третий услышал, счел дерзостью, но промолчал. Через два месяца после этого царский поезд шел из Ялты в Москву, развил как всегда большую скорость. Поезд вели два тяжелых паровоза, которые обычно используются для товарных составов и не рассчитаны на такую скорость. В результате неподалеку от Харькова был выбит рельс и состав свалился под откос. Было много пострадавших. Во время крушения царская семья находилась в вагоне-столовой. Крыша упала на Александра Третьего, но он благодаря своей недюжинной силе сумел удержать ее на спине, и никого не задавило.
По предложению царя Витте был назначен главным экспертом при расследовании причин катастрофы. Вскоре Витте стал министром путей сообщения, затем долгое время был министром финансов, занимал пост премьер-министра. Сергей Витте был одним из немногих выдающихся государственных деятелей России конца XIX - начала XX века. С этим именем связан ряд реформ, в частности финансовая, в результате которой русская валюта стала одной из самых стабильных в мире. Как никто другой, он понимал необходимость и даже неотвратимость преобразований в стране. Но попытки убедить в этом последних царей России натыкались на глухую стену непонимания.
Витте в бытность министром и премьер-министром приходилось неоднократно заниматься еврейским вопросом. Положению евреев в России много внимания уделено в двухтомных воспоминаниях Сергея Юльевича. К этому вопросу он обращается в целом ряде документов, направленных Александру Третьему и Николаю Второму.
Вскоре после того как Витте занял пост министра путей сообщения, Александр Третий спросил у него:
- Правда ли, что вы стоите за евреев?
Витте в ответ попросил разрешения задать встречный вопрос. Получив разрешение, спросил, может ли император потопить всех евреев в Черном море. Если может, то понятно такое решение вопроса, какое существует сейчас. Если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им возможность жить.
Однако в окружении Александра Третьего и Николая Второго преобладали злобные антисемиты и они определяли политику царей в отношении евреев.
В 1882 году барон Г.Гинцбург направил Александру Третьему “Всеподданнейшую записку”, в которой писал о тяжелом положении еврейского населения и просил царя остановить творимые “над личностью и имуществом евреев жестокие насилия”. В связи с этой запиской тогдашний министр внутренних дел Н.Игнатьев сообщал императору, что сведения, содержащиеся в ней, являются неверными, что “необходимо твердо и неуклонно следовать по начертанному Вашим Императорским Величеством пути и возможно скорее избавить коренное население от еврейского гнета”. Когда в Варшаве произошел еврейский погром, Александр Третий выговаривал генерал-губернатору Гурко:
- Сердце мое радуется, когда бьют евреев, но дозволить это ни в коем случае не следует.
Жестокий враг евреев К.Победоносцев преподавал право и законоведение Александру Третьему и Николаю Второму в бытность их наследниками престола. Затем 25 лет Победоносцев занимал пост обер-прокурора Синода. Так вот, Победоносцев убеждал царя, что есть один путь решения еврейского вопроса: “одна треть евреев эмигрирует, одна треть переменит веру и одна треть погибнет”.
* * *
Возникшее в начале ХХ века черносотенное движение Витте и многие другие политические деятели считали большой бедой для России. В ноябре 1905 года в Петербурге создается Союз русского народа. Вскоре его представителей принял царь Николай Второй. Он заявил:
- Объединяйтесь, люди русские, я рассчитываю на вас.
Главным лозунгом Союза русского народа стал призыв “Бей жидов, спасай Россию!” На финансирование этого союза погромщиков Николай выделил крупные средства.
Царская охранка ориентировала руководителей союза “зачислять в жиды” всех революционно настроенных людей, либеральную интеллигенцию. Царская охранка - координатор действий черносотенцев - разработала “памятку”, в которой к жидам относили всякого “в шляпе, пенсне и с козлиной бородкой”. Основную массу черносотенцев составляли люмпены. Но среди руководителей союза и его отделений было немало представителей интеллигенции. Наставниками, духовными пастырями черносотенцев были деятели Русской Православной Церкви - иеромонах Илидор, епископы Гермоген, Евлогий и др.
Опять обратимся к Сергею Витте. В его воспоминаниях содержится уничтожающая критика черносотенного движения, его лидеров и участников. Он писал:
“Эта партия зиждется не на разуме и благородстве, а на страстях. Большинство ее вождей - политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы”.
При Николае Втором душою и главным сочинителем всех антисемитских законов и административных мер был министр внутренних дел Плеве. Хорошо знающие его люди говорили, что лично Плеве против евреев ничего не имел, но эта политика нравилась Николаю, и поэтому он старался вовсю. Император объяснял в письме матери, что погромы - результат того, что народ возмущен наглостью жидов. За страшными картинами кишиневского и других погромов стоит зловещая фигура царского министра Плеве. Сами по себе кишиневские люмпены и их последователи в других городах вряд ли смогли бы так организоваться, если бы ими не руководила охранка. Жандармы рассматривали погромы как важное средство противодействия революции. При Департаменте полиции был создан специальный отдел “пропаганды”, который выпускал провокационные листовки погромного характера, направленные против евреев. Когда премьер-министр Витте доложил об этом Николаю Второму, то оказалось, что царь все знает и даже считает, что этот отдел занимается полезным делом.
Нередко офицеры полиции выступали в роли руководителей погромов. Так, в Гомеле жандармский офицер Подгоричани возглавил громил. Когда его хотели за это отдать под суд, Николай Второй взял бандита в жандармском мундире под защиту. И тот был назначен полицмейстером в один из крупных городов юга России.
После Первой русской революции положение евреев в стране еще более ухудшилось, юдофобия усилилась.
* * *
Судьба Николая Второго и его семьи ужасна, но идеализировать последнего русского самодержца - это далеко уходить от истины. Он был очень слабым и очень ограниченным правителем. Не терпел споров, дискуссий. Чем сильнее был министр, тем хуже к нему относился царь. Правда, сильные министры попадались редко, очень редко. А вот случайные люди - весьма часто.
Например, министром путей сообщения довольно долгое время был Посьет. Когда он приезжал на железнодорожную станцию, то прежде всего шел осматривать туалеты, в порядке ли они. Если эти места были в полном порядке, то на остальное он не обращал внимания. Вероятно, потому, что считал себя специалистом именно по этой части.
Вот такие “специалисты” преобладали в окружении последних самодержцев.
* * *
В 1904 году вспыхнула русско-японская война. Россия терпела поражение за поражением. В этой обстановке единственным выходом оставалось прекращение военных действий и переговоры о мире. Переговоры проходили в США, в Портсмуте. Вести их было поручено Витте. Его стараниями Портсмутский мир был довольно почетным для России, ее потери были сведены к минимуму.
После подписания Портсмутского мира тогдашний президент США Теодор Рузвельт пригласил Витте в Белый дом и вручил личное письмо Николаю Второму. В нем президент обращался к царю с просьбой. Согласно торговому договору между США и Россией от 1832 года американцы имеют право свободно приезжать в Россию. Могут быть ограничения, но не связанные с вероисповеданием. Русские же власти делают ограничения в отношении евреев. В письме Рузвельта царю подчеркивалось, что американцы никогда не смогут примириться с тем, что можно разделить людей в отношении их порядочности или благонадежности, исходя из принадлежности к тому или иному вероисповеданию. В связи с этим президент США просит отменить эту практику ущемления прав американских граждан. Николай передал это письмо министру внутренних дел. Была создана комиссия, которая ничего не решила. Дело кончилось тем, что США денонсировали торговый договор с Россией 1832 года на том основании, что они не могут примириться с произволом в отношении своих граждан.
Как видим антисемитизм Николая бил крепко по России, по ее государственным интересам. Ведь Рузвельт просил-то всего ничего: не ущемлять права американских евреев, выразивших желание посетить Россию. Он не вмешивался в ее внутренние дела, не касался русских евреев. Но Николай предпочел даже разрыв торговых отношений с США - лишь бы не отойти ни на шаг в традиционной политике юдофобии. Гнусные антисемитские акции, открытая поддержка их царями и их администрацией вели к тому, что евреи все активнее поднимались на борьбу за свои права. Одни шли в ряды радикальных революционных партий, другие видели единственный выход в сионизме, в переселении на свою историческую родину.
* * *
В советские времена Петр Столыпин считался олицетворением оголтелой реакции. “Столыпинский галстук” - виселица - считалась главным атрибутом того времени, когда он был премьер-министром. Теперь в России многие историки и публицисты считают его великим реформатором. Думаем, что это вопрос спорный, хотя, конечно, некоторые реформы он пытался провести.
Насчет еврейского вопроса скажем прямо - Столыпин был юдофобом. Об этом свидетельствуют многие его высказывания. И все же он понимал, что крайне необходимо улучшить, облегчить положение еврейского населения и в связи с этим предложил провести “закон о еврейском равноправии”. Законопроект долго пролежал у Николая. Наконец, он вернул Столыпину журнал Совета министров с таким письмом на имя премьер-министра:
“Возвращаю вам журнал по еврейскому вопросу неутвержденным. Задолго до представления его мне могу сказать, и денно, и нощно я раздумывал о нем. Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, внутренний голос мне настойчиво твердит, чтобы я не брал этого решения на себя”.
Внутренний голос Николая чаще всего совпадал с советами, рекомендациями его супруги Александры Федоровны, которые кроме вреда ничего не приносили. Царица, “милая Аликс”, была еще менее компетентна в государственных делах, чем царские министры.
Политика махрового антисемитизма, проводимая Александром Третьим и Николаем Вторым, ослабляла государство и стала одной из причин крушения монархии. Черносотенцы, на которых опирались последние цари, могли организовать погромы и вызвать потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не были способны.
Свыше 100 лет тому назад Витте писал о Николае Втором:
“И бедный государь мечтает, опираясь на партию черносотенцев, восстановить величие России. Бедный государь”.
* * *
В современной России появилось немало черносотенцев и они даже образовали Союз русского народа на базе идеологии дореволюционного союза. Цель та же - борьба с евреями и возрождение империи. Правда, руководители этого союза так передрались между собой, что даже забыли на время о евреях и империи. К тому же эта организация очень уж напоминает “Союз меча и орала” из бессмертного произведения Ильфа и Петрова.
Сейчас этих союзов уже несколько и каждый из них претендует на ведущую роль на ниве борьбы с евреями. Но попытки повернуть время вспять обречены. Об этом свидетельствуют уроки истории, которые современные юдофобы упорно игнорируют.
Иосиф ТЕЛЬМАН,
кандидат исторических
наук, Нешер
comments (Total: 28)
С подачей и поныне Кремль скрывает правду небывалого геноцида черкесов. А кто хозяин нынче России? Потомки царя Иуды, только не русский народ.
Я верю: воспрянет духом и плечами могучая, великая Россия и тогда всплывет не только историческую правду моего народа, но чаяния самых русских людей.
Леночка, так почему же, если жиды такие хорошие,их нигде не любили и не любят? Почему же русские классики плеваливсь от них, например Достоевский, не любили их почти все русские цари, и время от времени депортировали? Почему не любили их в Польше, Украине, Германии, Белоруссии, Палестине...?
Но терпение русского народа заканчивается, и не уйдут жиды от справедливого гнева его!