Верить ли энциклопедиям? Очерк второй

Связь времен
№45 (341)

Очерк второй

Вышедшая в прошлом году книга Александра Солженицына «200 лет вместе» по своему содержанию крайне тенденциозна, и все аспекты русско-еврейского общежития в ней поданы весьма негативно, если речь идет о евреях. Не избежал такого же освещения и трактовки вопрос о военной службе евреев и их участии в вооруженной защите России. Из 500 страниц книги этой теме посвящено всего лишь 9. При этом, по Солженицыну, поведение евреев в ходе военных действий, как и отношение к военной службе вообще, иначе как трусливым и шкурным не названо.
По справедливости оценивает Солженицын только подвиг Иосифа Трумпельдора во время русско-японской войны. Ему, кстати, невзирая на иудейское вероисповедание, в виде великого исключения был дан чин прапорщика запаса.
Что же касается других офицеров и военачальников еврейского происхождения, то Солженицын упоминает лишь двух: генерал-лейтенанта Хрулева и Кауфмана-Туркестанского. Из них Михаил Грулев (а не Хрулев, как у А.С.) вполне реальная личность и действительно был этническим евреем. Что же касается Кауфмана-Туркестанского, то здесь Солженинын перепутал не только немца с евреем, но и генерала с адмиралом. Потому как еврей Самуил Кауфман из кантонистов сумел пробиться в Морской кадетский корпус, стал офицером, а в 1899 г. контр-адмиралом. После отставки, в 1904 г. он основал Общество оздоровления еврейского народа (ОЗЕ).
Но прав ли Солженицын, действительно ли не было у российских евреев выдающихся военных и служили они в царской армии из рук вон плохо?
С таким вопросом логично обратиться к самому авторитетному источнику – к энциклопедии, в данном случае – к еврейской. Такая энциклопедия имеется – Краткая Еврейская Энциклопедия (КЕЭ), 10-й том которой вышел недавно в Иерусалиме. Военная служба евреев освещается в ее 1-м томе, а еще более досконально – в специальном «Дополнении», часть 2-я которого вышла в издании Еврейского университета в Иерусалиме в 1995 году.
Но там, увы! – даже генерала Грулева нет. Кроме Трумпельдора, названного Солженицыным, в «Дополнении» говорится всего лишь о двух офицерах-евреях – бароне Гинзбурге и штабс-капитане Цаме. Но Гинзбург, оставаясь иудеем, сумел сдать экстерном экзамен на чин корнета, после чего был немедленно уволен в отставку рескриптом Александра Третьего. А Герцль Цам был крещен еще в кантонистах, дослужился до фельдфебеля и сдал экзамен на офицерский чин. Служил честно, но никаких боевых заслуг не имел. Почему энциклопедисты выбрали его и Гинзбурга – непонятно. В царской армии офицерами евреи могли стать лишь тогда, когда они принимали христианство. В таком случае перед ними открывалась дорога и к высшим чинам. Потому и были в ней весьма заслуженные боевые военачальники еврейского происхождения. Кроме Грулева и Кауфмана, в первую очередь следует назвать героя Кавказской войны генерал-лейтенанта В.Геймана, генерала от артиллерии М.Арнольди, вице-адмиралов братьев Павла и Сергея Нахимовых, генерал-майоров С.Цейля и А.Ханукова, контр-адмиралов А.Сапсая и Я.Кефали. Этот список можно бы и продолжить, но все дело в том, что ни в самой КЕЭ, ни в «Дополнении» к ней об этих военачальниках даже не упоминается.
«Дополнение» несколько полнее, чем сама КЕЭ, освещает период Гражданской войны. К наиболее выдающимся военным деятелям оно сопричисляет Свердлова, Троцкого и Склянского, впрочем, не объясняя, в чем заключалась их деятельность. Однако даже имени Сергея Гусева (Якова Драбкина) вы там не найдете, хотя и был он одним из самых крупных военных руководителей в то время.
Что же касается остальных евреев – наиболее видных военачальников Гражданской войны, то в «Дополнении» назван в качестве командующего Южным фронтом Григорий Сокольников. Здесь две ошибки: настоящая фамилия этого человека Сокольников–Бриллиант и он никогда не командовал войсками фронта. А командовал Сокольников–Бриллиант 8-й армией.
Но был в Гражданской войне еврей, действительно командовавший фронтом, его звали Владимир Соломонович Лазаревич. Выкрест, подполковник царского Генштаба, он в 1919 году командовал 4-й армией красных, затем был начальником штаба Западного фронта, а в 1921 – 1922 гг. командовал войсками Туркестанского фронта. Вот об этом выдающемся полководце в «Дополнении» - ни слова.
На его страницах мы найдем лишь упоминание о двух евреях – командирах дивизий: Медведовском и Шмидте. Между тем, по данным Центрального архива российских вооруженных сил (ЦАРВС), евреев, командовавших дивизиями в Гражданской войне, было 26. Из них тремя дивизиями командовали Григорий Борзинский, Борис Майстрах и Андрей Ратайский, а Михаил Розен – даже четырьмя.
После Гражданской войны и до периода сталинских репрессий в Красной Армии служило немало евреев. По данным ЦАРВС (фонд 37837, дела 57, 71, 79 - 82) на 30 июля 1936 года в РККА насчитывалось 163 евреея, относившихся к высшему комсоставу: от комбрига до командарма. В том числе начальники военных академий Б.Иппо, А.Шифрес, Я.Авиновицкий; нач. Главного управления кадров РККА Б.Фельдман, нач. Разведуправления РККА С.Урицкий, командующие военных округов, их заместители и начальники штабов, командармы, комкоры, командиры дивизий и бригад. Из них 154 человека погибли в ходе репрессий. Ни имен, ни данных об этих евреях в «Дополнении» мы не найдем.
Впрочем, о выдающемся полководце Григории Штерне сравнительно большая справка дана. Однако и при этом не обошлось без серьезных ошибок. К примеру, сказано, что генерал-полковник Г.Штерн, командовавший 1-й Особой Дальневосточной армией, руководил боями у оз. Хасан в 1938 году. Он действительно ими руководил, но генерал-полковником тогда еще не был, ибо генеральские звания в РККА введены лишь в 1940 году. Тогда Штерн имел звание - командарм 2-го ранга и был начальником штаба Дальневосточного фронта. Затем он становится командующим Дальневосточным фронтом и руководит разгромом японцев на Халхин-Голе. В «Дополнении» же он так и остался на должности, выдуманной авторами «Дополнения».
По сравнению с первым томом КЕЭ, в «Дополнении» участие евреев в Великой отечественной войне освещено полнее. Однако и здесь упущены важнейшие аспекты их боевой деятельности, не названы многие полководцы и видные военачальники. В частности, не упомянут ни один из тех, кто во время войны служил в Генштабе, в наркомате обороны и Главных штабах ВМС и ВВС. А таких было 16 человек. Назову лишь некоторых: начальник инженерных войск РККА генерал-полковник Л.Котляр, начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-лейтенант А.Карпоносов, начальник Главного технического управления ВМС вице-адмирал А.Орлов, начальник управления Главного штаба ВВС генерал-лейтенант М.Левин.
Единственным евреем, командовавшим фронтами в Великой Отечественной войне, был Родион (Рувим) Яковлевич Малиновский. В войну он вступил, командуя 48-м стрелковым корпусом. Затем возглавлял 6-ю, 66-ю и 12-ю гв. армии. После чего становится командующим войсками фронтов: Южного, Юго-Западного, 2-го Украинского, Забайкальского. Ему присвоено звание Маршала и дважды Героя Советского Союза (Российская Еврейская Энциклопедия, том 2-й, стр. 232). И об этом выдающемся полководце нет даже упоминаний ни в самой КЕЭ, ни в «Дополнениях» к ней. Как нет там упоминаний о заместителях командующих фронтами генерал – лейтенантах А.Вургафте и А.Крупникове. Не вспомнили иерусалимские энциклопедисты и о Владимире Яковлевиче Колпакчи. А ведь он был одним из крупнейших полководцев той войны. Герой Советского Союза , впоследствии генерал армии, В.Колпакчи был начальником штаба фронта, командовал войсками армий: 18-й, 62-й, 63-й и 69-й. Забыт также и командарм 24-й армии генерал – майор Яаков Броуд, убитый в бою в июне 1942 года.
Этот раздел «Дополнения» завершается сообщением, что в Великой Отечественной войне звание генерал-лейтенанта имели 6 евреев. Что тут скажешь! Явно поскупились энциклопедисты, ибо генерал-лейтенантов было куда больше. Думается, вполне стоило им упомянуть хотя бы о том, что евреи в той войне имели звания:
Маршал Советского Союза
Генерал-полковников – 6
Генерал-лейтенантов – 29
Генерал-майоров – 182
Вице-адмиралов – 1
Контр-адмиралов – 8
Наконец, авторы «Дополнения» не потрудились исправить большинство ошибок в 1-м томе КЕЭ, хотя их там немало. К примеру, сказано, что майор Цезарь Куников в течение 7 месяцев оборонял поселок Станичку, а на деле он был убит на 12 день после высадки десанта.
Никаких поправок в путанице с Героями Советского Союза не сделано. Из 22 асов названы только два, далеко не самые выдающиеся. К примеру, В.Левитана, В.Хасина и Б.Ривкину представляли на дважды Героев, а о них – ни слова. Зато евреек-летчиц явный перебор, их число увеличено в четыре раза, ибо ни Зина Гофман, ни Рахиль Злотина звания Героя не получали, а Лиля Литвяк была украинкой, как и Людмила Кравец, также сопричисленная к числу еврейских героинь.
Путаница продолжается в рассказе о командирах подлодок. В их число включен Исаак Кабар. Человек с такой фамилией никогда подлодкой не командовал и, естественно, не мог быть Героем-подводником. А вот Самуила Богорада и Владимира Коновалова – евреев, командиров подлодок, Героев Советского Союза, энциклопедисты проглядели.
В самом конце этого раздела Краткой еврейской энциклопедии названы всего два командира партизанских отрядов – Каган и Эпштейн, ничем особенно не выделявшиеся из десятков партизанских командиров – евреев. Ведь против немцев воевали 7 евреев-командиров партизанских бригад: С.Ганзенко, А.Марченко, Юргис (Зиманас), С.Свердлов, Е.Коренцвит (Валянский), И.Птицын, Т.Бельский. О них – ни слова, как и о Герое Советского Союза И.Казинце, А.Печерском, Ш.Зорине, И.Лапидусе, С.Ковнере, Г.Смоляре. А ведь это наиболее выдающиеся партизанские командиры – евреи.
Можно бы и дальше продолжить перечень ошибок, недомолвок и явной несуразицы в самой Краткой еврейской энциклопедии и в «Дополнении» к ней. Думается, и без того ясен уровень компетентности и добросовестности авторов одного из немногочисленных академических источников информации о боевом прошлом еврейского народа. А ведь именно этот вопрос, пожалуй, наименее изучен. И это используется сегодня для прямых инсинуаций не только в органах массовой информации, но и в целых монографиях недобросовестных авторов и откровенных юдофобов.


Комментарии (Всего: 13)

Не был Малиновский евреем. Фамилия по матери - из крестьян.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Герой Советского Союза...командир подлодки Северного флота Израиль Израилевич Фисанович

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Автор этого текста забыл упомянуть еврея героя Гражданской войны командарма первого ранга Иону Эммануиловича Якира, командующего Киевским военным округом, арестованного сталинскими палачами 1 июня 1937 года и расстрелянного вместе с Маршалом Советского Союза Михаилом Николаевичем Тухачевским и ещё шестью высшими руководителями РККА в ночь с 11 на 12 июня 1937 года.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
А даже если Нахимов и еврей, к чему такое волнение? Мне кажется, что если бы его педофилом обозвали, то шуму было бы гораздо меньше! Какая, б...., разница? Молиться еврею Иисусу - это ничего, а вот то, что адмирал Нахимов еврей - ну никак не пережить!

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Все народности в России не русской национальности те же самые евреи, коми, ханты, манси чукчи, якуты а также даже тюркские народности с Азии для удобства русскоязычного населения давались русские имена. И теперь очень трудно определить кто же на самом деле по национальности были великие люди. История СССР была направлена на поднятие имиджа русской национальности, и история России для изучения в учебных заведениях написана как народность господствующая в мире. Россия Великое Государство но надо не забывать что в Российской Федерации живут более 100 национальностей. И не надо всегда говорить что русский народ победил Отечественную Войну, воевали все. МЫ РОССИЙСКИЙ НАРОД. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА. МЫ ВСЕ РАВНЫ. ОТНОСИТЕСЬ К НАМ С УВАЖЕНИЕМ И МЫ БУДЕМ САМЫМ СИЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ В МИРЕ.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
А как насчёт Гастелло?
Антисемитская Россия плохо знает свою историю, или не хочет знать. Начиная с Андрея Первозванного, который освятил своим пребыванием место для Киева, и по сегодняшний день в их письменности, словах и молитвах - всё из проклятого Ближнего Востока.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Да абсолютно словянская внешность да еще с горбатым носом и если взять что Нахимов (почти нахумов) и то как в России были кантонисты и кто такие кантонисты думаю что скорее всего он еврей.Но как писал один из авторов у русских только они ГЕРОИ и даже Григорий Новак кстати иой дядя всегда писался Великий Русский Богатырь

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
См.:
http://forum.winnipeg.ru/index.php?showtopic=445

С 1996 года периодически в российской, иностранной и зарубежной русской прессе поднимается вопрос о национальной принадлежности адмирала П. С. Нахимова.

Первоначальным источником версии о принадлежности Нахимова П. С. к еврейской национальности явился М. Штейнберг, который в 1996 году в США на русском языке издал книгу “Евреи в войнах тысячелетия”.

В дальнейшем, основываясь только на тексте вышеуказанной книги, выдержку из нее перепечатала газета “Форверст” в статье от 17 апреля 1996 года (газета издается в США на русском языке).

Некий Арон Пейсахович также только на основании текста книги в своей статье “Сын еврейского народа адмирал Нахимов” утверждал, что Нахимов П. С. — еврей. За подписью последнего аналогичная статья помещена и в “Еврейской Энциклопедии” на странице 287.

Характерным как для первоисточника подобного предположения, так и для всех его вышеперечисленных последователей является полное отсутствие ссылок на достоверные исторические факты или архивные документы.

Впервые в России официально краткая родословная адмирала Нахимова опубликована в 1895 году в издании “Русские родословные книги” князя Лобанова-Ростовского. В 1915 году в труде “Летопись историко-родословного общества в Москве” опубликовано отдельное исследование происхождения его рода. Оба этих основополагающих издания утверждают, что род Нахимовых происходит от “малороссиян”.

В свою очередь В. Я. Дубнова (в настоящее время проживает в Москве), внучка знаменитого еврейского историка Шимона Дубнова, ознакомившись со статьей в газете “Форвертс”, провела свое исследование генеалогии фамилии адмирала Нахимова. На основании изучения архивных документов, опубликованных ею в вышеуказанном издании, она утверждает, что “нет оснований искать еврейские корни у русского адмирала”.

В результате полемики, открытой на страницах “Форверст”, газетой было принято решение о проведении самостоятельного расследования по обсуждаемому вопросу. Итогом этой деятельности явилась статья М. Немировской — собственного корреспондента газеты в Москве. На основании изучения архивов в Москве и С. Петербурге ... она пришла к выводу, что у “Форверст” нет оснований сомневаться в происхождении адмирала и нет оснований для причисления его к еврейской нации.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Кириллу детский лепет посмотри на этого "словянина"с горбатым носом но у русских всегда только они герои и силачи даже Григорий Новак был великим "русским" богатырем уже четко известно что Нахимов внук крестившегося еврея его дед изменил фамилию Нахумов на более словянскую Нахимов и отец уже стал Нахимовом

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *
Насчет Нахимова, совершенно бездоказательная, но распространенная легенда. Не надо причислять к евреям исходя из предположений о фамилии. Так и Менделеев в еврем попал.

Редактировать комментарий

Ваше имя: Тема: Комментарий: *

1 2