Мистер кей, все о’кей?

В мире
№14 (624)

В грузинскую действительность неожиданно и стремительно ворвалось новое имя, сразу же ставшее в один ряд с главными действующими лицами громких скандалов. Ибо связано оно с самым затянувшимся и вызвавшим наибольший международный резонанс скандалом вокруг телекомпании «Имеди». В этом деле, нанесшем ощутимый удар по имиджу грузинской демократии, основной фигурой теперь стал гражданин США Джозеф Кей. Он бросил вызов и могущественному всемирному медиа-магнату Рупперту Мэрдоку, и скрывающемуся в Лондоне миллиардеру Борису Березовскому, и семье покойного грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили, и будоражащей Грузию непримиримой оппозиции.
Впервые его имя прозвучало в Грузии во время похорон Бадри - среди приехавших на траурную церемонию пресса упомянула и «двоюродного брата Джозефа Кея». А теперь именно этот человек объявлен... единственным владельцем «Имеди». Страна в изумлении: что за янки вдруг объявился в родственниках у грузинского еврея?
Но если порыться в «смутных временах» России, то обнаружится любопытный факт. В 1997 году, когда главный телеканал этой страны - ОРТ был в руках Патаркацишвили, его коммерческим директором да еще и главой дочерней компании «ОРТ-видео» был назначен все тот же Джозеф Кей. После ухода Бадри из этого бизнеса родственник надолго оказался в тени. И приподнять завесу над этой тенью будет весьма и весьма интересно.
При рождении сэр Кей носил имя Иосиф Какалашвили, он - пасынок тети Бадри. Подростком уехал с родителями в Израиль, позднее перебрался в США, стал инвестиционным банкиром. Примечательно, что его компания London International Bank & Trust Company Ltd зарегистрирована в оффшорной зоне Виргинских островов, пользующейся не самой лучшей репутацией в деловых кругах. И с “Европейским инвестиционным банком” он активно сотрудничает, помогая размещать инвестиции в страны с высоким риском.
В общем Сосо-Джозеф способен на то, на что не решатся многие бизнесмены. Ну а кроме того, он - акционер и советник американской энергетической корпорации Tri-Valley Corporations, в сфере его бизнес-интересов - сталелитейная промышленность, производство сахара, СМИ и недвижимость. В Грузии под его контролем находятся крупнейший сахарный комбинат и знаменитый Руставский металлургический завод. И вот теперь настала очередь телеканала, который грузинская оппозиция называет «главным достоянием народа».
Как известно, этот канал дважды исчезал из эфира - сначала его закрыли власти, а потом и сами журналисты, заявившие, что не желают участвовать в грязных политических играх. Не раз назывались даты возвращения в эфир, но все они оказывались фикцией. Народ уже перестал понимать, что происходит с его «достоянием», как после смерти Патаркацишвили что-то начало проясняться. Было объявлено, что бизнесмен завещал «Имеди» своей семье, та не желает вмешиваться в политику, но независимый канал все же возобновит работу.
И вдруг – гром с ясного неба. Оказалось, что контрольным пакетом медиа-холдинга владел некий одноклассник олигарха, который продал этот пакет Джозефу Кею. Американец не только сообщил, что Патаркацишвили попросил его «присмотреть» за «Имеди», но и подтвердил это доверенностью. Правда, он ничего не говорит о том, что уже успел передать телеканал в 5-летнее управление кому-то еще. Но журналисты раскопали этот факт, и оппозиция уверена, что за «третьим лицом» стоят власти, исполнившие таким образом свою давнюю мечту - не просто нейтрализовать, а вообще заполучить единственный мощный рупор оппозиционеров.
Семью Патаркацишвили столь неожиданный поворот дел, конечно, ошеломил, но из колеи не выбил. Вдова миллиардера Инна Гудавадзе сразу же заявила из Лондона, что это попытка обманным путем завладеть телекомпанией, она уверена, что в судебном порядке сможет восстановить справедливость.
Тем временем за рубежом к скандалу с Джозефом Кеем подключилась не только юриспруденция, но и большие деньги. По грузинскому телевидению выступил друг и соратник покойного Борис Березовский. Он сообщил, что давно знает Кея как непорядочного человека и предупреждал об этом Бадри, но тот «был сильным человеком и не очень обращал внимание на нелояльных людей, считая, что в состоянии контролировать ситуацию».
По словам Березовского, Кей и его адвокат на второй день после смерти Патаркацишвили предъявили его семье подложные документы на распоряжение всем имуществом, а потом порадовали этим и грузинские власти.
«Вскоре выяснилось, что они мошенники, сфальсифицировавшие документы, - утверждает Борис Абрамович. - Адвокат сейчас находится в тюрьме в Белоруссии, где пытался подлогом завладеть собственностью Бадри. То же самое пытался сделать Джозеф Кей в Грузии и в других странах - Великобритании, Америке, Израиле. Адвокаты вдовы Бадри направили письмо не только премьер-министру Грузии, но и генпрокурору Белоруссии. Они приводят свидетельства того, что Кей и его адвокат - мошенники, и предостерегают официальные власти от сотрудничества с ними”.
Сказано это, конечно, неспроста - Березовский не скрывает, что имеет свои интересы в отношении “Имеди”: “Ситуация с активами Бадри в Грузии неясна, пока не могу сказать, владею ли я телекомпанией, но совершенно очевидно, что у меня не было интересов, отличных от интересов Бадри”.
Ну а в Грузии все - по дедушке Крылову: Васька слушает, да ест. Кей уже вовсю командует на «Имеди». Правда, он утверждает, что часть завещания с указаниями об управлении имуществом Бадри находится у адвоката, которого Березовский специально отправил на своем личном самолете в Белоруссию, чтобы сдать там властям. “Я готов подождать завершения всех судебных и юридических процедур, которыми окончательно будут подтверждены мои полномочия”, - заявляет он. Но действовать продолжает, не дождавшись этого подтверждения.
Он аннулировал договор, которым Патаркацишвили на год передал права управления «Имеди» компании Рупперта Мэрдока News Corporation. Он пообещал возобновить вещание 26 марта, а потом перенес на 10 апреля. А его кредо просто не может не радовать власть: «Канал должен восстановить то лицо, которое у него было до ухода Патаркацишвили в политику». Поэтому его новые подчиненные предъявили ему меморандум: они не должны испытывать чье-либо давление.
Но даже не все это привлекло особое внимание общества. Национальная комиссия по коммуникациям должна была рассмотреть вопрос о прекращении лицензии «Имеди», не вещавшей 3 месяца. Но Кей преспокойно сообщил, что юридические аспекты не представляют для него проблемы. И комиссия в тот же день заявила, что вообще не будет рассматривать этот вопрос. Ну как тут не задуматься о том, что обновляющемуся каналу покровительствуют сверху? Оппозиция же просто убеждена в этом. И после того, как ее 17-дневная голодовка перед парламентом не привела к заметным результатам, акцент сделан на борьбу за независимость «Имеди». Даже из далекого Парижа беглый экс-министр обороны Ираклий Окруашвили заявил, что этот вопрос гораздо важнее для свободы слова и демократии, чем забота оппозиции о том, по каким спискам депутаты пройдут в парламент. Похоже, народ с ним согласен - многотысячный митинг на проспекте Руставели в защиту «народного телеканала» перерос в перманентные акции протеста у здания «Имеди». Михаил Саакашвили заявляет, что все будет так, как желает народ, но Лейбористская партия все равно призывает Джорджа Буша «вынудить своего марионеточного президента Грузии отказаться от оккупации телекомпании».
А на фоне очередной атаки оппозиции произошло менее шумное, но о многом говорящее событие. Инвестиционная компания Salford-Georgia, принадлежавшая Патаркацишвили и управляющая крупными проектами, разорвала все контакты с «Имеди» и связанными с ней компаниями. И вывела своих представителей из их попечительских советов. В ней не верят в возрождение прежней «Имеди». А народ все еще верит, по крайней мере, до 10 апреля.