Пессимисты и оптимисты
В конце декабря во многих изданиях, в том числе и в «Русском базаре», прошла информация, что европейцы якобы стали менять свое отношение к Израилю в лучшую сторону. В ней речь шла о том, что более половины жителей Великобритании, Германии и Франции, принявшие участие в предновогодних опросах, считают Иран, Сирию вкупе с террористическими организациями «ХАМАС» и «Хезболла» главными виновниками нестабильности в регионе.
Лично у меня такой мажорный тон этой заметки вызывает, мягко говоря, недоумение. Можно ли судить о настроениях европейской общественности по нескольким исследованиям, проведенным (внимание!) по заказу израильского МИДа?
Не знаю, как вам, господа, а мне очень трудно поверить в метаморфозу европейцев. Вспомним хотя бы, чью сторону фактически принял Совет Европы в ходе Второй ливанской войны, обвинив Израиль в «неадекватности» своих действий. Свою позицию европейские политики подкрепили журналистскими репортажами с места боевых действий, в которых в основном фигурировали разрушенные израильскими ВВС ливанские объекты, зато последствия ракетных обстрелов северных городов еврейского государства показывали вскользь и неохотно. По многим европейским столицам в июле-августе прошлого года прокатились многочисленные антиизраильские демонстрации, участники которых несли в руках флаги «Хезболлы».
«Следует признать, - отмечал тогда журнал «Экономист», - что критика Израиля лидерами европейских стран отражает мнение миллионов их избирателей. Отношение к нему в Старом Свете становится все хуже».
Опросы, проведенные экспертами YouGov, в которых респондентов попросили оценить действия израильского руководства, показали, что 63 процента жителей Великобритании и 75 процентов немцев осудили введение войск и бомбежки шиитских районов ливанской столицы.
О «позитивных сдвигах» в отношении Израиля и проживающих в Великобритании евреях можно судить по числу антисемитских акций. Если в 1996 году их было 369, то в 2003 году – 609, в 2004 году – 532, в 2005 году – 455. В Германии и Франции ситуация не намного лучше. Как пишет «Лос-Анджелес таймс», « вспышка антисемитских акций и прямого насилия в отношении евреев и их учреждений, в различных европейских странах, в том числе во Франции и Германии, превратило еврейские учреждения в настоящие крепости, вынуждая евреев чувствовать себя на осадном положении».
Согласно проведенному в прошлом году компанией Pew Global Attitudes исследованию, европейцы больше симпатизируют палестинцам. В США - наоборот: 50 процентов – за Израиль, и не больше 15 процентов – за палестинцев.
Нельзя не вспомнить и опрос специалистов Европейского союза, в котором у его участников поинтересовались, какую страну они считают наибольшей угрозой миру. 59 процентов заявили, что Израиль опасней Ирана, КНДР и Пакистана!
Выражая обоснованные сомнения в изменении отношения европейцев к Израилю, попытаемся выяснить, за что же жители «старушки» так плохо к нему относятся.
Прирост мусульманского населения во Франции, Великобритании, Бельгии и других странах Старого Света и связанное с этим усиление антисемитских настроений? Да, фактор серьезный. Однако одной неприязнью к евреям нельзя объяснить нелюбовь значительной части населения Западной Европы к Израилю. В странах восточной и центральной частях континента антисемитские настроения ощущаются даже сильнее. Однако это обстоятельство мало сказывается на отношении к еврейскому государству как со стороны народов этих государств, так и их правительств. В той же России, например, действия Израиля подвергаются куда меньшей критике, чем в Париже, Риме или Лондоне.
Доминирование на политической сцене Европы политиков либеральных взглядов, которым не дают покоя «страдания палестинского народа»? Вне всякого сомнения, эти настроения передаются сверху вниз, формируя общественное мнение.
Политологи указывают, что европейские правительства, контролируемые левыми силами и их единомышленники в СМИ, считают недопустимым продолжение оккупации арабских земель, перешедших под контроль израильтян после Шестидневной войны. Эту точку зрения разделяет и большинство рядовых европейцев.
Не прибавляют симпатий к израильтянам со стороны европейцев и тесные связи между Иерусалимом и Вашингтоном. Как известно, идеологические расхождения между либеральным Старым Светом и куда более консервативным Новым, довольно глубокие. Ясно, что проамериканская политика израильских правительств (что левых, и правых) не вызывает, мягко говоря, восторга либеральных европейских кругов.
В свете приведенных мной фактов вряд ли стоит удивляться, что предпринимаемые в последние годы попытки израильского руководства улучшить имидж своего государства как на мировой арене в целом, так и в Европе, в частности, пока не увенчались успехом.
В декабре нынешнего года Саймон Энхолт, известный эксперт в области «общественной дипломатии» и создатель National Brands Index, заявил в интервью Newsweek:
«У Израиля катастрофически плохой имидж. Согласно моей рейтинговой системе, Израиль занял последнее место по степени привлекательности среди 36 государств, представлявших Северную и Южную Америку, Европу и Азию. Причем практически по всем параметрам. В подобных случаях я прямо говорю: изменить государству свой имидж практически невозможно».
В самом Израиле на пессимистические прогнозы Энхолта стараются не обращать внимания, надеясь переломить настроение мировой общественности в свою пользу. С этой целью МИД обратился за помощью к рекламным агентствам и экспертам по связям с общественностью как в самом Израиле, так и в США. Осенью прошлого года этому вопросу была посвящена специальная встреча в Тель-Авиве, организованная министром иностранных дел Ципи Ливни.
«Израиль - прекрасная страна, - заявила она во время саммита. - И мы бы хотели, чтобы люди в других государствах поняли это. Зарубежные СМИ часто рисуют нас как военный лагерь, жители которого только тем и занимаются, что конфликтуют со своими соседями. На самом деле это не так. Когда люди поймут это, их отношение к нашей стране обязательно изменятся».