чем выше, тем БОГАЧЕ И УМНЕЕ
Давно известно и доказано, что высокие люди зарабатывают больше денег, взбираются выше по социальной лестнице, более честолюбивы, чем люди низкорослые, ниже среднего роста. Казалось бы, малорослые мужчины достаточно обижены судьбой – низкий доход, низко котируются на любовном рынке, меньше ценится их вклад в местный банк спермы – так недавно было добавлено еще одно унижение: малорослые люди глупее, чем высокорослые. Два экономиста из Принстона доказали – обидно для тех из нас, которые ниже 5 футов 9 дюймов, - что более высокие мужчины потому и зарабатывают больше, что они, попросту говоря, умнее. Причем разница в познавательной способности становится очевидной с трех лет. На протяжении всего детства более рослые дети проявляются значительно лучше на тестах по умственному развитию.
Стефен Холл написал скандальную книгу «Значение роста» о том, как рост влияет на здоровье, счастье и успех у мальчиков и у мужчин, которыми они (мальчики) станут. Холл предлагает рассмотреть само это слово “stature”.Его первичное значение – физический рост. Но оно также означает в широком разбросе - от достоинства и харизмы до значительности и престижа. На уровне метафоры высокий рост и уважение, даже преклонение накрепко связаны в человеческом уме. «Благородство души сопровождает высоту тела» - писал в XVIII веке немецкий врач, отражая традиционную мудрость своего времени. Многочисленные изучения в наше время показали, что люди подсознательно приписывают положительные качества высокорослым. Мало того, что высокие люди считаются более умными, они автоматически слывут более симпатичными, более надежными, более властными и доминирующими. Кажется, что выгоды, приписываемые высоким, начинаются у них с рождения и затем продолжают накапливаться, пока не образуется общество, где высокие идут впереди, а коротыши следуют за ними- «altocracy» (от латинского altus – высокий) - как назвал это общество Холл.
Любопытно, что у русских все наоборот. Малый ростом вызывает симпатию, и на него можно положиться: «Мал золотник, да дорог», «И велик, да дик, и мал, да удал». Все у русских – от обратного к выводам Холла. Низкорослый умен, высокий – туп: «Великонек, да плохонек; а маленек, да умненек». Малый ростом зарабатывает больше денег и занимает высшие посты на иерархической лестнице: «Велик телом, да мал делом», «Живет и меньшее лучше большого». Да хоть нынешнего президента взять. Как к нему ни относись, он ростом мал, а пост велик.
Только 3 из 43 американских президентов – Джеймс Медисон, Бенджамин Гаррисон и Мартин Ван Бурен – были ниже 5 футов 7 инчей. Общеизвестный факт: из двух кандидатов в президенты побеждает один – более высокий. Хотя на последних выборах более высокий Керри проиграл более низкому (не только в смысле роста) Бушу - младшему. Исключение, увы, доказывает правило. Высокие – в фаворе.
Но через два года все может измениться, учитывая, что среди наиболее вероятных кандидатов из Республиканской партии – ниже среднего роста Руди Джулиани, а из Демократической партии – еще ниже Руди Хиллари Клинтон. На менее значительных постах рост не играет такой роли. Скажем, мэры Нью-Йорка – коротыши: от легендарного Ла Гвардии до нынешнего Блумберга. То же самое в Сенате и Конгрессе, где представлены не только высокорослые – скажем, недомерок сенатор из Мичигана Карл Левин.
Связь высоты роста с культурным предпочтением и даже с экзистенциальными ценностями прослеживается глубоко в истории. Римский историк Тацит, живший в первом столетии до н.э., ассоциировал высокий рост одновременно с физической силой и моральным превосходством. Начитавшись Тацита и его последователей, прусский король Фредерик Вильгельм стал одержим манией гигантизма – рекрутчиной и муштровкой армии великанов в начале XVII столетия. Его полком потсдамских гигантов командовал исполин свыше 7 футов ростом, а среди наемников был по крайней мере один мужик выше 8 футов; ни один из гигантов не был ниже 6 футов. Это была, очевидно, самая высоченная группа людей, собранных вместе, - до появления в Америке профессионального баскетбола. Другие военные лидеры подражали Фредерику. У более рослых солдат шире шаг, они могли дальше выбрасывать штык и быстрее перезаряжали свои длинные ружья. Именно в этот период истории – когда высокорослые солдаты котировались значительно выше, чем малорослые, – рыночная (и моральная) ценность высокого роста была впервые узаконена.
Высокий рост всегда рассматривался как желательная физическая черта- настолько желательная, что более столетия назад Сэр Фрэнсис Гальтон начал собирать данные измерения роста у британских школьников. Это была прелюдия к его мечте о создании генетически совершенной высокорослой расы. Этот его проект так и не осуществился, но ученые возвращаются снова и снова на этот роковой перекресток, где сошлись гены, условия существования и высокий рост.
Интересно, что с детства полученные клички «коротыш», «недомерок» остаются с человеком на всю жизнь – каков бы ни был его окончательный взрослый рост. Вы можете вырасти в конце концов длинным, но это значит меньше, чем то, как вы росли в детстве и отрочестве. И как много вы, став взрослым, зарабатываете, зависит от того, какого роста вы были в возрасте 16 лет. Все, что случилось в подростковом возрасте, залегло глубоко в подсознание и осталось там.
Взять пример Гарри Трюдо, известного карикатуриста.Даже после того, как он вырос до 6 футов, не говоря уже о том, что стал знаменитым мультимиллионером, Трюдо отказывался от встреч с одноклассниками. И все потому, что в подростковом возрасте он был ниже всех в классе и его прозвали «карликом» -кличка, от которой он так и не избавился.
В книге Холла поставлено много вопросов, связанных с ростом человека. И ростом целой нации. Что говорит о культуре и обществе средний рост населения? Почему голландцы так высокорослы? И почему американцы становятся сравнительно меньше ростом? И как одобрение администрацией в 2003 году человеческого гормона роста для «лечения» низкорослых детей повлияло на политику и науку роста. И «подлечивая» малорослых детей гормоном роста, не создаем ли мы целый новый класс недомерков, которым не помогли нагнать рост с помощью гормонального лечения? Не развернули ли мы гонку вооружения против низкорослости? Если так, то нетрудно понять почему. Рост в жизни человека значит много, ибо он «непосредственно влияет на социальные нормы, романтические взаимосвязи, на иерархию рабочего места и на наше самочувствие – влияет долго после того, как мы перестали расти».
Если формула «высокие люди умнее и доходнее, чем низкорослые» верна, то можно представить, как горестно звучит она для родителей с детьми ниже среднего роста. Однако не все так гладко, и у этой формулы есть свои нюансы и спорные пункты. Доказано на многих примерах, что рост зависит не только от генов, но также и от предродового развития, раннего постродового питания и даже от социально-экономического статуса семьи. В самом деле, ученые, занимающиеся проблемой роста, знают вот уже два столетия, что дети, получающие обильное раннее питание, растут быстрее и выше, чем дети, лишенные такой заботы, и что хорошо упитанные детки делают ранний рывок в росте. Подобная забота о ребенке, включая минимальную подверженность болезням, производит детей, у которых хороший шанс достичь своего генетического потенциала в росте. А фактор окружающей среды, который, считается, влияет на умственное развитие, влияет также и на рост.
Если все это сложить, картина получается более усложненная, чем простая формула: «высокорфослые люди зарабатывают больше, потому что они умнее». Некто ростом 6 футов (но мог бы дорасти до 6 футов 2 инчей, если бы о нем лучше заботились с раннего детства) может не развить свои умственные способности до такой степени, как некто ростом 5 футов 6 инчей, но с мощной подпиткой родительской заботы.
Более точно, хотя не столь эффектно, формула роста звучит так: при всех равных условиях люди, достигшие в росте своего потенциала, выше они или ниже среднего роста, скорее всего будут умнее, чем те, кто не дорос до своего генетического максимума. Исследования показали, что высший прирост дохода взрослого мужчины строго соотносится с ростом подростка в 16 лет. Кроме того, высокорослые подростки наращивают «человеческий капитал», занимаясь атлетикой и будучи социально активными.
Сам Холл относится к невысоким (5 футов 5 инчей) и видит эволюционное и моральное преимущество в малорослости. Дарвин интригующе предположил, что хотя основная тенденция эволюционного процесса склоняется к большему размеру, давление выживания на наших предков, которые были меньше ростом, чем их приматы-конкуренты, вполне возможно привело к развитию человеческого разума. Или, как смело рассуждает Холл, низкорослость и слабость более мелких наших предков ответственны за не что иное, как рождение цивилизации». Исходя из собственного опыта, Холл полагает, что малый рост в школе побудил его развить не только большей подвижности интеллект и остроумие, но и большее сочувствие и понимание.
И сделал его, возможно, более привлекательным, чем его высокорослые соперники. (Холл удачно женат на женщине на 4 инча выше его, с двумя детьми). Отсюда совет женщинам: обозревая кучу-малу ребят на школьном дворе, проигнорируйте долговязого горлана-главаря наверху свалки и обратите внимание на недомерка в самом низу. Не похоже (хотя кто знает?), что он станет президентом, но вполне возможно, что он окажется лучшим мужем и семьянином. Женщины, хорошо подумайте, прежде чем сделать окончательный выбор и выйти замуж.