За кулисами реформы
Сообщения о том, что в Нью-Йорке будут закрываться, сливаться или реконструироваться госпитали и дома для престарелых, взволновали многих жителей нашего штата. Многие ньюйоркцы, лишь сейчас осознавшие масштабы грядущей реформы, стали задавать вопросы, которые раньше не приходили им в голову. Почему реформа стала необходима? Обязательно ли закрывать госпитали или можно их вытащить из болота, превратив из убыточных в прибыльные? Что ждет постоянных пациентов обреченных госпиталей, особенно малоимущих? Что ждет их работников? Что делают их спонсоры (если они имеются)? Что делают политики, в чьих районах они находятся? И вообще, кому все это выгодно? Кто был инициатором реформы, и какие «скелеты в шкафу» скрываются за созданием специальной комиссии, «подкапывающейся» под госпитали и дома для престарелых?
Ответить на все эти вопросы в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы решили «разбить» наше расследование, касающееся госпиталей, на несколько материалов.
Начнем сначала, то есть с формирования комиссии под внушительным и многообещающим названием - The Commission on Health Care Facilities in the 21st Century. Эта беспрецедентная комиссия (ни в Нью-Йорке, ни в каком-нибудь другом штате такие не создавались) начала работать в прошлом году по инициативе администрации штата Нью-Йорк, будучи убежденной, что местная система медицинских учреждений находится в глубоком кризисе. Созданию комиссии предшествовал санкционирующий ее закон, а входили в нее 24 человека, из которых 12 были назначены губернатором Джорджем Патаки, шесть – предложены лидерами Сената и еще шесть – лидерами Ассамблеи Имперского штата. Кроме того, были созданы еще шесть местных консультативных групп (в Лонг-Айленде, городе Нью-Йорке и других регионах штата), которые собирали информацию о медицинских учреждениях, разжевывали ее и клали на стол комиссии. По плану Патаки местные группы должны были представить свои заключения комиссии к концу лета 2006 года, сама комиссия - составить рекомендации до начала декабря, а до конца года эти рекомендации должны были обрести статус закона – с одобрения губернатора и легислатуры штата.
Надо сказать, что система нью-йоркских медицинских учреждений действительно была в кризисе: госпитали годами жаловались, что с трудом сводят концы с концами, а администрация штата брюзжала, что на них уходит слишком много денег из карманов налогоплательщиков. Многие госпитали теряли пациентов, влезали в долги и испытывали постоянное давление со стороны частных медицинских планов. Огромные деньги поглощали и компании, страхующие госпитали на случаи возможных медицинских ошибок (об этом мы расскажем в отдельной статье), тем более что число этих ошибок росло, несмотря на все достижения науки и техники. Даже сами медработники и защищающие их права организации соглашались, что с системой надо что-то делать. Вопрос состоял лишь в том, что именно...
Слухи о намерениях The Commission on Health Care Facilities in the 21st Century стали распространяться еще до ее первого заседания, состоявшегося в июле текущего года. В народе (то есть среди медработников) ее сразу же прозвали hospital closing commission, и это название базировалось не на пустых подозрениях. Департамент здравоохранения штата Нью-Йорк (DOH) к тому времени уже опубликовал тревожащие данные о том, что лишь 60% коек в нью-йоркских госпиталях используются по назначению, а остальные 40% - пустуют. Некоторые объединения госпиталей, в том числе Healthcare Association of New York State, сразу же стали выражать протест, утверждая, что цифры в докладе не отличаются точностью и что на самом деле в госпиталях пустует менее 17% коек. Судя по полученному «РБ» пресс-релизу Health and Hospital Corporation, эта организация, объединяющая общественные госпитали нашего города, старалась доказать, что она уже их реформировала и в советах комиссии не нуждается. Как отмечается в пресс-релизе, HHC за последние десять лет уменьшила число пустующих коек на 2,400, сократила штат на 9,000 человек и достигла того, что госпитали были загружены на 85%, а среднее время пребывания в них пациентов не превышало пяти дней.
На комиссию все эти контрдоводы не действовали. Правда, ее председатель Cтивен Бергер попытался снять с себя и своих коллег подозрения в тенденциозности, заявив, что реформа отнюдь не сведется к закрытию госпиталей и домов для престарелых: она будет анализировать и решать финансовые проблемы, которые привели к кризису системы медицинских учреждений штата. «Наверное, нам придется закрыть некоторые госпитали, - сказал Бергер. – Но главная наша цель – перестройка системы в целом».
По мнению некоторых правозащитных групп, в частности, Nursing Advocacy and Information Program, создание комиссии было обусловлено двумя финансовыми причинами. Первая - это непомерно раздутый Медикейд штата Нью-Йорк. Медицинская страховка для малоимущих поглощает львиную долю бюджета штата (около 45 млрд. долларов), и сторонники создания комиссии надеялись, что реформа хоть немного притупит «аппетит» этой программы. Предполагалось, что уменьшение числа госпиталей покончит с такими проблемами, как раздутые штаты и малоэффективное лечение, что пациентов (в частности, получателей Медикейда) будут быстрее и успешнее ставить на ноги, что они будут реже попадать в госпитали и в результате расходы на Медикейд тоже начнут сокращаться. Многим медработникам эти надежды представлялись наивными и абсурдными. Как сказала Нэнси Каледа, одна из лидеров NYSNA, «люди, которые нуждаются в медицинских услугах, никуда не денутся, сколько бы госпиталей ни закрыли...»
Второй финансовой причиной было «джентльменское соглашение» между федеральным правительством и властями штата. Министерство здравоохранения США обещало выделить на благородное дело перестройки нью-йоркских госпиталей 1.5 млрд. долларов - в том случае, если лидеры штата на эту перестройку решатся. Джордж Патаки долго носился с идеей создания комиссии, но она не находила поддержки среди легислатуры. Однако в конечном итоге нью-йоркские законодатели уступили губернатору. Уж очень не хотелось упускать маячившую на горизонте кругленькую сумму! И комиссия начала работать...
До сих пор все шло по плану: местные группы вовремя предоставили свои выводы, комиссия вовремя написала свой доклад. Сейчас начинается самый важный этап реформы – превращение советов комиссии в закон. И именно на данном этапе вокруг грядущей реформы могут начаться жестокие бои.
В чем конкретно заключаются советы комиссии? «Русский базар» уже писал о том, что The Commission on Health Care Facilities in the 21st Century предложила штату закрыть шесть госпиталей в городе Нью-Йорке. В целом она считает нужным закрыть в штате Нью-Йорк около 20 госпиталей. При этом некоторые из них должны не закрыться в прямом смысле этого слова, а слиться с более успешными, или использоваться в других целях – например, трансформироваться в клиники. Так, комиссия рекомендует объединить Mount Sinai Hospital (Манхэттен) с North General Hospital, Peninsula Hospital Center (Квинс) – с St. John’s Episcopal Hospital, а New York Methodist Hospital (Бруклин) – c New York Community Hospital .
Десятки других госпиталей, по мнению комиссии, должны реформироваться по-иному: уменьшаться в размерах, закрывать некоторые отделения или брать на себя другие функции. Наконец, в ряде случаев комиссия предложила объединить частные госпитали с общественными.
Как на ее предложения отреагировали нью-йоркские политики? Джордж Патаки, как и следовало ожидать, поддержал их. Элиот Спитцер, который сменит Патаки в январе 2007 года, тоже их в целом одобряет.
Рекомендации комиссии не вызвали особой бури и в легислатуре штата. И в республиканском Сенате, и в демократической Ассамблее, раздаются отдельные голоса против отдельных предложений (например, против объединения общественных госпиталей с частными), но яростного противостояния пока что не наблюдается. Что же касается мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, то он считает, что надо принять еще более жесткие меры, в частности, - прикрыть и другие нью-йоркские госпитали, находящиеся в плачевном состоянии.
Могущественный профсоюз работников системы здравоохранения (1199 United Healthcare Workers East), в свое время поддерживавший и Патаки, и Спитцера, пока что не спешит выступать против реформы, но ожидается, что он вступит в борьбу позже, когда речь зайдет о трудоустройстве людей, лишившихся работы в результате больших перемен. Кеннет Раске, президент Greater New York Hospital Association, настроен более воинственно, подчеркивая, что новый губернатор должен расширить рамки реформы и пересмотреть расходы на здравоохранение в целом. «Множество людей делают деньги в этой системе, но это не те люди, которые работают в госпиталях», - сказал Раске, имея в виду частные медицинские планы, фармацевтические и страховые компании и т.д.
Работники системы здравоохранения, знающие ее изнутри, выражают опасение, что закрытие госпиталей не улучшит, а, напротив, ухудшит ее состояние. Ведь многие пациенты, особенно пожилые и недееспособные, и без этого не получали качественного медобслуживания по причинам финансовым и географическим. К тому же суммы, которые понадобятся на реконструкцию системы, могут выйти за пределы предоставленных федеральным правительством 1.5 млрд. долларов, и властям штата придется тратить на реформу средства, которые могли пойти на помощь госпиталям. И тогда последние начнут испытывать подлинные трудности.