Иммигранты и преступн0сть
Научные исследования, посвященные иммигрантам, так же противоречат друг другу, как и сообщения о пользе и вреде различных продуктов. Кофе, например, то приравнивают к панацее, то называют «любимым наркотиком Америки». А иммигрантов то величают солью американской земли, то сравнивают с чужеродным веществом, грозящим разрушить организм, в который оно проникло.
Совсем недавно газеты писали о росте преступности в иммигрантских общинах США, о тлетворном влиянии юношеских банд, формируемых выходцами из Латинской Америки. А вот на днях в «Нью-Йорк таймс» появилась статья, судя по которой иммигранты способствуют... падению преступности в нашей стране!
В начале нового тысячелетия был проведен общенациональный опрос, показавший, что 73% коренных американцев относятся к иммигрантам отрицательно.
Считается, что они крадут у «старожилов» рабочие места, вносят диссонанс во многие идиллические районы и способствуют эрозии традиционных американских ценностей, в том числе семейных. К тому же во всех иммигрантских общинах есть преступные элементы, а в некоторых эти элементы явно преобладают над другими, честными и законопослушными. Итальянская мафия, «русская мафия», албанская мафия, китайская криминальная сеть, те же юношеские банды выходцев из Латинской Америки... Да разве все перечислишь?! А уж нелегалы, особенно мексиканцы, - сплошь бандиты и наркодельцы...
Профессор Рамиро Мартинес из Флориды, специализирующийся по уголовному праву, предпринял попытку опровергнуть стереотипные представления об иммигрантах, в том числе – нелегальных. Изучая данные о правонарушениях, совершенных в пограничных городах вроде Сан Диего и Эль Пасо, Мартинес обнаружил, что уровень преступности в них значительно снизился в последние годы. А оба эти города тесно заселены иммигрантами из Мексики, число которых растет с каждым годом. Более того, именно в «мексиканских» кварталах, при всей их крайней бедности, преступности меньше, чем в других, «смешанных» или «белых».
Криминолог Эндрью Кармен, автор книги «New York Murder Mystery», пришел к тому же выводу, что и Мартинес. Кармен, долго изучавший преступность в Нью-Йорке, с удивлением обнаружил, что иммигранты, приехавшие в столицу мира в 80-х и 90-х годах прошлого века, на удивление законопослушны, а районы, в которых они заселяются, превращаются из рассадников преступности во вполне приличные и даже благополучные.
Однако самым ярым проповедником теории, «больше иммигрантов – меньше правонарушений» является Роберт Сэмпсон, председатель факультета социологии в Гарвардском университете. Год назад он опубликовал в American Journal of Public Health статью, в которой подытожил долгое исследование криминала в Чикаго. Основываясь на данных, касающихся 3,000 тяжелых преступлений, совершенных между 1995 и 2002 годами, Сэмпсон пришел к выводу, что насилие среди американцев мексиканского происхождения значительно ниже, чем среди их белых и черных сограждан. Гуляя по «испанским» кварталам Чикаго, таким же бедным и грязным, как во Флориде, Сэмпсон и сам обнаружил, что в них на редкость тихо и спокойно. Да и вообще, по мнению Сэмпсона, крупные американские города стали более безопасными начиная с 90-х годов прошлого века. А ведь именно в этот период на Америку нахлынула самая мощная волна иммиграции из разных стран, в том числе из бывшего СССР.
Нельзя сказать, что ученый мир безоговорочно принял доводы Роберта Сэмпсона или Рамиро Мартинеса. Так, политолог Вэсли Скоган уверен, что сведения о низкой преступности в иммигрантских общинах обманчивы. Во-первых, многие нарушители (особенно - нелегалы) ухитряются ускользать от стражей порядка. А во-вторых, многие иммигранты приехали из стран, где недоверие к полиции, прессе, общественным организациям было хроническим. Поэтому даже жертвы преступников (ограбленные, изнасилованные и т.д.) стараются не связываться с копами или с журналистами и не сообщать о том, что с ними произошло...
Допустим, что теория Роберта Сэмпсона и иже с ним верна, и иммигранты действительно делают Америку более безопасной и законопослушной. Чем это объясняется?
По мнению того же Сэмпсона, главную роль играют два фактора. Во-первых, солидарность выходцев из той или иной страны, их забота друг о друге, их страх перед окружающими «чужаками». Находясь в мексиканских кварталах Чикаго, Сэмпсон нередко наблюдал, с какой заботой местные жители относятся к своим уязвимым соотечественника - старикам, женщинам, детям, - и с каким подозрением смотрят на незнакомцев вроде самого Сэмпсона, случайно забредшим в их район.
Второй фактор – семейные ценности. Большинство иммигрантов – выходцы из стран менее передовых, чем Америка. А прогресс, к сожалению, разъедает семейные ценности и способствует исчезновению института брака. Мексиканцы, индусы, китайцы, «русские» и т.д. – женятся охотнее и раньше, чем коренные, англоязычные американцы. Семейные же люди, как правило, более законопослушны, чем одиночки.
Ученые спорят и о преступности среди иммигрантов второго поколения. Например, социологи Алехандро Портес и Рубен Рамбо пришли к выводу, что число нарушителей во втором поколении любой иммиграции значительно больше, чем в первом. Так, среди юных «латинос» преступников в восемь раз больше, чем среди их родителей, а среди юных «вьетнамцев» – в девять раз. Более того, иммигранты второго поколения (за исключением выходцев из Филиппин и Китая) гораздо чаще оказываются за решеткой, чем коренные американцы.
А вот политолог Джон Молленкопф, сравнивший данные о 2,200 молодых иммигрантах из Нью-Йорка с данными об их англоязычных согражданах и сверстниках, убедился в том, что и среди иммигрантов второго поколения преступников значительно меньше, чем среди коренных американцев.
Роберт Сэмпсон тоже считает, что молодые иммигранты гораздо чаще совершают преступления, чем их родители. И виновата в этом ... Америка. Царящий здесь культ насилия привлекает молодежь в большей степени, чем взрослых людей с их устоявшимися взглядами.
comments (Total: 4)