Дамаск в тумане
В мире
Взрыв, прогремевший утром в среду, 15 августа, на автостоянке между фешенебельной гостиницей “Дама Роз” и зданием генштаба сирийской армии, окутал центр Дамаска черным, удушливым дымом, сквозь который с трудом просматривались фигуры пожарников и спасателей.
Информационные агентства поспешили сообщить, что за взрывом стоит сирийская оппозиция, что заряд взрывчатки или начиненный ею автомобиль взорвался возле бензовоза, однако в результате этого теракта пострадали “только” три человека и причинен незначительный ущерб правительственным зданиям и той же гостинице “Дама Роз”, где обретаются миротворцы ООН.
Однако на самом деле реальных последствий этого взрыва точно не знает никто. Как никто сегодня точно не знает, что именно происходит в Дамаске и в других городах Сирии. Черный туман, похоже, стоит не только над Дамаском, но и над остальной территорией страны, и любая поступающая оттуда информация не является стопроцентно достоверной.
Именно поэтому мировые СМИ уделили такое внимание пресс-конференции, организованной в Иордании недавно сбежавшим в эту страну бывшим премьер-министром Сирии Риадом Хаджабом. Этот 56-летний мусульманин-суннит был назначен Башаром Асадом премьером в экстренном порядке, пересев в это кресло с поста министра сельского хозяйства. Разумеется, главой правительства он был только номинально, но, тем не менее, его побег, вне сомнения, стал еще одним болезненным ударом по президенту. На пресс-конференции он заявил, что большая часть высокопоставленных чиновников Сирии готовы последовать его примеру, а режим Асада сейчас контролирует лишь 30% территории страны.
Эти его слова подтверждают мнение министра обороны США Леона Паннеты о том, что правительственная армия крайне ослаблена 18 месяцами войны, ей недостает боеприпасов и продовольствия. Однако тот факт, что столица продолжает контролироваться армией, а в боях за второй по значению город Сирии Халеб (Алеппо) повстанцам пока не удалось добиться решающего перелома, свидетельствует о том, что хоронить правящий режим алавитов пока рановато.
К тому же, он продолжает подпитываться и Ираном, и Россией, и “Хизбаллой”. По опять-таки по непроверенным, но похожим на правду данным в Иране начали подготовку подразделений новой сирийской полиции, состоящей из сирийских мусульман-шиитов. Так как подавляющее большинство населения Сирии составляют мусульмане-сунниты, то опасения местных шиитов и их готовность сражаться на стороне Асада вполне можно понять.
Сирийские повстанцы утверждают также, что недавно “Хизбалла” перебросила в Сирию из Ливана 1500 своих боевиков. Ливанские источники сводят это число до 250, но подчеркивают, что среди этих боевиков есть превосходные снайперы, а даже один снайпер, как известно, может нанести противнику немалый урон.
Наконец, Россия продолжает помогать Асаду оружием. Повстанцы в Халебе утверждают, что в ходе боев в этом городе правительственные войска применили российские термитные бомбы. Если учесть, что российская армия активно использовала такие бомбы в ходе бомбардировки в Гори в 2008 году, то это опять-таки очень похоже на правду.
Но вот, объясняя свой уход с поста специального посланника ООН по Сирии, Кофи Аннан заявил, что любые миротворческие усилия в этой стране невозможны, пока Башар Асад чувствует активную поддержку России и Китая. Почему Аннан не упомянул в этом ряду и Иран, не совсем понятно. Теперь на место Аннана прочат некого алжирского дипломата, хотя все прекрасно сознают, что ни один спецпосланник ООН не в состоянии изменить сложившиеся реалии, а значит, и привести противоборствующие стороны к продуктивному диалогу.
Сегодня уже ясно, что на наших с вами глазах иранская и сирийская проблемы делают мир все более полярным.
И в США, и в России СМИ характеризуют сирийскую проблему как “проблему государственной воли”. Только если США должны решить, одобрить ли военное вмешательство в дела Сирии, то в России думают, как сохранить если не самого Башара Асада, то его режим, вполне устраивающий Москву. Что же касается Ирана, то, чтобы понять, что происходит на этом направлении, достаточно вспомнить заявление Лаврова: дальнейшее ужесточение санкций против фундаменталистского режима может привести к серьезным осложнениям в отношениях между Россией и США.
Израиль, как, впрочем, и Иорданию и Турцию, во всей этой ситуации, разумеется, больше всего беспокоит вопрос о том, к кому попадет сирийское неконвенциональное оружие: какими бы сложными ни были отношения между этими странами, им приходится координировать свои действия.
О том, насколько противоречивы и недостоверны поступающие из Сирии сведения, можно судить и по недавнему интервью одной саудовской газете замминистра иностранных дел России Михаила Богданова. Богданов заявил, что Россия согласна на то, что Башар Асад должен передать власть другому лидеру. Но не успели электронные СМИ перепечатать эту информацию, как МИД России заявил, что Михаил Богданов ничего подобного не говорил.
О том, как могут развиваться события в Сирии дальше, повторим, не знает никто. Некоторые израильские аналитики считают, что падение режима Асада приведет к гражданской войне, в которой все будут воевать против всех – сунниты, шииты, алавиты, курды, друзы, бедуины, черкесы, христиане... Ясно одно: уже сегодня простые сирийцы, к какой бы из многочисленных этнических групп населяющих эту страну они ни относились, проходят через непрерывную череду потерь и страданий. Число погибших в Сирии за последние месяцы по разным данным колеблется между 15 и 20 тысячами человек. Число раненых исчисляется десятками тысяч. Почти во всех городах и деревнях население живет в постоянном страхе и страдает от нехватки продовольствия и элементарных медикаментов. Не случайно на прошлой неделе лидеры черкесской общины, живущие в разных странах, призвали Биньямина Нетаниягу создать на территории Израиля Центр помощи черкесским беженцам из Сирии. Канцелярия премьера решила не реагировать на это обращение, что понятно: Израиль просто не может себе позволить открыть северную границу.
Но беженцы из Сирии в любом случае будут. Сирийско-африканский разлом продолжает дымиться и выходящий из него черный дым медленно, но верно окутывает весь Ближний и Средний Восток.
“Новости недели”
Фото Reuters
“Новости недели”
Фото Reuters
comments (Total: 2)