«ОСТАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ УЙТИ»

Факты. События. Комментарии
№48 (554)

Похоже, я сделал потрясающее открытие: Джордж Буш – типичный американец. Он всегда находит единственно верное решение. После того, как перепробует все остальные. «Америка не знает, куда направляется, но бьет рекорд скорости по дороге туда», - канадский преподаватель Лоренс Питер, автор популярной книги «Принцип Питера», писал словно о сегодняшнем дне. У Военно-воздушных сил США просто замечательный девиз: «Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные - чуть позже». Его неплохо было бы взять на вооружение и Белому дому. Но Белый дом, как шутил Гарри Трумэн, всего лишь самая прекрасная в мире тюрьма.
33-й президент Соединенных Штатов не попал даже в сотню тех, кто оказал наибольшее влияние на историю страны. Список составил журнал Atlantic Monthly после опроса ведущих историков и политологов. В первую десятку вошли Абрахам Линкольн, Джордж Вашингтон, Toмас Джефферсон, Франклин Рузвельт, Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин, Джон Маршалл, Мартин Лютер Кинг, Томас Эдисон и Вудро Вилсон. Из наших современников в этом списке – самый богатый человек мира Билл Гейтс и борец за права потребителей Ральф Нэйдер.
У Джорджа Буша все впереди. Победить в войне с терроризмом он уже не сможет. Остается либо проиграть, либо тихо ее свернуть. Судя по всему, именно к этому и идет дело. Новую стратегию Вашингтона поручено разработать Бренту Скоукрофту, советнику по национальной безопасности Ричарда Никсона, Джеральда Форда и Буша-старшего. Он курирует работу комиссии Бейкера – Гамильтона, которая должна представить Конгрессу свой “иракский отчет” до 10 декабря. Главная его “изюминка” - рекомендация о проведении международной конференции по Ираку с привлечением Евросоюза, России, стран Персидского залива и крупнейших мусульманских государств. Но обсуждаться будет не столько иракский вопрос, сколько израильско-палестинская проблема, ибо, по мнению Скоукрофта, именно она – ключ ко всем мировым бедам.
Похоже, администрация Джорджа Буша готова развернуться к Израилю на 180 градусов. И в случае необходимости вернуться к кнуту, который Джеймс Бейкер и Брент Скоукрофт уже использовали против “несговорчивого” Ицхака Шамира. В начале ноября Скоукрофт, возглавляющий общество американо-турецкой дружбы, слетал в Анкару, где просил турок воздействовать на Башара Асада, чтобы тот помог погасить иракский пожар. В интервью турецкой газете «Daly News» он сказал: «Я думаю, что Ирак – лишь часть региональной проблемы. Начинать надо с палестинской дилеммы... Израилю это может не понравиться, но Израиль сейчас не в самой лучшей форме». Таким образом, Скоукрофт дал понять, что вектор политических пристрастий и интересов может поменяться. Кто будет считаться со стратегически слабым еврейским государством?
Новая иракская стратегия предполагает прямые переговоры с Ираном и Сирией. О графике вывода войск прямо не говорится. Акцент делается на подготовку эффективных иракских вооруженных сил. Этим должно заняться правительство премьер-министра Нури Камаля аль-Малики.
Оно и занимается, но пока безрезультатно. В Ираке уже, по существу, идет гражданская война. Это заметил даже Кофи Аннан. Вашингтон замечать не хочет. Джеймс Бейкер рекомендует начать поэтапный вывод войск, сократив их в течение следующего года до 70-80 тысяч, то есть почти в два раза. Пентагон противится, понимая, что такими силами все дыры не заткнуть. Тем более, если придется стать буферной зоной между сцепившимися друг с другом шиитами и суннитами.
Рекомендации комиссии Бейкера – Гамильтона не имеют силу закона, и президент может их просто проигнорировать или внести существенные коррективы. Поэтому он дал указания Генеральному штабу и Совету по национальной безопасности провести собственные исследования и оценить сложившуюся ситуацию. А сам решил прощупать, чем дышат союзники, отправившись в Ригу на саммит НАТО. Оттуда он улетит в Амман на конференцию, посвященную вопросам региональной безопасности, где встретится с королем Иордании Абдуллой II и иракским премьером аль-Малики.
До назначения министром обороны в комиссию Бейкера – Гамильтона входил и Роберт Гейтс. Сейчас он уступил свое место бывшему госсекретарю в администрации старшего Буша Лоренсу Иглбергеру, который солидарен с позицией другого бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, утверждающего, что победить в Ираке нельзя, но и уходить тоже. И чтобы выйти из патовой ситуации, необходимо срочно подключать Иран и Сирию. С этим согласны далеко не все. Советник президента по национальной безопасности Стивен Хэдли не без иронии заметил, что, выстраивая стройную стратегию, забыли спросить, как к этому относится Дамаск и Тегеран. «Переговоры – не стратегия, - отметил он в одном из последних интервью. – Все дело в условиях, при которых Иран и Сирия начнут вдруг поддерживать Ирак. И будут ли эти условия приемлемы для нас».
Не верит в ирано-сирийское “заступничество” и вице-президент Дик Чейни. Он предпочитает привлечь Саудовскую Аравию. Тем более что вот уже 17 лет поддерживает тесные отношения с королем Абдуллой. Его срочный вылет в Эль-Риад тоже красноречиво говорит о том, что Вашингтон сейчас на перепутье. Но когда-то назначенные союзники не торопятся помогать дяде Сэму. Каждый хочет выжать для себя как можно больше выгод. Иракское “болото”, конечно, отравляет воздух, но пока еще не опасно для жизни. Иорданского короля Абдуллу II, к примеру, больше тревожит израильско-палестинское противостояние, которое он назвал в интервью телеканалу ABC News “центральной проблемой” Ближнего Востока, и нестабильность в Ливане. Для Хашимитского королевства это действительно представляет непосредственную угрозу.
Начала нести потери и Кондолиза Райс. Подал в отставку ее личный друг и один из ближайших советников Филипп Зеликоу, отвечавший за ближневосточную политику. Именно он возглавлял комиссию по расследованию трагических событий 11 сентября 2001 года. И первым озвучил список стран, входящих в так называемую “ось зла” – Иран, Судан, Сирию, Ливию, Северную Корею и Кубу. Саддамовский Ирак к тому времени уже агонизировал, а Ливия не стала искушать судьбу и пошла на сотрудничество с Западом, после чего ее вычеркнули из «черного списка». Зеликоу категорически против сотрудничества с Ираном и Сирей. «Если они олицетворяют собой зло, то как мы можем вместе с ними работать? – вполне резонно вопрошает он. – Тогда надо вычеркнуть их из списка стран, которые спонсируют терроризм».
А тут еще подлил масла в огонь и британский министр обороны Дез Браун, который обвинил Иран в поддержке иракских шиитских военизированных группировок. В последнее время резко участились террористические вылазки в районе Басры, где порядок обеспечивают более 7000 английских солдат. Большинство из них должно уйти из Ирака к концу будущего года. И между боевиками уже сейчас развернулась борьба за сферы влияния в этом важном городе на юге страны. Тегеран пропускает обвинения мимо ушей, понимая, что держит в руках если не все, то многие иракские нити. Понимает это и Багдад. Поэтому иракский президент Джалал Талабани и отправился в Тегеран на встречу с Махмудом Ахмадинеджадом. Причем сам выступил ее инициатором.
Ахмадинеджаду это, понятно, на руку. Лишние пропагандистские дивиденды совсем не помешают. И он уже начинает их получать. Выступая перед активистами “народного ополчения” под названием “Басидж”, он не преминул лишний раз лягнуть Вашингтон: «Вы пришли в Ирак якобы для того, чтобы свергнуть Саддама и найти оружие массового поражения, но нам сразу было ясно, что у вас другие цели – снова колонизировать этот регион и контролировать его нефтяные запасы».
Махмуд Ахмадинеджад умеет разыгрывать “политические шоу”. Вот и приезд Джалала Талабани он решил превратить в мини-саммит, пригласив заодно и Башара Асада. Правда, сирийский президент то ли сам отказался, то ли его просто не позвали. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Мухаммед Али Хусейни “объяснил”, что встреча на высшем уровне с участием Ирака и Сирии вообще-то и не стояла на повестке дня: «Подобный саммит нуждается в определенной предварительной подготовке».
Как бы то ни было, Вашингтону пришлось проглотить всю эту словесную пыль. «Мы готовы помочь США выбраться из ловушки, но при условии, что они прекратят вторгаться в чужие земли», - объявил Ахмадинеджад. И добавил, уже обращаясь к мусульманам: «Пора нам объединиться и изгнать иностранные войска со своих священных земель». Ответ Госдепартамента не заставил себя долго ждать. «Это комментарии, которые ничем не отличаются от предыдущих. В них ничего нового», - отметила пресс-секретарь Джули Ресайд.
Напрасно Ахмадинеджад пугает соседей. Мусульмане могут не бояться, что их когда-нибудь кто-то завоюет. А если даже и завоюют, то сами станут мусульманами. Тут уж в пору спасать не Ирак, а саму Америку. В Северной Каролине выходец из Марокко Халид Чахуа, преподававший испанский язык в колледже Смитфилд-Сельма, сочинил ребус и дал разгадать студентам. Все легко и быстро справились с заданием. И вот что прочитали: «ХАМАС не террористическая организация. Палестинцы имеют право защищать свою страну. Аллах поможет разрушить тело зла, которое калечит человеческие жизни. Разрушьте Америку – страну, которая финансирует зло». На защиту Чахуа грудью встала Ассоциация мусульман США. Ее президент Шакил Ахмед охарактеризовал Чахуа как человека «мягкого, нежного и доброго».
«Соединенные Штаты должны двигаться очень быстро даже для того, чтобы стоять на месте», - говорил Джон Кеннеди. Прошло 43 года с тех пор, как выстрелы в Далласе оборвали его жизнь. Но все еще неизвестно, кто стоял за тем преступлением. Тоже, наверное, человек «мягкий, нежный и добрый». А может, и не один. Что изменилось за эти годы? Американцы уже не такие оптимисты, но и не законченные пессимисты. Как показал опрос, проведенный специалистами Pew Research Center, 31% жителей страны надеются, что следующее поколение будет жить лучше. 29% убеждены, что качество жизни не изменится, а 40% опасаются, что жизнь станет хуже. Любопытно, что сторонники Республиканской партии вдвое оптимистичней тех, кто симпатизирует демократам. 6 лет назад, когда Джордж Буш только въехал в Белый дом, оптимистов было гораздо больше - 49% американцев считали, что их дети будут жить лучше, и лишь 21% боялся, чтобы не было хуже.
Но Джорджа Буша теперь, думаю, это меньше всего волнует. Ему предстоит разгадать иракский “ребус”. Ответ есть: «Остаться нельзя уйти». Нужно будет только расставить знаки препинания.


comments (Total: 1)

Absolutely with you agree!<br> Julia

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir