“ЗНАЮЩИЙ ТАЙНУ ШАХМАТ - ЗНАЕТ ТАЙНУ ЖИЗНИ”
Не так давно в «Русском базаре» (№ 41) было опубликовано интервью с Л. Бабушкиным, автором Интернет - книги «Зачем прекрасное прекрасно?» (//proint.narod.ru/LB_book/LB_index.htm). Интервью, как и ожидалось, вызвало живой интерес наших читателей. Практически все, без исключения, благодарят за публикацию и выражают надежду на то, что «книга скоро появится в твердом переплете и ее можно будет поставить на книжную полку» (Ян Бродский, Бруклин). «Желаю автору продолжать исследования» (Игорь Волков, Калифорния).
И.А.Рябинина из России, Игорь Крейдман из Израиля, Михаил Блохин из Нью-Джерси, Виктор Гринберг из Балтимора оставили свои отклики на Интернет-странице нашей рубрики, пришли письма и на e-mail ведущего - roman_vsk@mail.ru
Лев Борисович БАБУШКИН, Петербург, автор этой замечательной книги, посвященной эстетическому анализу шахматной игры, отвечает на вопросы читателей.
– Какая польза от красоты?
Л.Б.: А какая польза от новорожденного младенца? Он требует постоянного внимания, доставляет массу волнений и хлопот. И не приносит при этом никакой пользы. Известный философ Эвальд Ильенков, выступая однажды с лекцией в Институте генетики, в пылу спора сказал, что новорожденный ребенок есть человек только в потенции, актуально же он просто «кусок мяса». Аудитория, естественно, возмутилась: человеческий ребенок – высшее творение природы, он заключает в себе огромные возможности развития и совершенствования...
Оно, конечно, так. Но какое количество условий должно быть соблюдено, сколько усилий потребуется от родителей и воспитателей, чтобы эти возможности реализовались! Да и когда это еще будет? И оправдаются ли надежды? Примерно так обстоит дело и с красотой: актуально, “здесь и сейчас” – она практически бесполезна. (Если не считать, что она приятна для глаз, даёт успокоение нервам...). При этом она не всегда безвредна. Фрейд говорил, что прекрасное оказывает на человека некоторое наркотизирующее воздействие. Очарованный и захваченный красотой человек может совершать безрассудные, нелепые, с точки зрения здравомыслящих людей, поступки. Митя Карамазов в романе Достоевского предвосхищает свою судьбу, говоря что “красота - это страшная и ужасная вещь!“
– Тогда для чего нужна красота, какую роль она играет в жизни людей?
Л.Б.: Если подчинение красоте иной раз и оборачивается злом, то это зло неизбежно – как страх или боль. И нам остается только благодарить Бога за то, что красота всё-таки приятнее боли. Без красоты людям не прожить. Прекрасное необходимо. На свете есть много вещей, нуждающихся в бескорыстном к ним отношении. Они требуют нашего внимания и наших усилий, не давая ничего взамен. Вот эти-то “вещи” и прекрасны! Я только что говорил о “бесполезных” младенцах. Но именно потому, что ребёнок бесполезен, беспомощен и не может выжить без заботы взрослых, он и нуждается в их любви. Чтобы из никчемного существа вырос совершенный человек, он должен быть для матери самым прекрасным существом на свете! Мне кажется, что этот пример многое объясняет. Ростки нового не могут быть ни полезными, ни целесообразными. (Ведь именно потому, что оно новое, мы не можем знать, какой от него будет прок и каким целям оно сможет служить). Но чтобы новое развилось и утвердилось в жизни, у людей должен быть мотив относиться к его зачаткам как к чему-то весьма ценному. Такую необходимую для творчества мотивацию и создает красота. Она придает жизнеспособному новому особую значимость. Анри Пуанкаре утверждал, что ученые изучают природу не потому, что это полезно, а потому, что это приносит им эстетическое удовлетворение. И в объяснение того, что такое отношение к познанию не только оправданно, но и необходимо, приводил следующий пример: “Если бы ученые XVIII столетия забросили электричество по той причине, что оно в их глазах было только курьезом, лишенным всякого практического интереса, то мы не имели бы в XX столетии ни телеграфа, ни электрохимии, ни электротехники.”
Эстетическая потребность побуждает людей наперекор здравому смыслу тратить время и силы на дела, истинный смысл и полезность которых осознается только в стадии их завершения, иногда спустя века и тысячелетия. Рассудок апеллирует к прошлому, а эстетическое сознание – к будущему. Все прекрасное опережает свое время, оно как бы представительствует от лица будущего. Оно – “типичный представитель” того, что должно стать обычным.
– А почему свои исследования Вы строите исключительно на шахматном материале? Может быть, большее поле представляет мировая литература?
Л.Б.: Законы красоты едины, в чем бы она ни проявлялась. Всё подлинно прекрасное имеет объективное основание, что, однако, далеко не всегда очевидно. Но в шахматах – как, может быть, нигде больше – связь красоты с истиной проступает весьма ясно и, если можно так сказать, доказательно. Обратимся к знаменитой комбинации, проведенной Эм.Ласкером белыми против Бауэра, 1889.
В позиции на диаграмме ход белых.
1.Кh5 Кхh5 Не лучше 1.... Ке8, тогда 2.Cхg7! Kхg7 3.Фg4Х 2.Схh7+! Крхh7 3.Фхh5+ Крg8 4.Схg7!! Белые жертвуют второго слона 4... Крхg7 5.Фg4+ Крh7 6.Лf3 e5 7.Лh3+ Фh6 8.Лхh6+ Крхh6 9.Фd7!, и через несколько ходов ?ерные сдались.
Эта комбинация вытекала из логики борьбы, все необходимые для нее предпосылки имелись в сложившейся ситуации на шахматной доске – Ласкеру надо было “всего лишь” увидеть и реализовать их. Избранное белыми продолжение кратчайшим путем вело к цели и делало поражение черных неизбежным, какой бы искусный мастер ни взялся защищать их позицию.
Красота шахмат достаточно полна и выразительна для того, чтобы по её проявлениям можно было судить о функциях и самой сущности эстетического. Мир шахмат сложен, но он несравненно проще мира реального. И поэтому в шахматах эстетические процессы более открыты и доступны для исследования, чем в природе или в искусстве. В шахматах красота создается достаточными простыми средствами, что и позволяет докопаться до её корней. Психологи, исследовавшие творческое мышление, высказывали мнение, что для психологии шахматы такой же ценный объект, каким для генетики уже давно стала мушка-дрозофила. Мне кажется, что шахматы не менее ценны и для изучения эстетических процессов. Известно, что истина рождается в красоте, а умирает, став скучной и банальной (если не смешной или безобразной). Но “жизненный цикл“ красивых идей в шахматах значительно короче, чем в других областях, и проследить его поэтому гораздо проще. Иначе говоря, в шахматах творческий потенциал красоты реализуется и приносит свои плоды существенно быстрее, чем, например, в науке, не говоря уже об искусстве (глубокие художественные идеи живут и развиваются на протяжении многих веков).
Использование шахмат для решения научных задач может показаться какой-то вторичной, побочной функцией игры. Но это не так! В углублении наших знаний и представлений о мире и человеке состоит основная миссия шахмат. В этом их высшее назначение! В наши дни мощный научный потенциал шахмат только начинает реализовываться. Я считаю, что на новом этапе развития шахматной игры её воспитательные (развивающие) и познавательные возможности должны выйти на первый план. Иначе шахматы просто погибнут, потому что в качестве вида спорта у них уже нет перспектив. Вероятно, время накопления опыта уже прошло и начинается время его обобщения и использования в науке и жизненной практике.
Но это тема отдельного разговора.
– Лев Борисович, огромное спасибо за интересные, обстоятельные комментарии. Правда, я не могу согласиться с бесперспективностью шахмат, как Вы говорите, в качестве вида спорта. Если не возражаете, мы вернемся к этой теме через какое-то время.
Л.Б.: С удовольствием готов продолжить этот разговор и ответить на вопросы ваших читателей. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днем Благодарения, который Америка отмечает в день выхода этого номера газеты.
* * *
В том же номере «Русского базара» опубликована миниатюра Л.Бабушкина по мотивам знаменитого этюда легендарного Р.Рети. Некоторые читатели приятно были удивлены тому, что «этюд Рети вызвал целое движение последователей». Но это так.
В качестве иллюстрации предлагаем два этюда из «семейства Рети».
Г. Заходякин, 1931, выигрыш
(окончание этюда)
С.Абраменко, 1996, выигрыш
Решив эти этюды не прибегая к помощи компьютера, вы полнее, хочется надеяться, ощутите красоту творчества и сможете ответить на наш вопрос:
«Что объединяет эти работы с классическим этюдом Рети?»
Внимание:
Среди приславших ответы будет разыграна новая книга В.Песина «ВОЛШЕБНЫЙ ДАР КАИССЫ», о которой мы рассказывали в одном из недавних наших выпусков, и электронная копия небольшой, но довольно интересной книги А. Абрамова «ГИБЕЛЬ ШАХМАТ», изданной 80 лет назад небольшим тиражом.
В качестве визитной карточки этой научно-фантастической повести приведем один абзац из главы “Радио заостряет момент”: «Язык репортеров – это прямой провод к воображению. Язык радио – это динамит, взрывающий его до основания. Широковещательные антенны московской радиостанции бросили в мир слова, послужившие достаточной искрой, чтобы взорвать порох миллионов умов. Искра, пущенная безразличным ко всему радиотехником и состоящая только из двух слов “КАПАБЛАНКА ПРОИГРАЛ” достигла цели. Эти слова пронеслись по всему миру с быстротой метеора. Перехваченные радиостанциями Берлина, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго и Шпицбергена, они неслись дальше - над государствами и городами, над зелено-желтыми пятнами полей, над лесами тайги и Канады, над джунглями Индостана и пампасами Аргентины, над снежными склонами Гималаев и мощными вершинами Альп, над ледниками Гренландии и песками Египта, над небоскребами и мостами, храмами и пирамидами, неслись, всюду обгоняя робко ползущие аэропланы и бесчисленные перелеты кажущихся тихоходами птиц».
comments (Total: 5)