Поучительные выборы
Итак, Республиканская партия потерпела болезненное поражение. Выборы, которые в США по традиции считались промежуточными, не очень значительными, оказались исторически важными, переломными. Представители республиканцев в обеих палатах Конгресса, на губернаторских постах посыпались с насиженных мест, словно осенние листья. Их оппоненты демократы вправе торжествовать победу.
Почти все эксперты сходятся во мнении, что избиратели 7 ноября голосовали не столько против самой Республиканской партии, сколько против администрации Буша-Чейни. Возможно, так оно и есть. Катастрофическая ситуация, сложившаяся в Ираке, существенные провалы во внешней политике, в подборе кадров, увлечение хозяев Белого дома иллюзорными целями и планами – все это становилось все более явным и, естественно, в конце концов, сказалось на предпочтениях электората.
Справедливости ради стоит напомнить, что группа весьма влиятельных республиканцев пыталась каким-то образом скорректировать курс администрации. Именно под их давлением, как не раз сообщала американская пресса, политический Олимп страны покинули «неоконсерваторы» с их авантюрными программами. Беда в том, что такое давление осуществлялось исключительно в приватном порядке, а главное – с большим опозданием. Та же группа республиканцев, конгрессмены и сенаторы, присоединилась к требованиям демократов и настояла на отставке министра обороны Рамсфельда. Причем так же негласно, запоздало и без особого толку. Ясно ведь, что министр самостоятельных решений не принимал, во всем подчиняясь указаниям вице-президента, в чем сам откровенно признавался.
Ошибочно воспринимать итоги ноябрьских выборов как крах основополагающих принципов Республиканской партии. Вовсе нет. Дело даже не в том, что за ее представителей и на этот раз проголосовало немалое число американцев. Пребывание в меньшинстве отнюдь не означает полной потери влияния на политическую жизнь страны. В среде республиканцев достаточно большое число людей здравомыслящих и прозорливых. Поучительность итогов ноября состоит, скорее, в том, что здравый смысл нельзя бесконечно приносить в жертву партийной дисциплине, а сиюминутные интересы партии путать с долговременными интересами страны.
Настоящим крахом обернулись выборы для тех сторонников Республиканской партии, кто исповедует крайний радикализм в реализации ее принципов. Первенствует здесь, безусловно, значительная часть русскоязычных журналистов и обозревателей. В демократических странах, не только в США, предвыборные баталии не отличаются высокой политкорректностью и джентльменским набором аргументов. Соперники обычно не щадят друг друга и на язвительные выпады не скупятся, однако от обобщений все-таки воздерживаются. В англоязычной прессе мне не доводилось встречать ничего подобного тому, что позволяли себе некоторые русскоязычные средства массовой информации республиканской направленности.
Были, конечно, и пассажи попросту забавные. Перед выборами нас старались уверить, что американская экономика достигла сияющих высот благодаря сокращению налогов, предпринятому президентом Бушем и Республиканской партией. О, как было бы замечательно, если бы экономические процессы всегда и везде находились в прямолинейной зависимости от их отдельных элементов! Президент Клинтон, как известно, налогов не снижал, тем не менее середина 90-х годов ознаменовалась таким экономическим бумом, какого Америка до той поры не знала. Забавно, что те же самые авторы в тех же русскоязычных изданиях запальчиво доказывали тогда, что к буму демократ Клинтон никакого отношения не имеет, просто такова цикличность развития хозяйства – падение чередуется с подъемом.
Замечать одно и игнорировать другое – один из законов пропаганды. Нет основания считать нынешнее состояние американской экономики блестящим, но оно действительно вполне пристойное. Примерно такое же, как и в абсолютном большинстве стран. Редкостный период подъема. Даже старушка Европа поднялась, хотя казалось, давно исчерпала свой потенциал. В зоне евро валовой продукт возрос почти на 3 процента. А темп роста мировой экономики в этом году, как ожидается, составит примерно 6 процентов. Почему ж Америка должна отставать?
Совсем не так забавно звучали другие тирады чрезмерно злобных пропагандистов. Читателей газет, радиослушателей, телезрителей, владеющих русским языком, запугивали ужасными последствиями в случае поражения республиканцев на выборах. Демократы непременно повысят налоги, перестанут бороться с международным терроризмом, предадут Израиль, заполнят страну дополнительными миллионами нелегалов. В общем, враг рядом! Так и писали: «К власти придут враги Америки из новой Демократической партии». В ход были пущены и совершенно несуразные доводы. Будто лидеры демократов в прежние времена просили советское руководство о помощи в предвыборной борьбе с республиканцами, а сейчас, по-видимому, вошли в сговор с иракскими боевиками, и те аккурат к дате выборов постарались убить побольше американских солдат. Тут уж впору не на избирательные участки идти, а спешно вооружаться чем попало и строить баррикады.
Крайний радикализм, постоянный поиск врагов, «пятой колонны» нередко сочетается у наших пропагандистов, называющих себя правыми, с глубокой верой в торжество силы. Они всегда готовы поддержать всякого рода запреты, санкции, наиболее суровые меры наказания. При решении внешнеполитических проблем тоже отдают предпочтение силовым методам. В этом отношении сомнительна их приверженность принципам Республиканской партии, зато чрезвычайно близка позициям вашингтонской администрации. До последнего времени позиции эти были однозначны: мы сильны, а потому можем и должны привести к порядку авторитарные режимы на Ближнем Востоке. Цель оказалась иллюзорной, о чем можно было догадаться заранее. Никакая сила не давала возможности ее добиться. Однако наши пропагандисты и раньше, и теперь соглашаться с этим не желают.
Еще пару лет назад многим американцам положение казалось иным. Чествовали возвращающихся из Ирака солдат, надеялись, что ошибки Белого дома случайны, слишком неприятных последствий не будет и все обойдется. Может быть, даже верили в некую великую, ниспосланную свыше миссию Джорджа Буша, на что сам президент время от времени скромно намекал. Иллюзии рассеялись. После 7 ноября их почти не осталось даже в Белом доме. Вот только не совсем ясно, как решать иракскую, афганскую и другие внешнеполитические проблемы. Вернее, совсем неясно. Иллюзии завели нас слишком далеко, и рассчитывать на безболезненные пути выхода из сложнейшей ситуации не приходится.
Что до наших пресловутых пропагандистов, то они, совершенно очевидно, сдадут свои идеологические позиции гораздо позже Буша и его администрации. А может, и не сдадут вовсе. Белый дом волею обстоятельств будет вынужден корректировать политический курс страны. Пропагандистам на обстоятельства наплевать, серьезнейшие перемены, происходящие в стране и, особенно в мире, их мало волнуют, они ведь убеждены: как было прежде, так будет и впредь. Надо полагать, сама Республиканская партия полностью застрахована от влияния подобной пропаганды хотя бы потому, что далеко не все республиканцы владеют русским языком.
comments (Total: 3)