ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ ...
В наш адрес продолжают поступать письма читателей в связи с недавним матчем на первенство мира (Элиста, 23 сентября – 13 октября). Многие выражают несогласие с позицией, которую занял Владимир Крамник, отказавшимся от участия в очередном розыгрыше чемпионата мира - Мексика, 2007 год.
Михаил Блохин, Нью-Джерси: Я согласен, что этот матч запомнится «туалетным скандалом». Странно поведение Крамника, который вел себя не очень спортивно. Я уверенно могу сказать, что объединение шахматного мира произойдет только тогда, когда чемпионы перестанут диктовать свои условия. Матч в Элисте был призван объединить шахматный мир. Стремление Крамника сохранить чемпионские привилегии ведут лишь к новому расколу. Этого допустить нельзя!
Виктор Гринберг, Балтимор: Крамник устроил истерику, требуя соблюдения условий контракта на матче в Элисте, а теперь при поддержке Российской Федарации готов проигнорировать контракт с ФИДЕ.
Ян Кауфман, Нью-Йорк: В результате закончившегося матча мне стало ясно, что даже игра в шахматы, к сожалению, как и всё остальное вокруг нас, опустилась до уровня вранья, склок, стяжательства и грязной политики. Да и сами шахматисты духовно измельчали. Решение вопроса о чемпионе мира при игре в блиц я считаю неправильным. Классические шахматы и быстрые шахматы - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Маир Мамедов, Баку, вице-президент Азербайджанской шахматной федерации: Наступает эра диктата Крамника и российских шахмат. Владимир стал чемпионом не на доске, а в комнате отдыха, куда он часто отлучался по ходу встреч с Топаловым. Я уверен, что выплывут документы, подтверждающие мое мнение.
Игорь Волков, Калифорния: Впервые я не согласен с вашей оценкой итогов матча (“РБ”, 43, 2006), который близко нельзя поставить с настоящим матчем на первенство мира. Мне показалось, что статья написана по принципу “Победителей не судят!” В шахматном отношении заслуживают внимания одна-две партии, выигранные Топаловым по-чемпионски. Возня нового чемпиона, дискредитирующая шахматы, мне отвратительна. Жаль, что матч закончился нелогично - один атакует, второй ждет, когда противник в спешке ошибется. Крамника можно назвать чемпионом по психологической атаке с бесчисленными туалетными прогулками, которые кого угодно могли выбить из колеи.
Гроссмейстер Альберт Капенгут, Нью-Джерси: По ходу матча вспоминались другие скандалы, в частности, Багио и Зухарь, с бессмертной фразой Батуринского: “Джентльменское соглашение юридической силы не имеет”. Данаилов его перещеголял. К сожалению, грязная игра дала эффект, и я рад, что все же справедливость восторжествовала. Другой аспект. Я, как человек старой школы, привык к преемственности титула. Сейчас я удовлетворен...
Гроссмейстер Михаил Голубев, Одесса: В творческом отношении предпочтение отдаю Топалову. В целом он играл ярче. Две партии за доской он выиграл чисто, в то время как из трех побед Крамника цельной была одна. Во всех случаях Топалов проиграл зевком, но, разумеется, никто в этом не виноват.
От редакции:
Крамник в трудной борьбе пришел к финишу первым. Он заслужил славу, а насчет уважения - все теперь зависит только от него самого. Будет следовать уставу ФИДЕ, примет участие в чемпионате мира 2007 в Мексике - честь ему и хвала. В одном из интервью Крамника прозвучала такая мысль, что шахматы сохраняют высокое положение именно благодаря матчам на первенство мира. Для большей убедительности он даже привел аргумент: «Спроси любого на улице, что он знает про шахматы. Ответят: матч Карпов – Каспаров, Спасский – Фишер... И я твердо стою на этой позиции». На мой взгляд, это далеко не бесспорная точка зрения. Во-первых, Крамник – не Каспаров и не Фишер, а во-вторых, время уже не то. Как показал, закончившийся матч в Элисте, все решилось только на тай-брейке, но могло дойти до блица. А там, глядишь, в спор мог вмешаться и жребий. Так что высокое положение шахмат в обществе зависит не от сохранения старых, уже отживших традиций ... Мне больше по душе скромное высказывание Крамника, опубликованное в «64», 11, 2006: «Я не летающий супермен и не претендую на звание величайшего шахматиста всех времен. Претендую только на то, что титул, который я завоевал в честной борьбе, дает мне право считаться чемпионом мира. Это не говорит о том, что я не хочу ничего выигрывать. Я стараюсь, работаю, но получается не всегда. Иногда у меня возникали проблемы со здоровьем... Но ведь это не значит, что теперь у меня надо отнимать титул чемпиона мира!»
И с этим, безусловно, нельзя не согласиться. Почему же тогда я слышу упрек, что статья по результатам матча (“РБ”,№43) «написана по принципу “Победителей не судят!”»
Мои симпатии до матча были полностью на стороне Веселина Топалова. Мне импонировала острая комбинационная игра болгарского гроссмейстера, его постоянное стремление к сложной борьбе. Меня всегда восхищала его открытость в беседах с журналистами, его бесхитростные ответы, славная улыбка его искрящихся глаз (см.фото)
Фрагменты послематчевого
интервью Веселина ТОПАЛОВА
www.sport-express.ru/art.shtml?129146
- Веселин, зачем вы согласились играть с Владимиром?
- Во-первых, мне были нужны деньги, которые я мог заработать, проведя этот матч. А во-вторых, совершенно не важно, кто тебя вызвал на матч - Крамник или еще кто-то. Если ты настоящий чемпион, то должен всех побеждать, а не выбирать: с этим играю, а этот мне опасен, и с ним я играть не буду.
- Матч мог сложиться для вас по-другому, не проиграй вы первую партию. Положение в ней ведь было совершенно ничейным.
- Я мог форсировать ничью в любой момент.
- Почему же решили играть? Ваш менеджер Сильвио Данаилов говорил мне, что Крамник сбил вас с толку, предложив ничью. Это так?
- В позиции, в которой я отклонил предложение Крамника, у меня был большой перевес. Думаю, технически она для белых, которыми играл Владимир, очень тяжелая. Я правильно играл, но перегнул палку. Это мое слабое место: увлекаюсь и забываю об опасности проиграть.
- А ваше поражение во второй партии - вообще за гранью постижимого. Мало того, что вы не поставили мат в три хода, у вас и потом было несколько возможностей добиться победы. Однако вместо выигрыша получился проигрыш. Почему?
- Я слишком рано решил, что дело сделано. Посмотрел на бланк: перевес по времени у меня огромный, атака неотразимая (уже побил на g6). - Ну, думаю, сейчас он сдастся. А он не сдается, сопротивляется. И в какой-то момент меня это стало раздражать... Сам факт того, что партия все еще продолжается, меня раздражал (грустно смеется).
- Вам известно, что после Сан-Луиса некоторые ваши коллеги распустили слух: мол, победный результат Топалова там - следствие помощи компьютера во время партий?
- Да, известно, и во многом из-за этих подлых слухов я решил играть здесь, приняв все условия команды Крамника, согласившись на все эти телекамеры и миноискатели. “Пожалуйста!” - сказал я. А когда апелляционный комитет признал “необычной” манеру моего соперника ходить 25 раз за партию в туалет, что сделал Владимир, о котором таких слухов не распускали? Он сказал: “Это моя частная жизнь!” Я здесь пошел на все, дабы доказать, что мои победы добыты честно, согласился на все их “заглушки”, просвечивания... Но я хотел, чтобы все это распространялось и на моего соперника. Увы, такого не было.
- Вы разочарованы тем, что произошло в Элисте?
- Сам титул для меня не так важен. Я доволен тем, что показал, как должен выглядеть матч на первенство мира. Когда Крамник и Леко делали свои 15-ходовые ничьи, а потом улыбались друг другу и говорили: “Какой интересный, напряженный матч!” - это было смешно и грустно. В принципе ФИДЕ должна запретить подобное в профессиональных шахматах. Крамник и здесь был бы не против такой игры, но я его заставил играть! Когда он в четвертой партии предложил мне ничью где-то в районе 20-го хода, а потом на пресс-конференции сказал, что больше думал о футбольных матчах Лиги чемпионов, то я воспринял это не только как личное оскорбление. Это оскорбление всех любителей шахмат.
- Вас очень огорчила потеря титула?
- Сам титул, повторяю, для меня ничего не значит. Если я продолжу выигрывать турниры и останусь первым номером в рейтинге, то совершенно неважно, что титул у Крамника. Если он будет набирать свои привычные “плюс два” и занимать третье место в рейтинге, все увидят, какой он чемпион.
- Значит, не очень расстроены тем, что передали титул в руки хорошего человека?
- Теперь Крамнику надо доказывать, что он соответствует этому титулу. Надеюсь, в будущем году Владимир сыграет в “Турнире восьми” в Мехико.
***
НОВЫЕ КНИГИ
Наш призовой фонд недавно пополнился новой, необычной книгой Виктора ПЕСИНА «Волшебный дар Каиссы», С.-Петербург, 2006. Книга в увлекательной форме рассказывает о многовековой истории шахмат. За круглым столом в присутствии самой Каиссы проходит симпозиум шахматных корифеев, представителей разных эпох, противоречивых воззрений, которые ведут споры об искусстве, о месте шахмат в истории, не прекращающиеся на протяжении веков. По ходу развития действия звучат строки авторской поэмы «О, шахматы, игра богов!», что эмоционально только усиливает повествование.
Самостоятельная глава отведена жизни итальянца Джованни Леонардо, сильнейшего шахматиста XVI века, победившего знаменитого Рюи Лопеса в присутствии самого короля Испании Филиппа II.
Небезынтересная справка: Рюи Лопес – автор «Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы», 1561, в которой впервые была описана «Испанская партия», один из популярных открытых дебютов в шахматах.
Кстати, в американской литературе «Испанская партия» носит имя Rue Lopez.
Два слова об авторе:
Виктор Песин на протяжении долгих лет работал в спортивных редакциях Ленинграда. После переезда в Израиль в 1990 году продолжил журналистскую работу в газете «Новости недели». Известен как автор ряда прозаических и поэтических сочинений, снискавших популярность как в России, так и в Израиле.
comments (Total: 3)