ДВЕ ИДЕИ
Какой президент не мечтает оставить после себя след? Даже если он постоянно наступает в лужу. И даже если он вовсе не президент. В 1948 году газета The Chicago Tribune сообщила, что губернатор Нью-Йорка Томас Дьюи избран президентом Соединенных Штатов. Газета явно поторопилась, потому что победил на выборах Гарри Трумэн. Но и Дьюи вошел в историю, поскольку тоже купался в лучах президентской славы. Правда, всего один день. Зато всю страну обошла фотография, на которой Трумэн держит ту самую чикагскую газету, опубликовавшую недостоверную информацию.
Хочет оставить свой след в истории и Джон Керри, безоговорочно проигравший прошлые выборы Джорджу Бушу. Выступая перед студентами в Калифорнии, сенатор-демократ снизошел до нравоучений: “Цените образование. Хорошо учитесь, старательно делайте все домашние задания. Если станете умными, у вас все получится. В противном случае будете киснуть в Ираке”. Обиженный Белый дом потребовал от Джона Керри извинений. Извиняться сенатор отказался наотрез, но признал, что шутка вышла “неудачной”. И вообще, мол, что тут непонятного: он намекал всего лишь на «провальную политику» Буша в Ираке.
Накануне выборов в Конгресс критика в адрес президента достигла апогея. Даже военные газеты подали голос. Сразу четыре из них - Army Times, Air Force Times, Navy Times и Marine Corps Times - призвали к отставке министра обороны Доналда Рамсфелда. Именно его считают главным виновником неудач в Ираке. Тем не менее Джордж Буш не намерен списывать со счетов министра, хотя и понимает, что тот стремительно теряет доверие армии. Примечательно, что даже “вашингтонский ястреб”, как его называют, Ричард Перл назвал иракскую политику Белого дома “катастрофой”. По его мнению, советники президента по национальной безопасности - самые некомпетентные за последние полвека.
Бьет тревогу и бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич. Пять лет назад Джордж Буш объявил войну террору. Но она утонула в многоголосом хоре демагогии. Результаты - хуже некуда. Бен Ладен на свободе. В Афганистане снова набирает силу “Талибан”. В Ираке и Палестинской автономии - гражданская война. Северная Корея и Иран неуклонно наращивают ракетно-ядерный потенциал. Да и в самой Америке - разброд и шатания. Поэтому Гингрич призывает Конгресс незамедлительно принять законопроект, официально провозглашающий, что Соединенные Штаты находятся в состоянии войны. Это позволит мобилизовать необходимые для победы ресурсы и выбьет почву из-под ног тех, кто вольно или невольно помогает врагу.
Одного лишь не учитывает Гингрич - предают обычно, как гласит французская поговорка, только свои. В марте прошлого года по распоряжению правительства в интернете были опубликованы документы, захваченные во время иракской кампании. Причем под давлением республиканцев, которым хотелось во что бы то ни стало доказать, что режим Саддама Хусейна работал над созданием оружия массового поражения. И просто удивительно, что никто не удосужился проверить, что же это за документы. Но вот наконец кому-то пришло в голову проанализировать их. Пригласили военных экспертов, которые просто ужаснулись, обнаружив самые детальные чертежи и инструкции по созданию атомной бомбы. Сайт срочно закрыли, наказали несколько “стрелочников”, но остается только догадываться, кто успел воспользоваться секретной информацией.
Ирак действительно стал головной болью Вашингтона. И вот пришла весть, которая по-настоящему порадовала Джорджа Буша: после долгого и нудного судебного процесса Саддама Хусейна приговорили к смертной казни. Шииты не скрывают радости, сунниты накапливают силы и оружие. Финляндия, которая председательствует сейчас в Евросоюзе, призвала сохранить жизнь иракскому диктатору. Европа, как всегда, решила подстраховаться: мало ли куда качнется маятник. Вдруг опять к власти придут соратники Саддама. Ведущие правозащитные организации тоже поспешили “прогнуться”, заявив, что в ходе судебного процессе были допущены серьезные нарушения. Видно, забыли, что Хусейн уничтожал неугодных вообще без суда и следствия.
В Вашингтоне, конечно, понимают, что ситуация в Ираке выходит из-под контроля. Мечта Джорджа Буша о демократическом Ираке, который стал бы союзником Америки в войне против террора, может и не осуществиться. Суннитская организация “Совет моджахедов шуры” объявила об образовании собственного исламского государства в центре и на западе страны со столицей в Багдаде. Курды, по существу, уже живут автономно, как, впрочем, и шииты. Правительство Нури Малики иракцы считают марионеточным и не способным защитить их от террора. Может, это и к лучшему. Британский принцип: “Разделяй и властвуй!” – как раз то, что необходимо сегодняшнему Ираку.
Москва, на мой взгляд, более реалистично смотрит на будущее Ирака. Министр иностранных дел России Сергей Лавров считает, что это государство в нынешнем виде “долго не протянет”. «Если в ближайшее время межконфессиональные противоречия не будут устранены, во что поверить очень трудно, распад страны просто неизбежен», - подчеркнул Лавров, выступая перед журналистами. Поэтому, по его мнению, «бессмысленно оказывать экономическую помощь стране, которая вот-вот исчезнет».
Со стороны всегда видней. Но, даже понимая это, Белый дом вынужден придерживаться старых правил, чтобы поддержать дышащее на ладан багдадское правительство.
Долговременная перспектива хороша для экономики, но не для политики. Поэтому приходится планировать обозримые цели, деля их на промежуточные результаты. Нередко и это не получается. Джордж Буш с радостью переложил бы часть своего бремени на чужие плечи. Во время последней сессии Генеральной ассамблеи ООН он сказал в частной беседе с Жаком Шираком, что отнесся бы с пониманием к израильской атаке на иранские ядерные объекты.
В последнее время и в Израиле стали отвечать на иранские словесные выпады. Так, вице-премьер Шимон Перес, выступая в Ашдоде, провел аналогию между иранским и гитлеровским режимами, отметив, что «сейчас у еврейского народа есть государство, мощью которого пренебрегать не стоит». И заверил: «Мы не допустим ошибок Чемберлена, пошедшего на Мюнхенский сговор». Правда, и тут “архитектор нового Ближнего Востока” остался верен себе, подчеркнув, что в интересах Израиля улучшать отношения с арабскими странами, чтобы эффективней давить на Иран.
Но надо ли это арабским странам? Им Тегеран пока не угрожает. Наоборот, предлагает подписать соглашение о сотрудничестве в области обеспечения региональной безопасности. Нефтедобывающие государства, входящие в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива - Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия – в этом кровно заинтересованы. Поскольку боятся, что в случае введения санкций Иран может закрыть Ормузский пролив, через который идет основной поток экспортируемой ближневосточной нефти.
Иран демонстративно играет мускулами, оказывая психологическое давление на соседей. Не испытывая при этом никакого противодействия. На давно запланированные в Персидском заливе морские учения США, Великобритании, Франции, Италии, Австралии и Бахрейна Тегеран ответил маневрами “Великий пророк-2”, в ходе которых испытал баллистическую ракету “Шихаб-3” с дальностью полета до 2000 километров. Это аналог советской ракеты с разделяющейся боеголовкой ПМ-5, технологию которой Ирану передала Северная Корея. Она способна нести ядерную начинку и поразить любую цель на израильской территории. В зоне ее досягаемости и американские военные базы в Персидском заливе.
Как бы мы ни относились к Махмуду Ахмадинеджаду, ему не откажешь в последовательности. Он знает, что делает, и целеустремленно идет к цели. Не думаю, что в его интересах сейчас прямая конфронтация с Израилем. Поэтому он пытается ослабить еврейское государство руками марионеток. Как сообщает выходящая в Лондоне арабская газета “Аль-Хаят”, иранский министр иностранных дел Манушеру Мотакки во время недавнего визита в Дамаск встретился с Халедом Машалем и Рамаданом Шалахом. Он привез руководству ХАМАСа и “Исламского джихада” не только деньги, но и инструкции. Получил указания и Хасан Насралла. “Хезболла” потребовала предоставления трети мест в ливанском правительстве, чтобы можно было наложить вето на любое решение кабинета министров. Насралла, по сути, предъявил ультиматум: либо принимайте мое предложение, либо я выведу полстраны на демонстрации протеста. В Вашингтоне опасаются, что это может привести к падению правительства во главе с премьер-министром Фуадом Синиорой.
О чем говорил Мотакки с сирийским министром иностранных дел Валидом Муалемом, тоже догадаться нетрудно. Потому что уже через несколько дней министр информации Сирии Мохсен Биляль заявил, что Дамаск может начать военные действия, если Израиль откажется вернуть Голанские высоты. Насколько это реально? Как сообщает газета “Гаарец”, по оценкам израильского генерального штаба, Сирия и “Хезболла”, скорее всего, развяжут войну уже летом 2007 года. С юга их поддержат палестинские боевики, которые получают иранское оружие через Египет и формируют “партизанские” бригады.
Главнокомандующий Корпуса стражей исламской революции генерал Яхья Рахим Сафави тоже предупредил, что Иран готов передать свои ракетные системы «дружественным и соседним странам». Он не боится американского удара, потому что «Соединенные Штаты завязли в Афганистане и в Ираке».
Плавают все по-разному, тонут одинаково. Только Остап Бендер находил выход из любой ситуации. Помните его сакраментальное: «Надо мыслить, меня, например, кормят идеи»? “Ликудовца” Дани Наве тоже посетила идея. Вместе с группой экспертов он подготовил обвинение, которое собирается выдвинуть против Махмуда Ахмадинеджада в Международном гаагском суде. «За угрозы и публичное подстрекательство к уничтожению нации и попытки уничтожить нацию», как указывается в иске. А Совету безопасности ООН рекомендовано исключить Иран из своих рядов. Одновременно Наве обвинил министра иностранных дел Ципи Ливни, которую сейчас называют самым популярным израильским политиком, в том, что МИД почти ничего не делает, чтобы изолировать иранский режим на международной арене. Он, безусловно, прав. Но международный суд волнует не иранский президент, а израильский забор безопасности.
В современном мире доминируют только две идеи: снова “закрыть” Америку и утопить в море Израиль. И плох тот президент, который не хочет послать Соединенные Штаты - хотя бы в нокдаун. Южнокорейский президент Но Му Хен заявил, что будет и впредь поддерживать дружественные отношения с Пхеньяном и готов хоть завтра возобновить поставку бесплатного риса и удобрений. Что оставалось делать Вашингтону? Поручить своему послу в Южной Корее Александру Вершбоу сообщить КНДР, что экономические санкции будут сняты, как только Пхеньян вернется за стол переговоров. Его уже не упрекают за ракетно-ядерные испытания. Просят хотя бы не наводнять мир фальшивыми долларами.
Не только президент, но и посол может оставить после себя след. Даже если он уходит на пенсию, а не баллотируется в Конгресс. Если бы выборы что-нибудь меняли, их давным-давно бы запретили. А идеи... И море идей тоже может быть... Мертвым.