Заморские невесты
Словосочетание «русская невеста» вызывает в воображении американцев разные, иногда совершенно полярные, образы. Для одних (особенно мужчин) «русская невеста» - это молодая скромная красавица, готовая стать преданной и любящей женой. Для других (особенно женщин) – это видавшая виды авантюристка, жаждущая поймать в свои сети мужа-американца – предпочтительно молодого, красивого и богатого.
«Русский базар» тоже не раз писал о «русских невестах» (достаточно вспомнить нашумевшую статью «Маша фром Раша»). В частности, о тех, для которых муж-американец – не роскошь, а средство передвижения и... легализации. Воспользовавшись этим средством, находчивые красотки пытаются затем от него избавиться... с помощью американских законов, защищающих права женщин, и собственного умения провоцировать мордобои. Или прибегают к услугам дружков-бандитов, которые деловито ставят им под глазами «фонари», позволяя притворяться жертвами домашнего насилия...
Но насилие в семьях, которые принято называть «интернациональными», часто возникает и без всяких провокаций. Дело в том, что американские женихи сначала возлагают большие надежды на своих зарубежных (в том числе русских) невест, а затем часто разочаровываются, что вызывает у них вспышки гнева, приводящие к рукоприкладству.
Американцы вывозят невест из России (и других развивающихся стран) в основном потому, что считают их послушными и податливыми - в отличие от независимых, испорченных феминистскими идеями соотечественниц. Один из таких женихов признался в беседе с корреспондентом «Нью-Йорк таймс», что американки перестали его привлекать, ибо они эгоцентричны и требовательны, а он предпочитает «старомодных (читай – преданных и нетребовательных) девушек». А владелец одного из многих «сватовских» агентств, подыскивающих для американцев иностранных подруг, подчеркнул, что такие поиски и начались собственно в результате феминистского движения. «Моим клиентам до смерти надоели американки, для которых их «эго» и их карьера всегда на переднем плане».
Подобно пресловутым стэпфордским мужьям, многие американцы устают от «властных, невротичных, кастрирующих сук-карьеристок» и начинают мечтать о «степфордских женах» - уютных, покорных женщинах-служанках, женщинах-роботах, которые охотно подают своим господам и повелителям ночные туфли, тщательно ухаживают за своей внешностью и содержат кухню в идеальной чистоте. А так как превратить современную американку в подобную женщину-робота можно (во всяком случае, на данном этапе развития науки и техники) лишь в романе Айры Левина и поставленном по его мотивам фильмам, то любителям «старомодных девушек» приходится обращать свои взоры в заморские страны.
От зарубежной невесты ожидают не только покорности, но и глубокой благодарности. Ведь ее привезли из Богом забытого уголка планеты в страну чудес – Америку! Поэтому она должна терпеть все перепады в эмоциональном климате своего благодетеля и спасителя. Если невеста не оправдывает ожиданий жениха, проявляя чрезмерную независимость (или недостаточную благодарность), то этот климат становится слишком суровым...
В последнее время насилие в «интернациональных» семьях стало распространенным явлением. В 1998 году всего 2,500 иностранок, вступивших в браки с гражданами США, подали заявление на постоянное место жительства с опорой на закон Violence Against Women Act (он позволяет иностранкам, подвергающимся жестокому обращению со стороны мужей-американцев, получить грин-карту без поддержки последних). В текущем году число таких заявлений достигло 9,500. Возможно, слишком многие жены-иностранки прибегают к трюкам «русских невест», жаждущих избавиться от выполнивших свою миссию американских супругов. А возможно, у слишком многих этих супругов наблюдаются эмоциональные перепады. Так или иначе, насилие приобрело тревожащие масштабы, и власти США вынуждены были принять ответные меры.
Весной текущего года был принят федеральный закон под названием International Marriage Broker Regulation Act (сокращенно - Imbra), в соответствии с которым американцы, желающие жениться на иностранках (или, как здесь говорят, получить невест по почте), должны предоставить им – и американским властям – всеобъемлющую информацию о себе. А летом иммиграционные власти США «заморозили» 10,000 заявлений о получении виз для невест из-за рубежа, потому что документы, поданные женихами, не отвечали критериям нового закона.
Imbra, конечно, вызвал возмущение женихов, попавших в длинную очередь и вынужденных собирать новые документы и общаться со своими невестами посредством Интернета. Один из женихов пожаловался журналистам, что в наше время «легче перевести из-за границы тонну кокаина, чем женщину, которую ты любишь». Другой жених, который встречался со многими женщинами из бывшего СССР, но пока что не нашел себе подругу по душе, добавил: «Мы имеем право жениться на девушках, которые нам нравятся. Правительство не должно вмешиваться в личные дела».
Сторонники нового закона, однако, считают, что он необходим для защиты иностранок от неприятных сюрпризов, которые могут их ждать в браках с американцами. «Отношения в таких браках основаны на неравенстве, - сказал в беседе с репортерами главный спонсор Imbra сенатор Сэм Браунбэк (республиканец из Канзаса). – Женщины во всем зависят от мужей, а это делает их уязвимыми».
Цифры, отражающие рост насилия в «интернациональных» семьях, отчасти являются результатом увеличения числа таких семей. По данным иммиграционных властей, в прошлом году более 37,500 женщин въехали в Америку с визами «невест» или с временными визами, выдаваемыми иностранным супругам граждан США. В 2002 году таких женщин было в два раза меньше, а в 1998 году - всего 9,500.
Большинство этих женщин познакомились со своими мужьями посредством «брокерских» или «сватовских» фирм, число которых тоже растет не по дням, а по часам. В 1999 году в США было зарегистрировано 200 агентств, подыскивающих американцам невест и подруг из развивающихся стран (как тут не вспомнить песенку из «Кавказской пленницы» о медведях, которые трутся о земную ось, «чтобы влюбленным раньше встретиться пришлось»). В 2004 году число подобных агентств перевалило за 500.
Некоторые из этих посреднических бизнесов создают базы данных о потенциальных невестах, с которыми потенциальные женихи общаются главным образом в виртуальном пространстве (при этом за каждый посланный или полученный e-mail нужно платить предприимчивым «сватам»). Другие агентства организуют для женихов поездки в зарубежные страны, где они встречаются с десятками, а то и с сотнями женщин. Причем самой большой популярностью пользуются женщины из Бразилии, Колумбии, России, Украины, Филиппин и Вьетнама.
По мнению экспертов, посреднические агентства тоже вносят определенную лепту в разгул насилия, наблюдающийся в «интернациональных» семьях. Дело в том, что большинство агентств старается завернуть свой товар в красочную упаковку, то есть преподнести зарубежных невест как женщин «старомодных», не соприкасавшихся с современной американской культурой и не зараженных идеями феминисток. Так, один из русских сайтов описывает “русских невест” как “традиционных, практичных, лишенных претензий, не ожидающих от брака слишком многого”. А сайт BarranquillasBest.com даже советует мужчинам, как надо себя вести с заграничными невестами, чтобы они... не американизировались! По мнению вашингтонского адвоката Рэндалла Миллера, такие советы равнозначны призыву к насилию.
Надо сказать, что закон Imbra предъявляет жесткие требования и к «брокерским» агентствам, вынуждая их собирать – и предоставлять женщинам-иностранкам - максимум информации о своих клиентах, в частности, об их матримониальном и криминальном прошлом. Ведь не исключено, что именно у американских женихов, а не у «русских невест» найдутся на лице или теле шрамы, говорящие о преступном прошлом. И не исключено, что эти женихи уже состояли в браках с «эгоцентричными и требовательными» американками, с которыми развелись в результате скандалов, мордобоев и вызовов полиции.
На мой взгляд, в закон не мешало бы внести одну поправку, в соответствии с которой женщины, желающие выйти замуж за американцев, тоже должны предоставлять максимум сведений о своем прошлом. А еще – максимально точную информацию о том, чего они ждут от своих будущих мужей. Ведь большинство из этих «старомодных» и «традиционных» женщин вовсе не лишены претензий и больших ожиданий. Как призналась корреспонденту «Нью-Йорк таймс» одна из «колумбийских невест», она хочет выйти замуж за американца, ибо большинство мужчин в ее стране – бабники, которые любят подавлять и контролировать женщин. «А я хочу, чтобы муж меня любил и относился ко мне как к королеве...» Вот вам и покорная женщина-служанка.