Это с какой стороны посмотреть...

В мире
№30 (849)
Публикация отчета комиссии Леви вызвала настоящий взрыв как в юридических, так и в политических кругах. Правда, если израильские левые утверждают, что речь идет исключительно о политизированном документе, который не стоит принимать во внимание, то большинство специалистов признают: с юридической точки зрения отчет безупречен. Но при этом, продолжают они, принять его никак нельзя, так как он противоречит позиции международного сообщества в целом и решению Гаагского международного суда в частности. Словом, дело не в том, кто здесь прав, а что скажет княгиня Марья Алексеевна...
 
Напомним, что до сих пор вся политика военной администрации Иудеи и Самарии, все судебные решения, включая решения Высшего суда справедливости (БАГАЦа), базировались на отчете адвоката Тальи Сасон, опубликованном в 2005 году. Основные тезисы этого отчета сводились к следующему.
 
Во-первых, территория Иудеи и Самарии является незаконно оккупированной территорией. Во-вторых, строительство еврейских поселений на ней абсолютно незаконно, и это признается государством. Следовательно, в-третьих, еврейские поселенцы - это злостные нарушители закона, пытающиеся не только украсть земли у палестинцев, но и обмануть государство.
 
Уже в 2005 году лидеры поселенческого движения указывали на явную предвзятость и политическую ангажированность данного документа. Это, по их мнению, было понятно: адвокат Талья Сасон известна как политическая деятельница, имя которой фигурировало в предвыборном списке партии МЕРЕЦ. Тем не менее, отчет был сочтен профессиональным и принят административными и судебными инстанциями как руководство к действию. При этом юристы неоднократно обращали внимание на противоречивость и сомнительность некоторых рекомендаций отчета Сасон, что нередко вело не к торжеству закона, а к форменному беспределу и беззаконию, подкрепленному решением инстанции, названной, по иронии судьбы, Высшим судом справедливости.
 
Но лишь в январе 2012 года, когда стало понятно, что надо менять сам юридический подход к еврейскому строительству в Иудее и Самарии, для разработки такого подхода премьер назначил специальную комиссию во главе с бывшим судьей Верховного суда Эдмондом Леви. Помимо Леви в комиссию вошли бывшая окружная судья Тхия Шапира (дочь бывшего главного раввина ЦАХАЛа и Израиля рава Шломо Горена) и отставной юридический советник израильского МИДа д-р Алан Бейкер.
 
 Представители левого лагеря не преминули возмутиться: мол, все три члена комиссии - приверженцы национальной идеологии, поэтому, дескать, выводы такой комиссии легко предугадать заранее. Но, во-первых, ни Леви, ни Шапира, ни д-р Бейкер, в отличие от Тальи Сасон, никогда не занимались политикой и никогда не отождествляли себя с каким-либо политическим лагерем. Более того, д-р Бейкер был одним из составителей текста Норвежских соглашений. Во-вторых, каждый тех, кто вошел в комиссию, является безусловно, куда более выдающимся и авторитетным юристом, чем адвокат Талья Сасон, и ни один из них никогда не принес бы свой авторитет в жертву политической конъюнктуре.
 
Итак, в конце минувшей недели отставной судья Эдмонд Леви передал министру юстиции Яакову Неэману 96-страничный отчет, написанный комиссией, а затем этот отчет был вручен и премьер-министру Биньямину Нетаниягу. И, надо заметить, выводы отчета можно, конечно, назвать скандальными, но никак не неожиданными.
 
В первой части этого документа комиссия, основываясь на международных законах, приходит к выводу, что пространство Иудеи и Самарии никак не может быть названо оккупированной территорией. Хотя бы по той причине, что статус этих земель в 1948 году так и не был определен, суверенитет над ней Иордании не был признан ни одним международным документом.
 
Следовательно, в 1967 году Израиль не оккупировал чью-либо суверенную территорию, а просто занял некую площадь, не принадлежавшую ни одному государству, которая, согласно декларации Бальфура, должна быть закреплена за будущим еврейским государством. Правда, ООН планировала создать здесь некое арабское государство, но оно так и не было создано. Все это доказывается в отчете подробно, с цитированием международных законов, документов, с приведением прецедентов и т.д.
 
Но если речь идет не об оккупированных территориях, делает комиссия следующий вывод, значит, нет никакого нарушения закона в основании еврейских поселений в Иудее и Самарии. И далее следует опять-таки очень подробное юридическое опровержение тезиса отчета Сасон о том, что большинство поселений строилось без ведома государства. Напротив, в отчете комиссии Леви доказывается: практически все поселения, включая и так называемые форпосты, изначально строились не только с ведома, но и зачастую при поддержке государственных структур.
 
Следовательно, если даже какие-то дома поселенцев по ошибке оказались построены на частных палестинских землях, то ответственность за эту ошибку должны нести не поселенцы, а государство.
 
Именно оно должно тем или иным путем “разрулить” ситуацию. Например, выплатив владельцам земли компенсацию.
 
Впрочем, даже не это стало главным выводом отчета. Главный вывод и вытекающие из него рекомендации состоят в следующем: пришло время изменить сам подход к покупке евреями земли в Иудее и Самарии, а также к строительству и планированию еврейских поселений.
 
 
 
Напомним, что в отчете Тальи Сасон законность любой покупки евреями земли у палестинцев считалась изначально сомнительной. Мол, если появляется некий палестинец и утверждает, что на самом деле подлинным хозяином земли является именно он, а не продавший эту землю еврею его соплеменник, это утверждение может стать основанием для обращения в суд, даже если этот палестинец не представил документальное подтверждение своих слов, и еще до вердикта, вынесенного судом, поселенцы могут быть изгнаны из их домов. Именно такой подход привел к постановлениям БАГАЦа о сносе домов в Мигроне и Гиват-а-Ульпане.
 
Согласно рекомендациям комиссии Леви, полномочия военной администрации Иудеи и Самарии по вопросам правопользования землей должны быть значительно урезаны. Все сделки с земельными участками должны осуществляться так же, как и на всей остальной территории Израиля.
 
То есть сообщение о продаже того или иного участка земли должно публиковаться в газетах на иврите, арабском и английском языках, и если не нашлось того, кто возражает против данной сделки, она считается абсолютно законной. Если через какое-то время все же выяснится, что дом построен на чужой земле, хозяин которой попросту не читал объявление, решать эту проблему должно государство. Но только после того как податель жалобы однозначно докажет свое право на этот участок земли.
 
На сами еврейские поселения Иудеи и Самарии комиссия Леви рекомендует распространить те же нормы, что и на другие израильские населенные пункты. То есть, помимо всего прочего, заложить в перспективные строительные планы возможность расширения их территории в связи с естественным приростом населения.
 
В настоящее время отчет находится на рассмотрении созданной Нетаниягу комиссии по решению проблем строительства в поселениях, но семь министров (Либерман, Эдельштейн, Кац, Ливнат, Ардан, Саар, Гершкович) уже высказались за утверждение этих рекомендаций, и, судя по всему, список тех, кто “за”, будет расширяться.
 
Тем не менее, в левых политических кругах выражают надежду, что рекомендации комиссии Леви будут в итоге заблокированы прокуратурой и юридическим советником правительства. В противном случае, угрожает адвокат Талья Сасон, Израилю придется иметь дело с Гаагским международным судом, и “от него отвернутся его последние друзья”.
 
Само собой, она считает, что “речь идет об исключительно политическом, а не юридическом документе”. Таким образом, г-жа Сасон, сама того не заметив, повторила слова, которые в 2005 году произносились по поводу ее отчета.
 
Бывший юридический советник МИДа, крупнейший израильский специалист по международному праву проф. Роберт Сейвел более осторожен в своих оценках. “Речь идет об одностороннем документе, - указывает он в своей экспертной оценке отчета Леви. - Все, что написано в отчете, верно и юридически правильно, но его авторы совершенно игнорируют палестинский аспект. Иудея и Самария и в самом деле не являются оккупированными территориями с точки зрения международного права, и решение объявить их таковыми было юридической уловкой, чтобы не распространять на них израильскую юрисдикцию. Таким образом, отчет комиссии не решает проблему, так как, отменяя одну юрисдикцию, не предлагает взамен никакую другую”.
 
Многие эксперты, однако, поспешили отметить, что отчет комиссии Леви - это фундаментальное юридическое обоснование законности аннексии Иудеи и Самарии. Другой вопрос, хотим ли мы аннексировать территорию, достаточно плотно населенную недружественным по отношению к Израилю населением?!
 
 “Новости недели”

comments (Total: 1)

«Пришедшего убить тебя — опереди и убей» (Мидраш Танхума, Пинхас, 3).

Это значит,здесь: аннексировать ЙиШ и вытеснить "недружественное по отношению к Израилю население".
О жестокости говорить неуместно, зная жестокость арабов к евреям, повсюду, не только на БВ.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir