Это горькое слово “беженец”

В мире
№19 (577)

Если таксист не знает большинства столичных улиц, если ремонтники работают задешево, но не очень качественно, если в стихийно возникших торговых рядах предлагают по бросовым ценам любые товары - от бананов до курток с фальшивыми лейблами, если квартиросъемщики месяцами не платят за жилье, а фасады гостиниц изуродованы  печными трубами, надстройками и бельем, каждому в Грузии ясно: это – беженцы из Абхазии. Почти 14 лет c тех пор, как отгремела грузино-абхазская война, а понятие “беженцы” - по-прежнему неотъемлемая часть жизни страны. И проблемы, связанные с ней, отнюдь не уменьшаются.
В доперестроечном абхазском раю жило примерно 300 тысяч грузин – намного больше половины всего населения благословенного курортного края. Сейчас почти все они изгнаны. В основном это - мегрелы, и многих из них приютил регион Мегрелия: он граничит с Абхазией, и в нем живут родственники. Но основная часть хлынула в другие города, и, конечно же, в Тбилиси. По официальным данным, в столице их сейчас около 100 тысяч, но на деле еще больше. И фактически каждый 7-8-й человек, ходящий по улицам миллионного города, имеет статус беженца. Середина 90-х была страшной для страны – разруха, междоусобицы, бессилие власти, разгул преступности...  Но, несмотря на собственные трудности, люди с сочувствием встречали тех, кто потерял все, что имел. Беженцам отдали гостиницы и турбазы (о туризме в те времена и думать не приходилось), опустевшие здания общежитий и предприятий,  больниц и учебных заведений, предоставили возможность строить новые жилища и зарабатывать на жизнь любым способом. А главное -  все коммунальные услуги им оплачивает специально созданное ведомство.
Прошли годы, незначительная часть беженцев возвратилась лишь  в Гальский район – единственный оставшийся в Абхазии для грузин. А остальные из растерянных изгнанников превратились в людей, уверенно чувствующих себя на некогда новых местах. Тем более что перспектива возвращения на родину никак не приближается. Но жизнь вокруг них стала меняться, а в последнее время - особенно стремительно. И беженцы одними из первых ощутили на себе политику новых властей. Перестали действовать многие договоры о поблажках, перекрыты каналы завоза контрабандных товаров, ликвидируются стихийные торговля и поселения, гостиницы понадобились иностранным инвесторам, бесхозные здания и территории обретают хозяев...  Отменен и бесплатный проезд на транспорте. Но самый страшный удар нанесен в сфере коммунальных услуг – Министерство по делам беженцев и расселению все чаще отказывается выплачивать огромные суммы за электричество и газ. А изгнанники, в отличие от окружающих, привыкли не экономить.
К тому же выяснилось, что статус беженца незаконно получило немало тех, кто приехал не из Абхазии, а из Мегрелии.  В свое время там активно поддерживали Звиада Гамсахурдиа, именно оттуда свергнутый президент шел походом на Тбилиси и Кутаиси. Изгоняя его, лихое вооруженное формирование “Мхедриони”, далекое от понятий дисциплины, основательно “прошлось” по этому региону. Так что мегрелы тоже потянулись в столицу, “прицепом” к родственникам, бежавшим из Абхазии. Пришлось  начать перерегистрацию беженцев и спланировать для них специальные удостоверения. Уже основательно “почистили” не только ряды обычных граждан, но и официальные структуры, которые в Грузии называют “абхазскими”, добавляя термины “легитимные” или “ в изгнании”. Это – бежавшие из Сухуми  члены Совмина и Верховного совета прежней автономии, бывшие министерства и районные администрации. Сотни экс-чиновников, привыкших быть высокопоставленными, чувствовали себя в изгнании весьма неплохо – и за счет выделенных им государственных денег, и используя для финансовых махинаций полученные льготы. Сейчас эту ораву нахлебников сильно подсократили. Некоторых “шишек” из Совмина и Верховного совета в изгнании даже отдали под суд или объявили в розыск. Ну а те, кто остался, перемещаются из Тбилиси в Кодорское ущелье, объявленное “Верхней Абхазией”.
Но все манипуляции с сотнями людей из “легитимных верхов” прошли не столь болезненно, как наведение порядка с тысячами рядовых беженцев. Те, первыми при новом правительстве Грузии, начали акции протеста, которые продолжаются до сих пор. И если поначалу с ними пытались договариваться, то сейчас в методах не стесняются. Беженцев выселяют и отключают им свет, газ и воду, рушат построенное ими и жестоко разгоняют их митинги. А они пытаются отказываться от компенсаций за выселение из гостиниц потому, что на эти деньги не купишь квартиру в хорошем районе. Захватывают пустующие здания и перекрывают транспортные магистрали. Возрождают разогнанные торговые ряды и голодают перед правительственными учреждениями...
При всем этом есть одна проблема, о которой не принято говорить вслух. Коренные тбилисцы признаются, что беженцы их уже “достали”. Сочувствие к пострадавшим от войны не исчезло, но рядом с ним созрело недовольство их многочисленностью, бесцеремонностью, претензиями, меняющими и облик, и жизнь столицы. Поэтому обычно большинство горожан сторонними наблюдателями смотрят на конфликты беженцев с правительством. Но последний из этих конфликтов вызвал всеобщее возмущение - в нем проявился уже прямой произвол власти. И многие исконные тбилисцы задумались о том, что и с ними может произойти то же самое, если их будут выселять из приглянувшихся государству домов в исторических районах. 
Что же произошло? Восемь семей беженцев 3,5 года жили в здании спецавтохозяйства - по решению “своего” министерства, оплачивавшего им и расходы на электроэнергию. Но потом эту компенсацию перестали давать, и люди 7 месяцев просидели без света. А в марте владелец здания вообще продал его, не предупредив ни жильцов, ни министерство, с которым имел договор об аренде. Новый же хозяин попросту попросил полицию выселить беженцев. И та постаралась. Людей вместе с детьми и всеми вещами ночью выкинули на улицу, под проливной дождь. И там они провели... трое суток! Бравую “операцию” показали по телевидению, и поднялся шум, какого, в связи с беженцами, пожалуй, еще не было. НПО  “Ассоциация молодых юристов” оповестила всех, что закон запрещает “выселять беженцев из мест компактного проживания, если им не выделена другая жилплощадь, не ухудшающая бытовые условия”. И суд удовлетворил ходатайство этой ассоциации - приостановить выселение до того, как будет вынесено окончательное решение. Документ своевременно передали в полицию, но это ее не остановило. Резко высказался омбудсмен Созар Субари: “В полиции прекрасно знали, что суд не сможет выгнать людей на улицу, и форсировали события, нарушив закон, запрещающий выселение при наличии детей и при плохой погоде”. Насильственное выселение осудили и глава парламентского Комитета по правам человека и гражданской интеграции Елена Тевдорадзе, и спикер парламента Нино Бурджанадзе, признавшая: “В проливной дождь выгонять на улицу  и без того обездоленных людей - это перегиб конкретных ведомств”. Ну а выселенные прямо под открытым небом объявили голодовку, и лишь через 3 дня им предложили помещение, оказавшееся непригодным для жилья. Еще через три дня подыскали другое и выдали по 200 лари на  съем квартир, пока оно будет ремонтироваться.
Омбудсмен впервые в своей практике обратился с письмом прямо к президенту. Он приводит факты выселений и сообщает об “огромном количестве грубых нарушений прав беженцев во всех городах и регионах страны”. А письмо объясняет тем, что иного выхода ему не оставили - на все его обращения по проблемам беженцев никто не отреагировал.
...Еще не так давно над трассой, ведущей в столичный аэропорт, висели два гигантских лозунга: “Превратим Тбилиси в город-сад!” и “Помни Абхазию!”. С первого из них начали падать буквы, и появился “город-ад”, а потом и вовсе осталось “Превратим Тбилиси в город”. Превращая Тбилиси в город – чистый, аккуратный, без барахолок с беженцами, без вечных проблем, связанных  с чужой бездомностью и чужой бедой, как-то не заметили, что второй лозунг исчез вообще.


comments (Total: 1)

САЖЕНЦЫ ПОЧТОЙ!!!
Хозяйство И.П. Миролеевой А.Н. « Сады Урала»

28 лет безупречной работы по выращиванию и высылке
посадочного материала почтой!
Имеем широчайший, уникальный ассортимент плодово-ягодных, декоративных и луковичных культур, подобранных для наших суровых условий.
В своем питомнике выращиваем:
-абрикосы сибирской, уральской, дальневосточной селекции – 44 сорта;
-кустовые, карликовые, сибирские колоновидные, штамбовые, декоративные
яблони – более 200 сортов;
-45 сортов груш; 70 сортов слив; актинидия ; ежевика; виноград; ассортимент сада лечебных культур – крупноплодные боярышники, барбарисы и другие
-новейшие сорта смородины, крыжовника, жимолости, облепихи, земляники, а также более 150 сортов роз;
-хвойные, клематисы, жасмины, сирени, спиреи и многие другие декоративные культуры;
-более 300 сортов лилий новейшей селекции, уникальная коллекция флоксов, травянистые растения и большой ассортимент лечебных культур - испытанных на биоактивные вещества по методике Л.И.Вигорова.
Наши цены Вас приятно удивят. Например роза парковая Прайти Джой
один саженец стоит – 60 рублей, а жимолость Каприфоль – 50 рублей и т.д.
Ассортимент питомника ежегодно обновляется.
Посадочный материал садоводам-любителям высылаем только почтой.
Для получения бесплатного каталога вышлите Ваш конверт, или можете скачать на нашем сайте
http://WWW.sadural.ru.
А также приглашаем работать с нами оптовиков из всех регионов России.
Для получения информации вышлите письменную заявку на наш адрес.

Наш адрес: 623780 Свердловская обл., г.Артемовский, ул. Лесопитомник д-6 о-2
«Сады Урала» Миролеева Александра Николаевна
E-mail: MiraleevaAN@rambler.ru
E-mail: sadural@ya.ru

Тел.8(343-63)203-27
Тел.с. - 89126831854

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir