ТРЕЩИНА

В мире
№19 (577)

В День Победы в Эстонии ожидали повторения событий ночи с 26 на 27 апреля.
Но столкновений с полицией не было. Было возложение цветов к месту на площади Тынисмяги, где раньше стоял Бронзовый солдат.
А накануне, 8 мая, в Таллине состоялась церемония открытия памятника на новом месте - на военном кладбище. Премьер-министр Эстонии и министр обороны возложили к подножию монумента венок.
Можно предполагать, что дальше жизнь пойдет, как и шла. И вообще – забудется. Как забылось многое другое. Под натиском новых событий.
Но это в России. Тут ведь ничего такого и не случилось, что отразилось бы на нашей жизни.
Да, организованная прокремлёвская молодежь осаждала эстонское посольство, применив насилие. Заодно досталось и послу Швеции – с его машины сорвали флажок. Мир возмутился. Западные страны потребовали прекратить бесчинства. Со специальным заявлением выступило НАТО. После чего митинги и палатки “Наших” моментально свернули.
Да, как водится, российские депутаты довели ситуацию до фарса. Они приехали в Таллин, осмотрели Бронзового солдата, перенесенного на военном кладбище, нашли швы и сообщили об этом “варварстве” всей стране по телевидению. И потребовали отставки эстонского премьер-министра. В ответ представитель Эстонии поклялся на Библии, что монумент не распиливали, что он изначально не был цельнолитым, технология такая. А что до отставки премьера, то история не знает случая отставки правительства какой-либо страны по требованию депутатской делегации другого государства...
И, конечно же, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко тотчас обеспокоился качеством эстонской сметаны и других продуктов.
Ох...
Понятно, наш телеэфир и газеты полнятся сюжетами и статьями о злодеях-эстонцах и притеснениях  русских людей.
Это политика последних двух лет – постоянный поиск врага. В начале 2006 года была Украина, затем Польша, Грузия, Белоруссия, снова Грузия... Нагнетается атмосфера, народ стараются держать в агрессивном напряжении. Другое дело, что всё быстро забывается. Спроси сейчас, что было в России не так давно с Грузией, вспомнят лишь, что пропали из магазинов “Боржоми” и грузинские вина. Между тем доходило до того, что из некоторых отделений милиции Москвы в школы присылали требования представить им список учащихся грузинской национальности.
Мы быстро всё забываем. Всё, что непосредственно нас не касалось.
А в Эстонии долго будут помнить.
Таллин – не мегаполис. И погром в ночь с 26 на 27 апреля был шоком для всех. Разграблено 149 магазинов и киосков, осквернено шесть мемориалов, пострадали 156 человек, в том числе 20 полицейских. Общий ущерб от 3,5 до 4,4 миллиона долларов.
Очевидцы описывали события в Сети так: “Было поздно. Смеркалось... Таких быдло-рож и в таком количестве я не видел давно, а точнее, вообще никогда. Компании подростков притащили алкоголь и были навеселе. С бутылкой водки защищать Солдата прикольнее. Особенно когда тебе 16 лет. Это были уже не те сочувствующие с цветами днем. Это была молодежь, гопота, подростки со своими девками, ну и простые зеваки типа меня... Силы полиции были стянуты к Бронзовому солдату, поэтому охранять город было в принципе некому. Толпы подростков принялись громить витрины и киоски... Защитники памятника принялись разворовывать магазины. Особенно понравились алкогольные отделы... Нажравшись и нализавшись вдоволь, свиньи принялись резать сами себя... Удивительно, но факт – поутру полиция заявила, что 1/3 погромщиков – эстонцы. Однако эстонским каналам это уже не очень интересно. Эстонские каналы вовсю пропагандируют – русские громят Тален!”
Вот другое свидетельство, из сетевого же дневника: “Вся улица разбита – все дорогие магазины. “Хьюго-босс” разгромлен... валяются манекены, как трупы... ноги-руки-головы... Тогда мне стало реально жутко. Город как после бомбежки... просто ты как на войне. Рядом пьяный русский кричит такому же пьяному эстонцу: “Фашисты!” А тот отвечает: “Вали в Россию!” Начинается драка... Мимо идет женщина: “Вот! Вот! Они ЭТОГО хотели?!”
Крик этой женщины – самое главное, на мой взгляд. Отражает суть происшедшего. И указывает – “ОНИ”.
Протестные настроения русских, русскоязычных в бывших союзных республиках были и есть. Но до высокого градуса подогревались они только при участии “кураторов” из Москвы, из каких-то будто бы общественных организаций. Через местных заводил. Русскую диаспору они рассматривали исключительно как “пятую колонну”. Еще в 1994 году один из таких заводил, не зная, видимо, происхождения и значения этого выражения, так и заявил в интервью московской газете: “Создавать из русских людей пятую колонну”. Откровенно и просто.
Но такого, что произошло в Таллине, не было ни в одной союзной республике.
Заводилам, их “кураторам” в Москве глубоко наплевать на русских людей, которые там живут. И хотят жить.
После устройства той или иной бучи, как правило, неудавшейся, заводилы уезжали в Россию. На приготовленные места и квартиры.
А использованные ими люди оставались и остаются.
Как им жить после всего, что случилось в Таллине? Очень трудно.
Трещина была всегда.
Эстонцы всегда помнили оккупацию, депортацию и прочие акции советского режима. Передавали память о них детям и внукам, нынешней молодежи.
Русская интеллигенция в Прибалтике вообще и в Эстонии в частности старалась убедить эстонцев, латышей, литовцев, что нынешнее поколение русских ни в чем перед ними не виновато. Они не могут и не должны отвечать за Сталина, Берию, за дедов своих, которые вошли сюда с винтовкой. Тоже, между прочим, подневольные того режима, отцы и деды наши. Многих из них тоже, между прочим, загнали в лагеря. По самым разным причинам.
Труднее всего было сразу после распада Союза, в начале и в середине 90-х годов.
С наступлением нового века ситуация вроде бы нормализовалась. Трещина начала постепенно затягиваться.
И тут грянул погром в Таллине. Моя знакомая пишет, что у людей после этого стали другие глаза. Такие глаза она видела в Израиле, в приграничных городах. Постоянное ожидание взрыва или обстрела.
В тихом Таллине у людей рухнула вера в безопасность жизни.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir