ЗВЕЗДЫ НА БАЛЕТНОМ НЕБОСКЛОНЕ
“Stars of Today Meet the Stars of Tomorrow”: «Звезды балета сегодняшнего дня встречаются с будущими звездами». Так называется гала-концерт, который из года в год устраивают создатели балетного конкурса Youth America Prix (YAGP), Лариса и Геннадий Савельевы (в прошлом – танцовщики Большого театра).
8 лет назад Савельевы впервые провели этот уникальный конкурс среди учеников американских школ. Сегодня – это один из самых популярных балетных конкурсов мира, в этом году в нем участвовало 20 стран. Как говорит Лариса Савельева, у них участвовали все континенты, кроме Антарктиды... Впрочем, не было и учеников из балетных школ России. Почему? Не могу ответить на этот вопрос.
Международная организация Юнеско оценила вклад, который организаторы конкурса внесли в развитие балетного искусства: YAGP является теперь членом «консулата по международному танцу» в рамках этой международной организации.
Конкурс учеников балетных школ преследует цель: выделить наиболее талантливых и поддержать их. На конкурсы съезжаются директора самых различных школ и театров мира, что бы «подобрать» себе учеников и артистов. Многие конкурсанты получают возможность продолжать обучения в лучших школах Америки и Европы (в качестве премии победители получают стипендии на продолжение профессиональной учебы).
Около 100 победителей конкурса танцуют сегодня в самых известных театрах мира. В том числе Мария Абашова, золотая медалистка 2002-го года (окончила школу в Австрии), сегодня – прима театра Бориса Эйфмана.
По окончании конкурса победители выступают на ежегодном гала-концерте в Нью-Йорке, где и встречаются с лучшими танцовщиками мира, что уже само по себе – высокая честь. Гала-концерты Савельевых собирают такое количество зрителей, что попасть на такие вечера довольно трудно.
Так и в этом году зал был набит битком: артисты, педагоги, директора балетных школ и трупп, родственники и друзья конкурсантов... Не знаю, какую часть зала составляли дети, не выступавшие в концерте, но они так кричали, поддерживая своих товарищей, и, выражая свое восхищение искусством профессиональных артистов, что ничего не было слышно, когда объявляли следующий номер.
Зрители, которые приходят на такие концерты – еще одно жюри, которое судит не только учеников, но и самих судей: «справедливо-несправедливо», а я бы присудила первое место другому...».
У меня, как у каждого зрителя, тоже свое мнение. Например, на мой взгляд, самой перспективной, уже почти готовой к выступлению на профессиональной сцене, стала четырнадцатилетняя Джинс Уитней, ученица Валентины Козловой (Нью-йоркская Консерватория Танца). Она танцевала дуэт из балета М.Петипа «Дочь фараона» не просто чисто, но изящно и артистично, педагог (сама в прошлом – прима-балерина Большого театра) привила ей хорошую манеру исполнения. Уитнэй присудили 2 премию в средней группе. Почему первую премию в этой группе получила японка Мегуми Хоручи? Ничего не было особенного в ее исполнении вариации из «Арлекинады» Петипа. Зачем директор студии при Американском балетном театре пригласил восемнадцатилетнюю Мелиссу Намильтон из Греции в свою труппу, почему ей дали Гран При на конкурсе? Ничем не выдающаяся девочка. Мне объяснили, что на отборочных турах она показала потенциальные возможности роста, а конкурс выделяет не только лучших учеников, но и поощряет заведомо одаренных. Словом, компетентное жюри так решило! Конечно, я ведь не видела выступления учеников на всех этапах конкурса, поэтому сужу только по их участию в концерте. А впрочем, смотреть выступления детей всегда интересно.
На выступлениях мальчиков, из разных соображений, надо остановиться особо. Гран При получил двенадцатилетний Кирилл Кулиш, ученик балетной школы в Сан-Диего, Америка. Конечно, он не просто превосходно исполнял вариацию из «Корсара», но продемонстрировал владение стилем исполнения. Не меньшее впечатление произвели два других мальчика: Йошиказу Асада (2-ое место в старшей группе за исполнения вариации из «Сильфиды» Бурнонвиля) и Джим Новаковский, завоевавший первое место в той же группе, который безупречно станцевал вариации Актеона из дуэта «Диана и Актеона» (хореография А.Я.Вагановой). Хочу обратить внимание читателей на один любопытный момент: ученики не всегда представляют на конкурсе особенности национальные школ. Не только азиатский мальчик Джим носит фамилию своих польских приемных родителей. Когда объявили ученицу из Южной Африки, на сцену вышла рыжеволосая девочка с белоснежной кожей. А балетную школу Швейцарии представлял китаец Янг Гай Чой.
Но я выделила мальчиков по другим причинам. Прежде всего, бросается в глаза, как вырос профессиональный уровень мужского танца и профессиональный уровень исполнения учеников. Джим Новацкий практически показал уровень исполнения классического танца современными звездами балета. Двенадцатилетний мальчик танцует трудную мужскую вариацию из «Корсара». Особенно выделяются ученики и ученицы из Японии. Девочки смело крутят пируэты (и не по одному), мальчики легко проделывают трюки в воздушном прыжке... и тоже: пируэты, пируэты, большие, комбинированные...
Посмотрим на это явление с другой стороны. Конечно, зал бешено аплодирует маленьким виртуозам. И сначала действительно восхищаешься, а потом спрашиваешь себя: а нужно ли такое раннее развитие? Может быть, будущего танцовщика надо растить осторожно, а не готовить его к конкурсу, как спортсмена? Ведь это растут будущие актеры балетного театра. Хорошо ли они усвоили основы школы, не надорвется ли молодой, неокрепший организм, если его так безжалостно натаскивать на преодоление трудностей, которые не всем взрослим – под силу? В этом смысле концерт учеников должен, по-моему, вызывать не восхищение, а тревогу у профессионалов. Мальчики, которых я выделила, в основном – низкорослые. Что они будут делать в балетном ТЕАТРЕ? Не век же они будут танцевать вариации, их надо будет занимать в РОЛЯХ. И что тогда? Конечно, директора западных театров не слишком щепетильны в этом вопросе, сколько раз мне приходилось видеть невысокого танцовщика в паре с высокой балериной. Мне это «режет» глаз, но мое отношение к театру старомодно. Для меня в спектакле все должно быть осмысленно и отвечать в целом задачам искусства.
Я специально заостряю внимание на мальчиках-учениках именно потому, что их выступления - тревожный сигнал: учат ли сегодня учеников балетных ТАНЦЕВАТЬ или только ставить рекорды в освоении виртуозной техники?
Во втором отделении выступили профессионалы.
Гала-концерт – всегда коробка с сюрпризами. Собирать такой вечер намного труднее, по-моему, чем подготовить спектакль. Содержание концерта во многом зависит от обстоятельств: кто из артистов может приехать выступать в другую страну в те месяцы, когда в театрах – активный сезон?
Савельевы подбирали концертную программу с пониманием задач такого спектакля, они знакомили американских зрителей не только с известными артистами других стран, но и с новыми работами американских и зарубежных хореографов.
«Гвоздь программы» - выступление премьеров французского балета, звезд Гранд Опера, Орли Дюпон и Манауэля Легри. И хотя я – не поклонница этих артистов, но они еще раз продемонстрировали хорошую французскую школу, а главное – станцевали замечательный дуэт ”Petite Mort”, поставленный Килианом на музыку Моцарта.
Вторым, на мой взгляд, подарком, который сделали зрителям Савельевы, стал новый концертный номер “Chok”, поставленный американцем Дуайтом Роденом для двух танцовщиков из труппы “Complexions”. К сожалению, имена артистов не были указаны в программе. Но какой замечательный концертный номер! И как выразительно и артистично танцевали его два чернокожих танцовщика! И вот они-то и продемонстрировали ИСУССТВО танца.
Выступление рядом с ними в одной программе группы «Момих», где танцовщики действительно превращены в спортсменов, смотрелось, на мой взгляд, в концерте как инороднее тело.
Как всегда в таких сборных программах кто-то произвел впечатление, кто-то выступал менее удачно, чем всегда. Гала-концерты тоже своего рода – конкурс.
Интересно отметить еще одно выступление. Солисты Американского балетного театра Сиомара Райес и Геннадий Савельев (танцем которого я всегда восхищаюсь) танцевали, как теперь говорят в России, «хит» середины прошлого века: «Весенние воды» на музыку Рахманинова в постановке Асафа Мессерера. В свое время его исполняли только танцовщики-виртуозы. Каким анахронизмом этот номер смотрелся в концерте! Ну, кинулась балерина танцовщику в руки спиной... кого это сегодня удивит? Все сказанное ничуть не умаляет искусство исполнителей. Мы только еще раз отметили, как развилась танцевальная техника за последние полвека.
Вчера и сегодня, актерское мастерство, и стремление к спортивному успеху... Вероятно, искусство так и развивается, впитывая в себя самые противоположные традиции и тенденции. Я и вообще восхищаюсь самим фактом создания такого международного конкурса балетных школ, титанической работой Савельевых, которая привела к успешному результату. Но концерт в целом я считаю удачным еще и потому, что в нем и отразились различные традиции и тенденции развития балета в современном театре.
Фото Нэн Мелвилл