“Я тоскую по Тбилиси, по домам, чей срок – на слом”
Жители нескольких районов Тбилиси совершили невероятное для сегодняшней Грузии дело – заставили власть изменить свое решение. Та, хоть и привыкла не считаться ни с чьим мнением, кроме своего, но, похоже, поняла: если примет очередной непопулярный в народе закон, люди выйдут на улицы. И тогда надо будет или отступать, “теряя лицо”, или прибегать к разгону. Ни того, ни другого “верхам” ох как не хочется.
Сыр-бор разгорелся из-за того, что правительство выискивает все новые способы “наезда” на частную собственность. Уже отбираются приглянувшиеся власти здания ведомств, организаций и компаний, ставятся препоны для приватизации квартир, пересматривается законность ордеров на проживание в престижных местах, сносятся “портящие лицо города” капитальные торговые объекты, разработан законопроект, позволяющий экспроприировать жилые дома в исторических районах. Делается это, чтобы высвободить дорогостоящие территории для фешенебельных гостиниц, шикарных магазинов и модерновых бизнес-центров.
Но всего этого оказалось мало, и на сцену выступило Министерство культуры, спорта и охраны памятников. Именно оно решило апробировать на тбилисцах очередное новшество, внеся в парламент законопроект “О культурном наследии”. И оказалось, что за этим вполне привлекательным названием таится настоящая беда для тысяч и тысяч людей, которые всегда гордились тем, что родились и живут в исторических районах Тбилиси, а теперь вот выясняется, что об этом можно будет только жалеть.
Суть шокировавшей столицу новости в том, что в зонах культурного наследия будет введен специальный налог на реабилитацию зданий. То есть все живущие и работающие там юридические и физические лица, вдобавок к немалым суммам за коммунальные услуги, должны будут ежемесячно платить и за каждый квадратный метр занимаемой ими площади от 10 тетри до 3 лари ($1,7). Деньги пойдут на восстановление и реконструкцию уникальных домов.
“Зоны культурного наследия” – это территории, вошедшие в недавно созданный административный район Старый Тбилиси. И живет здесь народ далеко не богатый, на учете каждый лари. Не говоря уже об одиноких пожилых людях, пенсии которых далеко не дотягивают до сумм, которые придется выплачивать за то, чтобы остаться в отцовских и дедовских домах.
Тбилисцы убеждены: платить заставят по большим ставкам, а не по 10 тетри. Впрочем, и этот, казалось бы, мизерный тариф может стать неподъемным, если умножить его на квадратные метры. Так что ясно: платить налог смогут очень и очень немногие, а остальным придется продавать квартиры и перебираться на периферию. Расставаясь с тем, что для них - малая родина, для туристов - колорит Тбилиси, а для отцов города – просто престижное место. Ну, как не вспомнить пророческие строки Евгения Евтушенко: “Я тоскую по Тбилиси, по домам, чей срок – на слом”...
Власти правы лишь в одном: уникальные дома обветшали настолько, что зачастую рушатся, погребая под руинами людей. Но то, что реконструировать их надо по принципу “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”, возмутило людей. И в знаменитых тбилисских двориках, в подъездах, еще сохранивших следы былой красоты конца XIX-начала XX веков, стали стихийно составляться списки желающих выйти на акции протеста.
Перепуганные и возмущенные горожане начали собираться перед мэрией – пока небольшими группами, но грозя объединиться в гигантский митинг. Встречающиеся на улицах приветствовали друг друга одной фразой: “Ну что, идем протестовать против налога?”. Власти попытались развернуть “разъяснительную” кампанию, но их удивление с телеэкранов “неблагодарностью” жителей ветхих домов только еще больше разозлило горожан. И министру культуры пришлось поспешно заявить: “Налоговая ставка может быть снижена, однако совсем отменять ее никто не собирается, поскольку исторические памятники Грузии требуют реабилитации”.
Народ стали убеждать: по максимуму будут платить далеко не все, средний налог составит 1,5 лари, а кое-где и еще меньше. Но это никого не успокоило, потому что выплаты все равно оставались огромными. Люди заявляли, что готовы взять на себя часть расходов по содержанию зданий в нормальном состоянии, но денежные сборы должны быть реальными.
А тут еще и оппозиция развернулась в полную силу. Республиканцы предложили вынести новый законопроект на всенародное обсуждение и заявили, что реабилитация старых районов не должна вестись за счет населения, когда президент утверждает, что бюджет в этом году возрастает до 7 млрд. лари. Лейбористская партия объявила, что новшество приведет к заселению центральных районов столицы богатыми иностранцами и “приближенными к властям богатеями”. И как только закон будет утвержден в парламенте, лейбористы внесут иск в Конституционный суд и потребуют экспертизы ООН о наличии признаков дискриминации неимущих.
Еще они предложили продать строящуюся роскошную президентскую резиденцию и на эти деньги реставрировать Старый Тбилиси. А “Партия народа” прямо призвала тбилисцев на предупредительную акцию у парламента 2 мая. Но дело в том, что еще до этого оппозиция приводит туда же людей, недовольных другими новациями – подорожанием коммунальных услуг и муниципального транспорта, отменой социальных льгот пенсионерам и ветеранам силовых структур. Так что легко представить, каким многочисленным стал бы митинг, присоединись к нему протестующие против “культурно-исторического” налога.
И власти вынуждены были пойти на попятную. Объявлено, что парламент примет закон “О культурном наследии”, но в нем не будет упоминания о злополучном налоге. Однако думать, что победа народа окончательна, может лишь тот, кто не знает грузинских младореформаторов. А те привыкли доводить задуманное до конца. Поэтому Министерство культуры разъяснило, что “изначально будет определен ареал исторических кварталов, уточнены суммы, необходимые на реабилитацию, определены размеры сборов и лишь потом будут приняты поправки к закону”. Причем речь идет не только о столице.
“Пока у страны нет ресурсов для того, чтобы начать реконструкцию старых районов как в Тбилиси, так и в признанных культурным наследием городах и селах, - заявил председатель парламентского Комитета по культуре, образованию, науке и спорту Нодар Григалашвили. - Для этого нужны миллиарды, а денег нет”.
Это - не жалоба, это – и упрек “несознательным” тбилисцам, отдалившим “волнительную задумку” правительства, и предупреждение жителям всей Грузии. Мол, не хотите из своего кармана оплачивать реставрацию, не жалуйтесь нам, что ваши дома падают. Все тот же Григалашвили не преминул “успокоить” население: “Сейчас все эти вопросы вызывают много споров, но мы никуда не спешим. Дело касается 40-50 домов во всей Грузии. И когда мы посчитаем необходимым, мы это сделаем”.
А жители Тбилиси, поздравляя друг друга пусть и с промежуточной, но все-таки победой, задаются парой вопросов, связанных с цифрой, названной главой парламентского комитета. Неужели для приведения в божеский вид 40-50 домов нужны миллиарды? И откуда взялось это количество разрушающихся исторически ценных зданий по всей стране, если только в столице их сотни?
Как известно, на Кавказе любят образные сравнения, и одно из них родилось тут же. Если ты решил привести в порядок покосившийся дом, говорят тбилисцы, то можешь пойти двумя путями. Первый - отремонтировать падающие стены и потолок, а потом красить фасад. Второй – начать с украшательства фасада, а затем заняться пришедшими в упадок комнатами. Большинство горожан считает, что власти сейчас идут вторым путем. Никто не отрицает, что впервые за десятилетия приведены в порядок покрытие и освещение улиц. Но ведь огромные суммы тратятся на роскошные фонтаны, на очередной колосс работы Зураба Церетели и брусчатку в цветах государственного флага на центральной площади. За баснословные деньги привозятся издалека искусственные новогодние елки и устанавливаются скульптуры на мостах. Недавно налаженную осветительную систему города будут заменять 10 тысячами новых светильников ценой в 3 миллиона лари...
Да, внешне Тбилиси очень похорошел. Но если бы хоть часть денег, потраченных на “покраску фасада”, пошла на истинную реабилитацию культурного наследия! В него ведь входит не только архитектура домов, но и традиции, дух города, которые исчезнут, если вынуждены будут уйти хранящие их люди. Воплотившись в гостиницы и рестораны, магазины и офисы, культурное наследие превратится в обычное доходное место. В красивый, но бездушный элемент фасада. Поэтому, добившись первой победы, тбилисцы намерены стоять до конца и тогда, когда власть “посчитает необходимым сделать это”.
comments (Total: 1)