Фаворитизм

Экспресс-опрос "РБ"
№37 (543)

Слова «фаворит» и «фаворитизм» у многих наших читателей вызовут, наверное, воспоминания о приключенческих и исторических романах или пикантных преданих о любимцах и любимицах королей, царей, императоров и диктаторов. Но фаворитизм, увы, наблюдается и в наши дни - в больших и малых бизнесах Америки.
Казалось бы, капиталистическая система с ее жесткой конкуренцией не должна оставлять места для подобного явления. И каждый работодатель должен ценить работников только по качеству их труда... Но люди, к сожалению, далеки от совершенства и не лишены слабостей. Поэтому некоторые владельцы бизнесов (и тем более менеджеры различных отделов) позволяют себе отодвинуть фактор доходов на задний план, выдвигая на передний фактор... личный.
Какие именно формы принимает фаворитизм в Америке? Возможно, кто-то создает идеальные условия для подчиненного (подчиненной) только потому, что неравнодушен к ней (к нему). Возможно, кто-то устает от опытного, заслуженного работника и его прозаичных, хоть и дельных, предложений и с радостью хватается за вроде бы свежие и оригинальные, но, возможно, вздорные и губительные для бизнеса идеи новичка. Возможно, кто-то подпадает под влияние интригана, умеющего втереться в доверие. А кто-то сознательно выбирает себе фаворита (фаворитку) на определенный срок, заставляя остальных служащих завидовать, ревновать и... подтягиваться. Потом временный фаворит попадает в опалу и на его место приходит новый...
Мы решили провести небольшое расследование и обратились к нашим читателям и рекламодателям со следующими вопросами:
Насколько распространен фаворитизм в Америке?
Сталкивались ли вы с фаворитизмом непосредственно, и если да, то с какими его вариантами?
Асатур НикогосЯн,
владелец A-Tax Group:
У меня в офисе фаворитизма нет и быть не может. Нас всего двое, и мы оба – работники, а не начальники. Но в целом, по моим наблюдениям, фаворитизм в Америке встречается очень часто. Впрочем, так же, как блат и протекционизм. В маленьких компаниях, где работают 10 - 15 человек, любимчиков встретишь реже. Такие компании обычно набирают людей толковых и трудолюбивых, потому что от их работы зависит успех бизнеса. Но в больших компаниях, в городских учреждениях по службе часто продвигаются люди, которые не отличаются особыми профессиональными качествами, но умеют заглядывать начальникам в глаза и всячески им угождать.

Майкл ШустаровиЧ,
вице-президент American Capital Mortgage Bankers LTD:
Фаворитизм в Америке был, есть и будет. Я работал в банках и сталкивался с разными его вариантами. Бывает, что человек, сумевший подружиться с начальством, но толком ничего не понимающий в бизнесе, ставится над людьми, проработавшими в компании много лет. Бывает, что начальнику нравится симпатичная девушка, и он ей покровительствует. В большой компании незаслуженное продвижение вперед такой фаворитки не наносит бизнесу особого ущерба.
Что же касается небольших русских бизнесов, то там фавориты и фаворитки встречаются на каждом шагу. Наши бизнесмены пока еще мало знакомы с таким понятием, как sexual harrassment. Если в русском бизнесе работают американцы, то его владелец старается держаться в определенных рамках, но если бизнесмен нанимает только русских, то его или ее ничто не останавливает...
На мой взгляд, неоправданное продвижение вперед приятелей и родственников, которые ничего в деле не понимают (а я сталкивался с таким явлением в банках), - тоже вариант фаворитизма. И, в сущности, даже команда президента США состоит из своего рода «фаворитов». Никто этих людей не выбирает, никто за них не голосует. Президент окружает себя людьми, которые ему симпатичны, с которыми он дружит. И в результате они выходят на большую политическую арену.

СофиЯ ЯмпольскаЯ,
специалист по обеспечению качества компьютерных программ:
Безусловно, фаворитизм в Америке широко распространен. По моим наблюдениям, фаворитом становится тот, кто умеет, во-первых, оказывать начальнику любого уровня (будь то супервайзер или владелец бизнеса) маленькие знаки внимания, и, во-вторых, устанавливать с ним или с ней человеческие, а не только рабочие отношения. Фаворитами могут стать также откровенные льстецы и подхалимы.
Те, кто хочет пробиться в фавориты (а значит обеспечить себе продвижение по службе, щедрые премиальные и т.д.), постоянно делают начальникам комплименты, восхищаются их идеями, болтают с ними об их детях и внуках, издают восторженные возгласы при виде фотографий этих ребятишек. Отправляясь на ланч, не забывают спросить начальника: «Не купить ли вам сандвич или кофе?» Беседуют с ним (с ней) на разные темы – спорт, диета, новые фильмы и т.д. А некоторые идут дальше – делают боссам подарки или приглашают их к себе домой на ланч, на обед...
У людей, которые честно и тяжело работают, но не обладают вышеупомянутыми качествами, меньше шансов стать фаворитом, а значит, надеяться на блестящую карьеру.

Инна Винокур,
бухгалтер:
Вы знаете, я всегда завидовала людям, которые умеют не только добросовестно исполнять свои обязанности, но и ладить с людьми, в том числе – с начальством; не только хорошо работать, но и уметь преподнести то, что они сделали. В прошлом я работала в небольшой конторе, сейчас – в большой компании. И я везде убеждалась, что такие люди – общительные, улыбчивые, умеющие каждому сказать что-то приятное, - как магнит притягивают к себе окружающих, в том числе боссов. И именно такие люди становятся фаворитами (в хорошем смысле этого слова). Их все любят. Если бы у меня были такие качества, то я, того и гляди, тоже попала бы в число фаворитов, но у меня их, к сожалению, нет. Не хватает уверенности в себе, легкости в общении с людьми. Вначале я думала, что меня подводит недостаточное знание языка. Но сейчас понимаю - у меня просто такой характер. А тут уж ничего не поделаешь!

Эдвард РубинЧик,
врач-окулист:
Хорошие отношения с начальством, на мой взгляд, - часть работы любого подчиненного. Без этого невозможно продвигаться по службе. Во всяком случае, так обстоят дела в нашем офисе. Так называемые people’s skills не менее, а иногда и более важны, чем профессиональные умения и навыки.
Но люди, которые елают ставку только на свои people’s skills, не обладая знаниями и трудолюбием, могут стать «фаворитами» лишь на определенное время и продвинуться по службе лишь до определенной степени. Начальник может подпасть под обаяние такого человека, но рано или поздно поймет, что ему нужны работающие и знающие, а не только компанейские люди.

Артур Гершфельд, адвокат:
В моем офисе фаворитизма нет. Каждый из моих работников зарабатывает столько, сколько стоит. Если человек со временем начинает заслуживать большего, он и получает больше.
Такой подход к работникам должен быть у каждого здравомыслящего бизнесмена. Но я не исключаю, что некоторые американские бизнесмены отбрасывают здравый смысл и исходят из личных симпатий и антипатий.

Нина КанторовиЧ, владелец ювелирной фирмы «Коллаж»:
Если человек хорошо работает и в придачу симпатичен мне, то я, конечно, стараюсь повысить ему зарплату, продвинуть вперед. Однако точно так же я стараюсь воздать должное человеку, который мне не особенно симпатичен, но хорошо работает.
О других бизнесах мне судить трудно, особенно о больших компаниях, в которых я никогда не работала.

НаталиЯ Шапиро,
главный редактор «РБ»:
Не знаю, как в других бизнесах, но в газете, на мой взгляд, фаворитизм просто невозможен. Здесь важны два качества – профессионализм и умение вписаться в команду. Выпуск газеты сродни работе хорошо отлаженного механизма, где конечный результат зависит от работы каждого «винтика». Газета – это команда, где все зависят от всех. Да и кто может быть в газете фаворитом? Кому начальник может давать поблажки, закрывая глаза на его или ее погрешности?! Корректор? Но ведь тогда в газете будет масса ошибок и читатели начнут бомбардировать нас письмами. Дизайнер? Но тогда оформление газеты будет далеким от совершенства. Журналист? Но тогда статьи в газете будут неинтересными и никто не захочет их читать...
Так что, повторяю еще раз, газета – это команда, и фаворитизм в ней невозможен.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir