у календарных островов
Я сидел в автобусе и с грустью смотрел в окно, по стеклу которого кривыми струйками стекала вода. “Все, - думал я, - поездка моя пошла прахом, в такую погоду много не нагуляешься”.
Мне давно хотелось съездить в самый северный штат Новой Англии - Мэн. Заранее купил билет, но погоду разве заранее предугадаешь! Однако, когда мы доехали до Нью-Хэмпшира, погода заметно улучшилась, а Мэн встретил нас голубым небом.
Мэн получил статус штата относительно поздно – в 1820 году, когда отделился от Массачусетса. Тогда же столицей нового штата стал Портланд. Однако в 1832 году столицу было решено перенести в Огасту, а Портланд остался экономическим и культурным центром самого большого по площади штата Новой Англии. Правда, в этом самом крупном городе Мэна, примостившемся у южного края Casco Bay, по статистическим данным 2004 года насчитывалось всего около 64 тысяч жителей.
Прибрежный Портланд во время войн с Англией несколько раз подвергался серьезным разрушениям, но каждый раз, как птица Феникс, возрождался из пепла. Последнее тяжелое бедствие постигло город ровно 150 лет назад, когда во время празднования Дня независимости в городе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший сотни жилых домов и почти все коммерческие здания. Однако и в этот раз портландцы заново отстроили свой город, но уже из кирпича, и именно в те годы он приобрел свой, сохранившийся до наших дней, викторианский облик, который столь привлекательно выглядит в XXI столетии. Недаром Портланд считается одним из самых красивых городов Новой Англии. А созданный в те годы по проектам известного американского архитектора Франциса Фассета Западный Променад ныне признан национальной достопримечательностью.
Неспешная прогулка по городской набережной, с которой открываются замечательные виды на залив Casco Bay, доставила мне истинное удовольствие. У этого довольно странного названия есть два объяснения. Согласно первому, которое кажется мне более правдоподобным, название заливу было дано его первым исследователем испанским мореплавателем Эстебаном Гомесом. Он посетил эти места в 1525 году, и обнаруженный им залив показался ему похожим по форме на закругленный шлем. Согласно второму предположению слово «casco» является искаженным названием этих вод, данное им местными индейцами из племени абенаки. И означало оно – поселение цапель.
В прибрежной полосе залива рассыпано великое множество маленьких островов; согласно молве - 365. Называются они Календарные острова. На самом же деле это название возникло по недоразумению, когда немецкий военный инженер Вольфганг Рёмер, находящийся на английской службе, в 1700 году написал в своем отчете об этих местах, что «здесь столько островов, сколько дней в году». Но никто их тогда точно не пересчитывал. Сейчас, согласно лоцманским картам, в заливе Casco Bay имеется 136 островов. Но название Календарные острова давно прижилось и звучит так романтично, что никто не собирается их переименовывать.
Большинство из островов имеют собственные названия, а на таких как, например, Peaks Island или Great Diamond Island находятся маленькие деревушки, жители которых занимаются рыбной ловлей и добычей морских раков - лобстеров. Залив Casco Bay мелководен и в нем водится великое множество этих ракообразных. Приготовленный самыми разными способами лобстер здесь является практически самым распространенным морским лакомством. Этакой местной изюминкой. Периодически здесь проводятся соревнования по скоростному поеданию этих морских обитателей.
Добывают лобстеров практически вдоль всего побережья залива Casco Bay с помощью плетеных деревянных ловушек, вход в которые прикрыт крупноячеистой веревочной сеткой с отверстием в центре. На эти нехитрые сооружения я насмотрелся в местном музее. Ловушку опускают на дно залива, и, захотевший полакомиться специально приготовленной для него внутри плетеной клетки рыбной приманкой лобстер, уже никогда не выберется наружу.
Когда мы плавали на кораблике между островами по заливу, то видели множество разноцветных поплавков или буйков, качавшихся на воде. Ими обозначены ловушки, находящиеся на дне.
Владелец каждой рыболовецкой шхуны должен получить лицензию на отлов лобстеров и имеет право выставить в море строго определенное количество ловушек в соответствии с имеющейся квотой. Над каждой такой ловушкой и пляшет на волнах цветной буек. У каждого хозяина своя комбинация цветов, или определенная – круглая, овальная или квадратная - форма поплавка. По этим признакам он еще издалека может безошибочно определить свою ловушку.
Однако, Casco Bay интересен не только ловушками для лобстеров. На его островах расположено несколько фортов, которые когда-то были предназначены для защиты Портландской бухты от непрошеных вторжений. Одним из таких оборонительных сооружений является форт Горджес, который было решено построить на выступе Свиного острова в далеком 1812 году, когда американцы воевали с англичанами. Форт должен был дополнить и усилить другие, уже существовавшие укрепления. Однако, начатое строительство много раз откладывали по финансовым причинам, и только к моменту окончания Гражданской войны возведение форта со стенами из серых гранитных блоков было завершено. Форт был спроектирован военным строителем полковником Реубеном Смартом, который позже стал шефом инженерного корпуса армии Соединенных Штатов. Несмотря на громкое имя своего проектировщика, к моменту завершения строительства появившиеся новые взрывные средства и пушки сделали это военное укрепление устаревшим. Форт было начали модернизировать, но стройку вскоре забросили так и не доведя дело до конца, оставив третий этаж недостроенным. Во время Второй мировой войны форт использовался в качестве склада морских мин. С тех пор он фактически стоит заброшенным. На его крыше буйно разрослись кусты и дикие травы.
Главной достопримечательностью залива Шлема является знаменитый портленский маяк Portland Head Light, который находится на мысе Элизабет. Его строительство началось в 1787 году по личному указанию Джорджа Вашингтона и закончилось в 1791 году. С тех пор он исправно служит морякам. В 1958 году маяк был переведен на автоматический режим работы.
И об еще одной достопримечательности Портленда я не могу не рассказать. Речь идет о памятнике, находящемся на невысоком холме у набережной. Он представляет собой часть металлической мачты с американского военного корабля «Портланд», участвовавшего в боевых действиях во время Второй мировой войны. А в основании этой мачты находится черный гранитный блок, подаренный Портланду жителями Мурманска. Открытие этого монумента состоялось в мае 2000-го года в память о трех тысячах моряков союзников, погибших во время Второй мировой войны в арктических конвоях, сопровождавших торговые корабли на пути из Америки в Россию и обратно. Об этом свидетельствует текст, выбитый на гранитной плите. На открытии этого памятника присутствовали 30 американских и британских ветеранов войны и две студентки из Мурманска и Архангельска, представлявшие свои города. Подобные монументы были открыты также в Мурманске, Галифаксе и Лондоне.
Стоя у этого памятника в далеком Портланде, каждый эмигрант из бывшего Советского Союза, конечно, думает о своем. Для меня это оказалось лишним поводом вспомнить о своем отце, который простым солдатом прошел ту войну от тяжелого начала до победного конца.
От этого монумента, расположенного в районе Восточного Променада, мы отправились в обратный путь. И только мы погрузились в автобус, как пошел дождь. Вскоре он стоял стеной, почти как тропический ливень. Но это уже не имело никакого значения. С погодой в этот раз мне здорово повезло.