Сассон Акбашев: «Мой дом - Израиль»
Сассон Акбашев – из тех «подвижников», которые считают своей миссией уменьшение дистанции между русскоязычными евреями США и наследием их предков. Известный певец и кантор, выпускник Гнесинского училища и Yeshiva University, ученик легендарного кантора Джозефа Маловани, Сассон мог бы целиком посвятить себя работе в синагоге и концертной деятельности. Тем не менее, он основал при Еврейском центре Kings Highway программу, приобщающую бывших советских евреев к иудаике. И эту программу Акбашев ведет сам.
«Я хочу, чтобы русскоязычные евреи избавились от «галутного» комплекса, - говорит Сассон. – Чтобы они вновь обрели попранное в СССР национальное достоинство, начали по-настоящему гордиться своей религией, культурой, историей, даже своими именами...»
Акбашев родился в Москве, учился в знаменитом Московском хоровом училище, потом поступил в Московский государственный институт культуры. Но так как вокальные данные сохранились у юноши и после «ломки голоса» (явление крайне редкое), ему позволили одновременно учиться в Гнесинском училище. Потом – армия, работа в Воронежской филармонии, сотрудничество с Москонцертом, гастроли по зарубежным странам – Италии, Германии, Польше, Норвегии, Сирии... В 1990 Сассон с женой и детьми поехал в Израиль.
«В Союзе у меня была блестящая карьера, но в Израиле я обрел свою родину, свой язык, свою веру», - говорит Акбашев.
- То есть религиозным человеком вы стали именно в Земле Обетованной?
- Да, конечно. Но нельзя сказать, что в Союзе я был полностью оторван от иудаизма. Мой дед с отцовской стороны (бухарский еврей) был верующим человеком, соблюдал субботу, ходил в синагогу в Марьиной роще. А мой дед с материнской стороны (ашкеназский еврей и, кстати, коэн) отмечал дома все еврейские праздники, хоть и был членом партии. В Израиле все, чему меня учили деды, не только всплыло на поверхность моего сознания, но и обрело некую основу. Когда ты говоришь на иврите, когда видишь Стену Плача, дворец царя Ирода, могилу праматери Рахели, ты осознаешь, что Тора – это не сборник мифов, а реальность...
- Наверное, именно в Израиле вы решили приобщиться и к канторскому искусству?
- Представьте себе, нет. В Израиле я давал концерты и занимался бизнесом, а кантором решил стать в... Америке. Сюда я приехал по настоянию матери, которая живет в Нью-Йорке. Со мной приехали жена и младшая дочь, а старшая дочь и сын остались в Израиле... Так вот, мои американские друзья стали меня уверять, что с моим голосом и с моей верой я могу и должен стать кантором. Я успешно сдал приемные экзамены во всех трех академиях – реформистской, консервативной и ортодоксальной. Но учиться решил в последней (при Yeshiva University), потому что она считается самой солидной. После окончания университета мне предложили место в синагоге при Еврейском центре Kings Highway, где я работаю уже второй год.
- За это время вы, я думаю, привыкли и даже привязались к Америке. Но не тянет ли вас в Израиль, в Россию?
- Мне очень нравится Америка, она позволяет всем, особенно творческим людям, реализовать свой потенциал. В Россию езжу туда только для того, чтобы побывать на могиле отца. А вот в Израиль - каждый год, и надолго. Ведь Израиль – это мой дом, моя страна. Я люблю ее, переживаю за нее, страдаю вместе с ней... Я всегда участвую в благотворительных концертах в пользу Израиля. Это – один из способов помочь своей стране, находясь вдали от нее...
- Кстати о концертах. Недавно вы участвовали в концерте «Голоса друзей», который состоялся в «Миллениуме», в поддержку Ари Кагана – кандидата в депутаты Ассамблеи штата Нью-Йорк. Почему вы решили поддержать Ари?
- По нескольким причинам. Во-первых, он прекрасно разбирается в политике и социальных проблемах. Моя мать подписывалась на «Форвертс», когда Ари там работал, и я с большим интересом читал его статьи. Во-вторых, им всегда двигала потребность помогать людям. Тот факт, что он посвятил свою журналистскую карьеру проблемам иммигрантов, а не криминалу или скандальным, сенсационным материалам, говорит о многом. Если Ари станет депутатом Ассамблеи, у него появятся новые возможности помогать людям. Наконец, Ари – порядочный человек и это, пожалуй, – самое главное.
- Вернемся, однако, к вашему творчеству, в частности, - к вашей концертной деятельности. Какие песни входят в ваш репертуар?
- В первую очередь, я, конечно, пою еврейские песни. Но в мой репертуар входят также песни многих других народов мира, и во время концертов я постоянно перехожу с одного языка на другой: с иврита на русский, с русского – на итальянский, на польский, грузинский, арабский... Иногда включаю в программу оперные арии. Это своеобразный «трюк» - островок серьезной музыки в море эстрадной... Но моя любовь принадлежит песенному искусству. Опера консервативна, у нее – свои эталоны, на которые надо равняться. А у эстрады их нет, она – свободна. И дает свободу исполнителям.
- Последний вопрос – традиционный: каковы ваши планы?
В октябре я буду давать концерт, посвященный исключительно канторской музыке. Но главная моя цель, как я уже вам сказал, - приближать русскоязычных евреев к нашему наследию. Каждую среду в Еврейском центре Kings Highway проходят лекции, посвященные еврейской религии и культуре. И я приглашаю всех, кто хочет к ним приобщиться...
comments (Total: 2)
Он талантливый человек и народный просветитель!