Багдад в осаде
Подсчитано: в Ираке каждый месяц убивают в среднем 2 000 человек. Две тысячи душ ежемесячно отправляются на тот свет не из-за болезней или преклонного возраста, не в результате стихийных бедствий или несчастных случаев, а по воле соотечественников и зарубежных освободителей. Редкий тиранический режим способен принести в жертву своим амбициям такое число жизней.
И смерть продолжает разгуливать по городам несчастной страны. То тут, то там гремят взрывы. Убийцы выбирают самые людные места: рынки, мечети, магазины, многонаселенные дома. Дня не проходит без обильного кровопролития, ни один человек не может чувствовать себя в безопасности, где бы он ни находился. Хуже того, беспощадный терроризм, словно эпидемия чумы, начинает свою безумную пляску в соседних странах и регионах, грозя захлестнуть чуть ли не весь мир.
Антисаддамовская коалиция во главе с США и вместе с новым иракским правительством не жалеют ни сил, ни средств, пытаясь приостановить безумный шабаш. Однако ничего толкового эти попытки пока не дают. Успокоительные заверения генералов и политиков вступают в вопиющие противоречия с ужасающей реальностью, скрыть которую нет никакой возможности. Недавно был подготовлен новый план умиротворения. Он носит не общий, а подчеркнуто локальный характер. В соответствии с этим планом все усилия предполагается направить на установление порядка хотя бы в Багдаде.
Иракская столица и вправду больше других районов страдает от острейшего противостояния шиитов и суннитов, от кровавых столкновений одних групп боевиков с другими. Жители любыми путями стараются покинуть город, бросая на произвол судьбы и дома, и имущество. Даже до зубов вооруженные американские воинские части по возможности избегают появления на улицах. От аэропорта до центра столицы они передвигаются в автобусах, защищенных стальными листами и армированными стеклами, да еще в сопровождении нескольких бронетранспортеров, а то и вертолетов. Экспедиции за пределы Багдада, вглубь страны, готовятся как необычайно сложные стратегические операции.
Новый план, по мнению военных, должен помочь в решении двух проблем. Генерал Калдвелл говорит об этом достаточно откровенно. Во-первых, беспорядки и кровопролитие в столице слишком сильно бросаются в глаза, ни мировая, ни американская общественность не может спокойно взирать на пальбу и взрывы на багдадских улицах. Конгресс США вполне способен отменить данное в 2002 году разрешение на использование дополнительных войск в Ираке. Во-вторых, генерал признает, что попытки добиться усмирения всей страны в обозримый период неминуемо обречены на провал. Зато есть определенные надежды на то, что пример Багдада, если там удастся навести порядок, положительно скажется на ситуации в провинции.
Трудно назвать план новым и оригинальным. Нечто подобное уже давно опробовано в Афганистане, где местное правительство чувствует себя полновластным хозяином лишь в Кабуле и окрестностях, в большинстве же из 29 провинций царит хаос. К тому же иракский вариант намного сложнее афганского. Взаимная ненависть разных религиозных групп здесь острее, силы сопротивления лучше вооружены и лучше организованы. Потому успех в реализации локального плана отнюдь нельзя считать гарантированным.
Журнал «Ю. эС. Ньюс» на днях опубликовал пространную статью Линды Робинсон «Битва за Багдад». Автор приводит массу деталей, негативно характеризующих нынешнюю обстановку в Ираке, и пытается отыскать причины неудач. По ее определению, в стране наблюдается вакуум власти. Сказалось чрезмерное увлечение чисто процессуальными проблемами – составлена новая конституция Ирака, с неимоверным трудом созданы законодательная и исполнительная властные структуры. Надежды возлагались на законопослушность населения, но само население никакой материальной помощи от властей до сих пор не дождалось.
Восстановление того, что разрушено и продолжает разрушаться, идет очень медленно. Из 300 миллиардов долларов, потраченных Вашингтоном в Ираке, только 8 миллиардов пошли на реконструкцию, на восстановление и развитие инфраструктуры. А надо было понять, что финансовые вливания – это вовсе не гуманитарный акт, а важнейшее условие для завоевания симпатий народа и создание безопасных условий для жизни. Рядовой гражданин сегодня испытывает больше трудностей, чем при прежнем режиме.
Бесконтрольно действовали некоторые частные американские компании. Одна из них, ничего не согласовывая с военными и гражданскими властями, охотно взялась за сооружение водоочистных и водонапорных комплексов в разных районах страны, в том числе на северной окраине Багдада, месте весьма неспокойном. Основные сооружения построили, оплату получили, но водопроводную сеть так и не создали – сослались на слабые гарантии безопасности. Чистая вода есть, только до жилых домов она не доходит. По выражению одного американского генерала, «мы построили самые мощные и бесполезные фонтаны в мире».
Линда Робинсон считает грубой ошибкой администрации демонизацию фигуры ал Садра, молодого, энергичного, но не очень сговорчивого шиитского лидера. Мы не смогли привлечь его на свою сторону, надменно отказались от мирных договоренностей, а уничтожить не сумели. Спохватились, да поздно, ал Садр успел не только завоевать огромный политический авторитет, но и собрать в мощный кулак шиитскую милицию. Теперь с этим приходится считаться. Организация ал Садра полностью контролирует 5 министерств и 32 легислатуры.
По локальному багдадскому плану шиитская милиция должна влиться в общеиракские силы безопасности. Каждому подразделению вменено в обязанность составить список бойцов, из которого высшее руководство выберет тех, кто будет служить в столице: 5 тысяч человек из 17,5 тысячи общего состава милиции. Надежных во всех отношениях людей там не много. В основном это мужчины в солидном возрасте, потерявшие работу, молодежь, не знающая куда податься, убежденные мусульманские фундаменталисты, а то и личности криминальные. Целиком полагаться на их верность правительству рискованно.
Немногим лучше обстоят дела с подготовкой новой иракской армии. Под ее контроль уже передана почти половина территории страны. Численность армии – 298 тысяч человек, к концу года должно быть 325 тысяч. Обучением солдат и офицеров занимаются 4 тысячи американских военнослужащих. На быстрый успех рассчитывать не стоит. Автор статьи ссылается на мнение военных экспертов, а оно таково: боевые функции одного американского солдата под силу выполнить трем солдатам иракским. Значит, только для того, чтобы заместить нынешний американский контингент из 138 тысяч человек, численность армии Ирака следует увеличить примерно до 500 тысяч. Задача не из легких, для ее решения требуются годы и колоссальные финансовые средства, которых у Ирака нет и вряд ли когда-нибудь будут.
Правительству Малики денег катастрофически не хватает. Из федерального бюджета США Ирак получит 355 миллионов долларов в нынешнем и 276 миллионов – в следующем году. Организация Объединенных Наций обещает 4 миллиарда. Ряд европейских стран вроде бы готовы стать спонсорами, однако с перечислением средств не торопятся. Соседи Ирака по региону не слишком богаты, они отказались даже простить иракские долги. Все это тормозит процесс восстановления нормальной жизни в полуразрушенной стране.
Линда Робинсон подробно пишет и о других явлениях и фактах, не способствующих улучшению ситуации. О бюрократической паутине в штабах коалиционных войск, о коррумпированности местных чиновников, о 150 тысячах вооруженных охранников, которые находятся в распоряжении отдельных министерств и которым премьер Малики и правительство в целом не могут довериться.
Не исключено, что автор статьи в журнале «Ю. эС. Ньюс» искусственно сгущает краски. С момента свержения саддамовского режима и до наших дней в Ираке наверняка произошли и положительные сдвиги. Может быть, не такие замечательные, о каких неустанно вещает администрация Белого дома, но все же существенные. С другой стороны, даже если учесть факт намеренного умолчания о плюсах, в общей оценке ситуации минусы все равно превалируют, что, конечно, оптимизма не прибавляет.
Только ведь иного и ожидать не стоило. Бесконечные провалы, о которых сообщает журнал, это не более чем закономерные последствия грубейшей ошибки, совершенной Вашингтоном три года назад. Порожденная сочетанием несуразных «неоконсервативных» планов с безмерной верой администрации в свое могущество, эта ошибка явилась первым звеном длинной цепи неудач, тактических и стратегических.
Ложно мотивированное вторжение в Ирак было очень плохо продуманным решением. К объективным оценкам экспертов, знатоков Востока, отнеслись с полным пренебрежением, взаимную вражду религиозных общин в Ираке посчитали мелочью, недостойной внимания, армию Саддама Хусейна рассматривали как единственную преграду на пути свободолюбивого народа к демократии. Массового сопротивления иноземцам почему-то не ожидали, к борьбе с многочисленными группами боевиков не готовились и как с ними бороться, не знают до сих пор.
Похожую ошибку чуть было не совершил Израиль в недавнем противостоянии с «Хезболлой». Немалое число безответственных обывателей надрывно кричат о позорном поражении израильской стороны. Надо было, дескать, двинуть войска вглубь ливанской территории, надо было окончательно сломать хребет террористам из «Хезболлы», но политические власти проявили малодушие, а генералы вели войну не так, как следовало. Надо было, кто спорит? У израильтян, безусловно, гораздо больше оснований для беспощадной войны с «Хезболлой», чем у нас, американцев, для войны в Ираке. Только откуда такая железная убежденность, что окончательная победа достижима в любых условиях? Как известно, пока не удалось сломать хребет ни иракским боевикам, ни талибам и «Аль-Каеде» в Афганистане. А если израильская армия действительно воевала «не так», то тогда уж лучше и разумнее вовремя остановиться. Противоположное решение было бы верхом легкомыслия.
Теперь уже яснее ясного, что добиться коренных перемен на неспокойном Ближнем Востоке одной лишь силой оружия невозможно. Какая судьба ждет новый план замирения Багдада, покажет будущее. Пока в иракской столице по-прежнему продолжаются взрывы, стрельба, убийства. Света в конце тоннеля не видно. Выступая на днях в штате Юта, президент Буш снова заявил, что уход войск из Ирака неминуемо приведет к катастрофическим последствиям. Президент прав. Но его слова только лишний раз подтверждают давно известное: совершить ошибку легко, исправить ее очень и очень трудно.
comments (Total: 2)