отстать - не значит потеряться
«Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы». Эту всем известную пословицу, которую родители подросших мальчиков и девочек произносят обычно с печальным вздохом, можно, слегка перефразируя, использовать по отношению к американским школам. Elementary schools – маленькие проблемы, Junior high и тем более High schools – большие проблемы. И даже огромные...
Судя по опросам, которые время от времени проводятся среди учителей государственных и частных школ США, главными проблемами в elementary schools являются лень, плохая успеваемость, плохое поведение учащихся и бедность, алкоголизм или наркомания их родителей, а также отсутствие у последних интереса к образованию своих детей, нежелание активно участвовать в школьной жизни.
В Junior high schools к уже упомянутым проблемам добавляются новые. Например, апатия школьников и прогулы. Многие дети уже не просто ленятся и не просто готовят домашние задания спустя рукава, а теряют интерес к учебе, дистанцируются от нее, а значит, и от школы, пропускают занятия. Плохое поведение тоже приобретает более серьезный и более взрослый характер: задиры обоего пола превращаются в тиранов, соперничество между мальчиками или девочками чаще выливается в драки, дети подразделяются на «популярных» и «лузеров». И над последними (как, впрочем, и над новичками) нещадно издеваются. А в старших классах junior high уже начинают поднимать головы проблемы, которые на полную мощность раскручиваются в High schools: насилие, наркотики, секс, приобщение к школьным «кликам» и уличным бандам.
«High school is hell», - сказал в свое время Стивен Кинг, комментируя свой первый роман «Керри», который сделал его знаменитым и по которому был поставлен не менее знаменитый фильм. История катастрофических последствий разрыва отношений между «белой вороной» Керри и ее одноклассниками может показаться фантастической, подогнанной под жанр «ужасов», признанным королем которого является Кинг. Но его сравнение high schools с адом вряд ли можно рассматривать как преувеличение ради красного словца.
Перечисляя проблемы «высших средних» школ, участвующие в опросах педагоги уже не говорят об алкоголизме или наркомании родителей своих подопечных - они говорят о наркомании и алкоголизме самих учеников. Добавьте к этому наличие оружия, активную сексуальную жизнь школьников, большое число матерей-подростков, случаи изнасилования девочек, случаи убийства юными родителями своих новорожденных детей, романы между учениками и преподавателями... А еще – усугубившиеся проблемы junior high schools: более изощренные издевательства над «лузерами» и новичками, более кровавые драки, превращение задир в потенциальных убийц, а их жертв – в потенциальных самоубийц... Впрочем, доведенные до отчаяния «лузеры» тоже могут стать убийцами, о чем шла речь в «Керри» и что подтвердили трагические случаи из реальной жизни.
Впрочем, наряду со всеми этими ужасами, в школах любого уровня есть проблемы именно школьного, академического характера, на первый взгляд достаточно невинные, но на деле – очень серьезные и даже опасные. Одна из них – отставание от одноклассников. Дети и подростки тяжело переживают неспособность идти в ногу с товарищами. И чем дольше ребенок плетется в хвосте, тем сильнее это может отразиться на его психике. Американские ученые, это явление считают серьезной социальной проблемой, которая чаще всего возникает в «переломные» моменты, когда дети переходят из elementary в junior high или из junior high в high school. Девочкам этот адаптационный период дается, как правило, труднее, чем мальчикам, а иммигрантам - труднее, чем «коренным» американцам.
Впрочем, многие дети и подростки, независимо от их пола, происхождения и времени пребывания в США, привыкают к новой среде без особых трудностей, особенно если им помогают родители. Кое-кто, растерявшись и поотстав в начале, постепенно вписываются в новую обстановку и начинают быстрыми темпами нагонять одноклассников. А вот некоторые никак не могут приспособиться к новой атмосфере и постепенно замыкаются в своей «скорлупе», что неизбежно отражается на их успеваемости. Попадание в число «двоечников» и частые упреки со стороны учителей, в свою очередь, усугубляют отрыв отстающих подростков от основной массы одноклассников, а также от внеклассных занятий – спортивных состязаний, дискуссий, экскурсий, подготовок к праздникам и т.д. И постепенно дети из «отстающих» превращаются в «потерявшихся».
Если отставание длится дольше одного семестра, психологи рассматривают его как серьезную проблему с непредсказуемыми страшными последствиями. Ребенок или подросток могут остаться на второй год, причем не раз. Могут постепенно потерять уверенность в себе - тем более что мальчики и девочки обычно верят во «врожденный» ум и презирают старательность и зубрежку. Если они отстают, значит, у них нет особых умственных данных и им не на что рассчитывать в жизни... Дети перестают строить планы на будущее, думать о карьере, богатстве, даже о любви и семье и могут со временем впасть в такое же глубокое отчаяние, как загнанные задирами «слабаки». А дальше – депрессия, мысли о самоубийстве или, возможно, об убийстве своих удачливых и беспощадных одноклассников... Словом, та же история «белой вороны» Керри, чей гнев на соучеников, приманивших, а затем оттолкнувших ее, приобрел такую страшную, деструктивную форму...
Для предотвращения кошмарных последствий длительного отставания необходимо вмешательство педагогов и особенно родителей. Причем родителям психологи советуют выбрать так называемый «authoritative» подход к ребенку, в котором тепло и понимание сочетаются со строгостью и требовательностью, поощрение – с ограничением, а пряник – с кнутом. Этот стиль выгодно отличается от слишком либерального (permissive) и слишком требовательного (autoritarian). Дети, находящиеся в затруднительном положении, хотят, чтобы родители утешили и защитили их от реальных и вымышленных недругов (в основном, от одноклассников и учителей). Но в то же время дети готовы подчиниться родителям и принять их условия, если они чувствуют, что эти условия ставятся именно для того, чтобы вывести их из тупика.
В первую очередь, родителям необходимо подолгу беседовать со своими детьми, знакомиться со всеми их заботами и страхами. Затем - разработать целую систему правил, которая может вернуть ребенка или подростка на путь истинный. И следить, чтобы эти правила неукоснительно выполнялись. Требовательность, кстати, нужно проявлять не только по отношению к детям, но и по отношению к самим себе. Так, в случае необходимости родители могут выступать в роли репетиторов, «натаскивая» детей по тем или иным предметам. А это значит, что для начала надо самим «подтянуться», а еще – отказаться от привычных вечерних и уик-эндовских развлечений, будь то поездки за город или просмотры любимых телесериалов или бейсбольных матчей. Кроме того, родителям надо почаще ходить в школу, беседовать с учителями, другими родителями и искать вместе с ними пути «спасения» своего ребенка.
Необходимо поощрять участие детей и подростков хотя бы в одном из внеклассных занятий – в зависимости от их способностей и склонностей. Кому-то поможет выйти из кризиса баскетбольная команда, а кому-то – помощь школьному библиотекарю в систематизации учебников и книг для внеклассного чтения. Можно также посоветовать подростку, чтобы он (она) начали трудиться на добровольных началах в каком-нибудь общественном центре или религиозной организации. Ничто так не повышает самооценку юноши или девушки, как работа, пусть даже волонтерская и неоплачиваемая. И, разумеется, надо постоянно беседовать с отстающими детьми об их будущем, их карьере, рассматривая различные варианты и намечая планы действия.
Наконец, родителям необходимо помнить: они ни в коем случае не должны показывать детям, что устали, разочаровались или разуверились в них. Только стойкость и оптимизм родителей помогут отстающим детям и подросткам вернуть уверенность в себе и преодолеть кризис. А значит – предотвратить их превращение в «потерявшихся», и все трагедии, которые могут последовать за такой метаморфозой.