сегоднЯ и вчера

Экспресс-опрос "РБ"
№35 (541)

«...С любопытством смотрю на туристов из России, Украины и Беларуси, впервые оказавшихся в Нью-Йорке, - пишет наш постоянный читатель, пенсионер Емельян Аксаков (87 лет), проживающий на Брайтоне. - Им этот город кажется самым благополучным местом в мире. Все как один мечтают здесь жить и работать. Оно и понятно, ведь работу, хоть и тяжелую, сегодня могут получить даже люди, не имеющие образования и не знающие английского языка.
Но больше всего меня удивляет, когда вновь прибывшие иммигранты, узнав, что я живу в Нью-Йорке уже шестой десяток лет, с восхищением отмечают, как мне повезло. Знали бы они, «зеленые» иммигранты, какова была жизнь в «центре мира» пять десятилетий назад! Ни работы, ни русских бизнесов, ни русских газет. Иммигранты из СССР рыдали от горя. Они здесь никому не были нужны. Я 25 лет проработал на стройках Бруклина, будучи в прошлой жизни научным сотрудником университета. Ревел, злился, но терпел. Знали бы вы, дорогие работники «Русского базара», насколько изменился Нью-Йорк за последние полстолетия. Возможно, он прошел такой длинный путь преобразований, какой другие города не пройдут и за тысячу лет своего существования...»
Своими размышлениями и воспоминаниями читатель Емельян Аксаков подтолкнул нас к проведению очередного экспресс-опроса. Вопрос мы сформулировали следующим образом:
Как изменился Нью-Йорк с момента вашего приезда в Америку?
Светлана, 50 лет
(14 лет в США)
С ужасом вспоминаю первые годы иммиграции. Найти хоть какую-то работу было невероятно сложно. Помню, люди собирались на так называемых «биржах» - в частных домах, куда поступали звонки работодателей. Мы двумя руками хватались за любую работу. Хаускипер, грузчик, разносчик флаерсов – все равно, лишь бы заработать несколько долларов.
Как сейчас помню, «Русский базар» стал первой газетой бесплатных частных объявлений. С его помощью можно было найти работу, продать ненужную вещь или приобрести нужную. Жизнь русскоязычных иммигрантов сразу стала намного легче.
Дмитрий, 24 года
(1.5 года в США)
В Америке я относительно недавно, но даже за этот короткий период времени в жизни города произошли перемены. Возьмите, к примеру, Бруклин. Сегодня строительство жилья идет стахановскими темпами. Куда ни глянешь – сплошь новостройки. Еще 3-4 года такого интенсивного строительства, и район будет не узнать.
Иосиф, 67 лет (22 года в США)
С момента моего приезда город не просто изменился, а стал абсолютно другим. Два десятилетия назад Бруклин выглядел, как огромная мусорная свалка. Когда люди произносили слово Нью-Йорк, они имели в виду Манхэттен. Остальные районы города в расчет не брались. Считалось, что в них в основном живет беднота и преступные элементы. В то время я с большим трудом нашел работу помощника сапожника во Флатбуше за $3 в час. И каждый день благодарил судьбу за то, что имею возможность заработать себе на кусок хлеба, не владея английским языком.
Владимир, 47 лет
(12 лет в США)
Когда я приехал в Нью-Йорк, он больше напоминал мне рассадник преступности, нежели цивилизованный город, известный на весь мир. В метро ездить было чрезвычайно опасно. Однажды прямо на моих глазах с испуганного подростка средь бела дня сняли кроссовки, приставив к горлу нож. Я тогда работал в Бэй-Ридже, а жил на Брайтоне. Так нередко даже приходилось идти после работы домой пешком. Уж слишком большой был риск лишиться жизни в поезде. Все до неузнаваемости изменилось с приходом к власти Руди Джулиани. Этот человек превратил город в настоящую сказку.
ТатьЯна, 71 год (9 лет в США)
Самое главное, что изменились сами жители, в том числе и мы - русскоязычные иммигранты. Раньше хоть как-то помогали друг другу. В нас не было такого равнодушия, тщеславия, как сейчас. Можно было встретить незнакомого человека на улице и, узнав, что он твой земляк, проговорить с ним на улице несколько часов. Не было и такого количества совершенно бесполезных, с моей точки зрения, общественных организаций, основанных, между прочим, в большинстве своем выходцами из СССР.
Что касается архитектуры города, то Бруклин, Бронкс и Квинс заметно преобразились. Одних только детских площадок стало раз в пять больше по сравнению с 90-ми годами
Петр, 57 лет (в США 8 лет)
Еще пять лет назад в Нью-Йорке было опасно выходить в вечернее время на улицу. Людей нагло грабили в парках, скверах, подъездах, лифтах. Причем преступники могли не только отнять деньги, но и раздеть человека до трусов. Когда я оставлял на ночь машину у дома, приходилось доставать из бардачка даже ручку с записной книжкой. Что касается магнитолы, то ее необходимо было брать с собой, даже если вы оставляли машину без присмотра на 10-15 минут.
Я приехал как раз в тот момент, когда в Америке бешеную популярность набирало граффити. Подростки изрисовывали все подряд, а полицейские вели с ними жестокую борьбу. Сейчас, как мы видим, граффити даже приравняли к полноценному искусству.
Елена, 50 лет (12 лет в США)
Бесспорно, наш город изменился в лучшую сторону. В середине 90-х годов всех вновь прибывших иммигрантов коренные жители пугали Гарлемом. Этот район считался самым криминогенным. Белого человека могли запросто зарезать у всех на глазах. Водители старались объезжать его стороной. Даже полицейские никогда не заезжали туда понапрасну. Сейчас Гарлем словно подменили. Днем он практически не отличается от других районов Большого Яблока. Ночью, правда, судя по слухам, там опасно до сих пор.
Станислав, 39 лет
(6 лет в США)
В целом Манхэттен сохранил свое прежнее лицо. Если, конечно, не считать чудовищного террористического акта, который унес один из символов нашего города – здания Всемирного торгового центра. Когда я смотрю старые фильмы о нашем городе, снятые в 50-60-х годах, то отмечаю для себя, что старый дух Манхэттена по-прежнему чувствуется в его архитектуре и памятниках, таких, как Бруклинский мост, Эмпайр Стейт Билдинг, Статуя Свободы.
Особо подчеркну, что за последние шесть лет преобразился и стал безопаснее мой родной район Квинс. Думаю, что по своей инфраструктуре он в ближайшие годы вполне сможет сравняться с Манхэттеном.
Дора, 60 лет (13 лет в США)
В первую очередь, изменилось мое восприятие этого города. Раньше я смотрела на все как турист, восхищаясь Манхэттеном, переполненными магазинами, раскрепощенными прохожими. Теперь же я ощущаю себя полноценным жителем этого города. Вижу все: и грязь на улицах, и странных маргинальных прохожих, и нищих, и одновременно красоту и величественность Нью-Йорка. Это все мое, привычное. И уезжать отсюда я не собираюсь. Главное изменение заключается в том, что привычным явлением стала русская речь, которая слышна практически во всех районах города. Увеличилось количество русских магазинов, русских СМИ и естественно, русскоговорящих жителей.
Анна, 25 лет (6 лет в США)
Шесть лет назад для меня Нью-Йорк был самым прекрасным городом в мире. В нем чувствовался особый дух, особая атмосфера. Настоящий центр мира, где каждый иммигрант может пройти путь от мойщика посуды до миллионера. Вы спрашиваете, изменился ли Нью-Йорк с момента моего приезда? Для меня нет. И я по-настоящему рада этому.
Вадим, 71 год (22 года в США)
За такой большой отрезок времени, сколько прожил в иммиграции я, изменится жизнь в любом городе. Еще 20 лет назад здесь можно было видеть только итальянцев и афроамериканцев. Причем жили они обособленно друг от друга. В те годы чувствовалось какое-то пренебрежение жителей к людям другой национальности и расы. К иммигрантам у ньюйоркцев тоже было особое отношение. Когда я начинал говорить в магазине на английском языке, продавцы делали вид, что не понимают меня. Им было противно слушать человека с акцентом, и они всеми силами пытались скорее отвязаться от него. Сейчас все наоборот: районы стали интернациональными, а в продовольственных лавках опытные продавцы умудряются понимать людей, знающих несколько ангдийских слов.
Фрида, 32 года (11 лет в США)
Для меня Нью-Йорк остался прежним. Конечно, наряду со всем миром жители стали пожинать плоды научно-технического прогресса. Теперь все горожане ходят с мобильными телефонами и цифровыми плеерами I-Pod. Каждый магазин, улица и станция метро оснащены системой видеонаблюдения. Количество малых бизнесов по-прежнему радует глаз. Вот только если 10 лет назад в Бруклине на каждом углу были итальянские пиццерии, то сейчас их вытеснили китайские закусочные.
Но постройки Бруклина, в отличие от «старшего брата» Манхэттена, по-прежнему навевает тоску – все те же старые серовато-красные кирпичные дома.
Дмитрий, 27 лет (5 лет в США)
Больших изменений я не заметил. Еще до моего приезда с Таймс-сквер убрали бездомных, проституток и наркоторговцев, составлявших, судя по рассказам аксакалов, еще 10 лет назад неотъемлемую часть пейзажа главной улицы Манхэттена. Небольшие, на первый взгляд, незаметные изменения происходят практически каждый день. Достаточно не побывать в Манхэттене месяц, как с удивлением начинаешь замечать любопытные новшества. Одни бизнесы закрываются, другие открываются, появляются новые памятники, музеи, галереи. И так без конца.
Особо отмечу непрекращающийся в Нью-Йорке рост цен на аренду недвижимости, коммунальные услуги, бензин и сигареты.
Влад, 41 год (12 лет в США)
Город перестал быть лакомым кусочком для начинающих бизнесменов. Еще в 1994 году можно было, не опасаясь разориться, открывать любой бизнес. Даже ландроматов и кар-сервисов, которые были на каждом углу, катастрофически не хватало. Я уж не говорю о строительных фирмах, туристических агентствах и ресторанах с русскоговорящим персоналом. За что бы ни брался «наш» иммигрант, если у него есть хватка американского бизнесмена, то он не прогадывал. Сегодня рынок перенасыщен. Всем бизнесам приходится бороться с жуткой конкуренцией. Возьмите, к примеру, меня. 10 лет назад я знал всех русскоязычных автомобильных дилеров в Нью-Йорке по именам. Их было не более двадцати. Сейчас можно насчитать несколько сотен.
Игорь, 36 лет (2 года в США)
Нью-Йорк не меняется, а меняются люди, живущие в нем. На мой взгляд, каждая временная эпоха в истории города, принадлежит одному человеку, который создает какую-то особенную атмосферу. Вспомните Аль Капоне, Джона Леннона, Джона Готти. С каждым из этих людей связан определенный хронологический отрезок. Последним, кто изменил город, был мэр Рудольф Джулиани. К сожалению, сейчас у Нью-Йорка нет ярко выраженного публичного лидера. С уходом из большой политики Джулиани жизнь в Большом Яблоке не меняется.
Федор, 85 лет (13 лет в США)
Увидев Нью-Йорк впервые, мне показалось, что я попал в сказку. Огромное количество красивой уличной рекламы, разнообразие автомобилей и небоскребы поразили меня до глубины души. Я как-бы стал героем фантастического фильма, который заменил мне скудную советскую действительность.
Нью-Йорк радует меня и по сей день. Переломный момент в жизни этого шумного замечательного города произошел 11 сентября 2001 года. Наглые и возмутительные террористические акты заставили нас проснуться и вспомнить, что, помимо города Большого Яблока, существуют и другой мир. Мы осознали свою незащищенность. Сегодня, спустя 5 лет после той ужасной трагедии, горожане сумели вернуться к прежнему ритму жизни.
Обратите внимание, как изменился Брайтон-Бич за последние полтора года. Там, где еще вчера были заросшие сорняками пустыри, ведется активное строительство. Глядишь - через несколько лет этот район по своему развитию перегонит Манхэттен.
Ефим, 50 лет (8 лет в США)
Вы знаете, когда я ехал в Нью-Йорк, то думал, что весь город выглядит так же, как Брайтон-Бич. Мое представление о нем складывалось по нескольким книгам и фильмам, посвященным русской мафии в этом районе. Проживал на Брайтоне, но постепенно выходя за его пределы, я начал изучать город, который, к моему удивлению, оказался совсем другим. Я и до сих пор не могу постигнуть всех тайн Нью-Йорка, поэтому воздержусь говорить об его изменениях. Правда, одно скажу наверняка: за эти годы полностью изменился дух иммигрантов. Если раньше это были в основном деятели науки и культуры, то сейчас волна выдающихся личностей изрядно потускнела. К сожалению, даже иммигрант с законченным высшим образованием сегодня большая редкость.
Евгений, 50 лет
(14 лет в США)
Я могу отметить лишь одну малоутешительную тенденцию: с каждым годом с невероятной скоростью растет количество нелегальных иммигрантов. Эта категория жителей изменила Нью-Йорк. Нелегалы не знают английского языка и не хотят его учить. Многим из них наплевать на американские ценности. В доказательство моих слов взгляните на статистику преступлений, совершенных ими. На мой взгляд, именно из-за нелегалов Нью-Йорк потерял свое прежнее лицо. Людей, по-настоящему влюбленных в этот прекрасный город, стало намного меньше.
Инна, 56 лет (10 лет в США)
Всю мою жизнь в Нью-Йорке можно разделить на два периода: годы до 11 сентября и годы после 11 сентября. Террористический акт изменил город Большого Яблока безвозвратно. Причем изменилось совершенно все: настроение жителей, их отношение к иммигрантам, политика городских властей и всего государства. По сей день в поведении жителей Нью-Йорка чувствуется какая-то неуверенность. Город стал другим и вряд ли станет когда-нибудь прежним.


comments (Total: 1)

А я,ребята,здесь 3 месяца и жду -недождусь когда уеду домой,в РОССИЮ.Конечно,за такой короткий срок много не узнаешь,но Ну-и-Ёрк ваш не понравился АБСО-ffff-лютно.говорить о его "красоте".когда на свете есть Лондон.Прага.Москва.КИЕВ!!!<br>Ребятки.Вас здесь что-ли зомбируют?Прямо в аэропорту?<br>

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir