Полный провал и уроки на завтра
В мире
Последней “бомбой”, взорванной госконтролером Михой Линденштраусом накануне своего ухода в отставку, стал отчет об ошибках, допущенных военным и политическим руководством страны при перехвате флотилии “Свобода Газе”, прежде всего - флагманского корабля “Мави-Мармара”
Госконтролер направляет указующий перст в сторону премьер-министра Биньямина Нетаниягу, министра обороны Эхуда Барака, руководителей спецслужб, различных структур министерства обороны и армии, Совета по национальной безопасности и т.д.
Свои замечания он начинает высказывать с того, что в принципе было уже известно: с того, что порочен был сам стиль принятия решений, избранный Бараком и Нетаниягу в ходе подготовки к перехвату пропалестинской флотилии.
Дело дошло до того, что не было проведено ни одного совещания, в котором одновременно принимали бы участие премьер-министр, министр обороны и министр иностранных дел. Как следствие, не была согласована та политическая и дипломатическая линия, которой должны были следовать посольства и другие представители Израиля за рубежом в случае различных вариантов развития событий.
Совещание узкого кабинета министров по вопросам безопасности было проведено лишь за 4 дня до перехвата, да и там министрам не сообщили всей имеющейся информации, тем самым, по сути, не допустив их к процессу принятия решений.
Нескоординированность, келейность и преобладание личных амбиций над интересами дела наблюдалась, как следует из отчета госконтролера, на всех уровнях.
Судя по всему, именно эти причины привели к тому, что наши ВМС оказались совершенно неподготовленными к тому, что на “Мармаре” их может ждать вооруженное сопротивление, хотя это было прекрасно известно военной разведке.
При этом, отмечает Линденштраус, в ходе принятия решений по перехвату пропалестинской флотилии фактически не участвовал созданный три года назад именно для таких целей Штаб национальной безопасности. Более того, представители министерства обороны, армии, “Мосада” и ШАБАКа попросту отказывались сотрудничать с сотрудниками Штаба, совершая по сути дела должностное преступление.
Острую критику госконтролера вызвали также недостаточные усилия, предпринятые премьер-министром для того чтобы вообще предотвратить отплытие флотилии, хотя на такую возможность указывал тогдашний начальник генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази. Нетаниягу действительно попытался вести переговоры с руководством Турции при посредничестве третьей стороны, но, по мнению Линденштрауса, все возможности для предотвращения прибытия флотилии к берегам Газы использованы не были.
Совершенно бездарно и безответственно, по мнению госконтролера, проявили себя в те дни и те структуры, которые отвечают за ведение информационной войны и донесение до мира правды о происходящем в Израиле. Если экипаж “Мармары” вел прямую трансляцию, представляя миру совершенно не соответствующую действительности версию событий, то Израиль опубликовал видеоматериалы и прочие документы, связанные с перехватом лишь через несколько часов.
Между тем, за это время большинство мировых СМИ уже передали сообщения, усилившие антиизраильские настроения в разных странах. Да и в последующие дни, отмечается в отчете госконтролера, позиция Израиля представлялась недостаточно ясно и активно, а из-за несогласованности действий МИДа, министерства пропаганды и пресс-службы ЦАХАЛа не были подготовлены отдельные заявления для израильской и зарубежной прессы.
В заключение Линденштраус отмечает, что свой отчет он составил не для того чтобы кого-то обвинить и отправить на скамью подсудимых, а для того чтобы из него были извлечены конкретные уроки на будущее и подобный провал никогда не повторился.
И здесь госконтролер, безусловно, прав: как относиться к нашим политикам, если они не способны учиться даже на собственных ошибках?
Большинство раскритикованных госконтролером лиц и инстанций уже откликнулись на высказанные в их адрес претензии. В Совете национальной безопасности, в частности, заявили: то, что все последующие пропалестинские флотилии в итоге либо так и не вышли в море, либо были благополучно остановлены, доказывает, что уроки из инцидента с “Мави-Мармарой” были извлечены. Что ж, хорошо, если так.
“Новости недели”