«РусскаЯ» война

Факты. События. Комментарии
№34 (540)

«В рядах Советской Армии во время Великой Отечественной войны воевало около 450 тысяч солдат и офицеров-евреев. Это примерно каждый десятый представитель еврейского населения СССР того времени. И это при том, что большая часть евреев страны проживала на оккупированной нацистами территории и поэтому не могла быть призвана в армию. По числу боевых наград, полученных на той войне, евреи занимают четвертое место среди всех народов СССР - после русских, украинцев и белорусов, по числу Героев Советского Союза за ними пятое место. Всего это высочайшее звание получили около 150 евреев, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Не вернулись с войны от 160 до 200 тысяч евреев - бойцов и командиров, партизан и подпольщиков.
К чему приведена здесь эта статистика? Какое отношение все перечисленное имеет к тому, о чем пойдет речь далее - о Второй Ливанской войне, пережитой Израилем летом 2006 года?
...Недавно израильских русскоязычных журналистов спросили, чем, на их взгляд, освещение этой войны в СМИ на русском языке отличалось от военной публицистики на иврите? Вопрос бы задан с явной целью: услышать о том, что «русские» писали прямолинейнее, жестче, пафоснее, то есть в традициях бывшей советской журналистики. Кто-то из западных коллег даже блеснул эрудицией, вспомнив знаменитый заголовок статьи Ильи Эренбурга - «Папа, убей немца!»
«Да, - ответил редактор одной из русскоязычных израильских газет, - у нас было одно преимущество перед ивритоязычными журналистами: мы, как и они, постоянно проводили параллели между Второй Ливанской и другими войнами Израиля, но наши авторы также очень часто сравнивали борьбу с исламским терроризмом с борьбой с нацизмом. Среди «русских» читателей, слушателей и зрителей есть немало бывших фронтовиков, воинов-евреев, с оружием в руках освобождавших наш и другие народы от коричневой чумы, выживших узников концлагерей и гетто, сирот Второй мировой войны. Их потомки бились этим летом с бандитами «Хезболлы», ненавидящими еврейский народ так же люто, как его ненавидели гитлеровцы. Для бывших советских евреев это и символ, и стимул: «Внук, убей нового фашиста!»
Он был и прав, и не прав, этот журналист. Прав в том, что в семье, где жив бывший фронтовик или сохраняется память о погибших на той уже далекой войне, существует крепкая связь поколений. Ветераны гордятся своими внуками и правнуками - бойцами ЦАХАЛа, ребята рассказывают здешним однополчанам о своих воевавших стариках. Кстати, для большинства коренных молодых израильтян это некое открытие: они до сих пор были уверены, что Гитлера победили американцы, а Восточный фронт находился где-то на периферии сражений. И уже совсем невдомек им, что «русские» евреи были не только жертвами Холокоста, но и храбро воевали. Такова уж специфика преподавания истории Второй мировой войны в Израиле - по западным лекалам, фактически не оставляющим места бывшей «империи зла» в борьбе с подлинным злом - фашизмом.
А не прав был отвечавший в том, что преемственность поколений (при том, что нынешние воины-репатрианты из бывшего СССР - «воюющие дети не воевавших отцов») может быть решающим фактором. При всем уважении к бывшим советским евреям - ветеранам Великой Отечественной войны стоит заметить, что их потомками движет в первую очередь израильский патриотизм, крепко настоянный на искреннем стремлении ребят чувствовать себя «своими среди своих».
Вторая Ливанская война ярче, чем все события последних пятнадцати лет, доказала, что алия из бывшего СССР и государств постсоветского пространства стала неотъемлемой частью израильского общества. Одно из доказательств тому - горестная статистика этой войны.
В списке имен израильтян, павших в июле и августе в Южном Ливане и на северной границе, много «русских» имен. Алексей Кушнирский, Геннадий Моисеев, Денис Лапидус, Андрей Зелинский, Александр Шварцман, Андрей Бруднер, Кирилл Каждан, Игорь Ротштейн, Григорий Аронов, Филипп Моско, Игорь Ковалик, Давид Шмидов, Александр Бунимович, Петр Охотский, Евгений Тимофеев... Это и евреи, и дети еврейских отцов или матерей, и русские, украинцы, белорусы по крови - нееврейские члены семей репатриантов. Но все они были солдатами, офицерами, воинами-резервистами Армии обороны Израиля. Всего русскоязычная община потеряла на этой войне более двадцати своих сыновей. Два десятка из 117 погибших военнослужащих - это, будем считать, каждый шестой. Что точно отражает пропорцию, согласно которой каждый шестой житель Израиля - выходец из СССР и бывших советских республик, прибывший в страну в 90-е годы прошлого и начале нынешнего столетий.
Одна лишь поправка: процент репатриантов - солдат и офицеров боевых частей ЦАХАЛа и их действующих резервных подразделений - значительно выше, чем во вспомогательных родах войск и на штабной службе. «Голани», «Гивати», «Нахаль», «Александрони» и другие боевые бригады и дивизии давно считаются наполовину, на треть или на четверть «русскими». А среди военврачей и санитаров, участвующих в боевых операциях, репатрианты составляют большинство.
«Русские» почитают за честь служить в боевых частях. Как говорят в призывных комиссиях ЦАХАЛа, «у них невероятно высокая мотивация». Израиль уже перестал удивляться тому, как мало нужно приехавшим сюда «русским» времени, чтобы стать патриотами своей новой родины. К сожалению, ощущение превосходства над репатриантами мешает некоторым гордым «местным» посчитать и понять, что большинство русскоязычных солдат, сержантов, старшин и молодых офицеров выросли уже здесь или прожили большую часть своей сознательной жизни в Израиле. Ну а то, что они не прячутся в тылу, не «косят» от самой опасной службы, только еще лучше характеризует общину воспитавшую этих юношей и девушек.
Есть тысячи и тысячи примеров, когда новобранцы, имевшие право (по состоянию здоровья или по семейному положению) служить вдалеке от «горячих точек», настояли на переводе их в боевые подразделения. Большое число «русских» резервистов, молодых мужей и отцов, крепко стоящих на ногах специалистов, успешных бизнесменов, благополучных госслужащих, аспирантов и студентов добровольно явились в свои части, не дожидаясь «повестки номер восемь». Некоторые прервали свои заграничные отпуска и срочно вернулись в Израиль, чтобы взять в руки оружие.
Из газеты в газету, из программы в программу кочуют примеры мужества, проявленного «русскими» бойцами ЦАХАЛа на этой войне. Одни отдали жизнь, прикрывая своих товарищей от огня боевиков «Хезболлы», другие пали в передовых отрядах спецназа, врывавшихся в кишащие бандитами ливанские деревни, третьи заживо сгорели в танках, штурмовавших вражеские позиции, четвертые, как врач Игорь Ротштейн и санитар Филипп Моско, погибли, вынося раненых с поля боя. Многие репатрианты, участвовавшие в этой войне, получили тяжелые ранения, которые сделают всю их последующую жизнь непохожей на ту, что была до 12 июля 2006 года. У кого-то убило или ранило «Катюшами» членов семьи, родственников в городах севера страны...
Нельзя не упомянуть и новых репатриантов из других стран, ставших солдатами и офицерами ЦАХАЛа. Плечом к плечу с уроженцами и старожилами страны сражались и погибли выходцы из Эфиопии Шимон Адага, Моше Амбао, Ясмоу Ялау, репатриант из Франции Жан Зарвив, Майкл Левин из США и другие.
Алия 90-х поровну разделила со всей страной боль, горе и тяготы Второй Ливанской войны. И как бы порой непросто ни складывались отношения между исконными израильтянами и старожилами Израиля, с одной стороны, и репатриантами - с другой, в этой стране после этой войны никогда не прозвучит что-нибудь вроде злых поговорок о «чужаках», не воюющих за родину. Хотя бы ради этого, наверное, стоило предпочесть Израиль всем другим странам, принимающим эмигрантов...


comments (Total: 4)

Подробно об этом написано а статье "Вторая ливанская война. Русская мозаика"
http://www.proza.ru/2006/08/14-06

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Я отец одного из погибших солдат в Ливане.Против отряда в котором воевал мой сын были брошаны не только отлично вооруженные боевики,но и иранский спец.наз.Об этом,естественно Иванов не сказал.Мне потом рассказали солдаты воевавшие рядом с сыном,что вооружение и экиперовка-все российское.Кстати,в России не показали кадров,когда Иванову ткуни в нос российское вооружение захваченое у боевиков.Он что-то промямлил,дескоть может быть,что-то попало контробанбой из Сирии.Как буд-то в России не знают,что продавая оружие таким странам как Иран,Сирия они вооружают тераристов.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
У кого-то убило или ранило «Катюшами» членов семьи, родственников в городах севера страны...<br><br>Сердце сжимается от одного этого названия...Отцам и дедам "Катюша" помогла победить, а теперь стреляет в детей и внуков...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
"У кого-то убило или ранило «Катюшами» членов семьи..." ??? - Это название оружия времен 2 мировой войны. И оно еще эффективно? Хорошая реклама!<br> <br> Но, если серьезно: "Израиль не предоставил Москве ни одного доказательства применения группировкой "Хезболлах" в Ливане современного российского оружия"(И.Иванов. Министр обороны России).<br> Так что "Ищите женщину", но с другим именем, не Катюшу.<br>

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir