Десять и одна
В мире
В центре внимания израильской общественности оказался арест одиннадцати подростков - десяти парней и одной девушки, подозреваемых в создании банды с целью нападения на мигрантов из Африки. Двум членам этой группировки нет еще и 14 лет, остальным - от 14 до 17. Девушке - 15.
Как указывается в материалах следствия, подростки имели обыкновение собираться под вечер в районе тель-авивского рынка “А-Тиква”. Вооружившись палками, они ждали в темноте, когда мимо них пройдет или проедет на велосипеде африканец, избивали его и зачастую ломали его двухколесное средство передвижения.
На определенном этапе этой, с позволения сказать, деятельности нападения на суданцев и эритрейцев стали сопровождаться не только избиениями, но и ограблениями. Заодно подростки ограбили два магазина. Из одного они вынесли напитки и сигареты на 2 тысячи шекелей, в другом взломали кассу и взяли оттуда тысячу шекелей наличными. Дальше - больше... Члены группировки вооружились железными цепями и бейсбольными битами, и если бы полиция их не остановила, дело могло закончиться убийством.
На допросах эти отроки заявили, что, во-первых, ставили своей целью отомстить незваным гостям из Африки за совершаемые ими преступления против израильтян, а во-вторых, дать им почувствовать, что в Южном Тель-Авиве у них земля горит под ногами, и вынудить убраться в другие места. В итоге парням-подросткам предъявлено обвинение в серии нападений и нанесении увечий на расистской почве, а также в кражах из магазинов. Девушка обвиняется лишь в соучастии в кражах.
Следует отметить, что, согласно 144-му пункту Закона о наказаниях, объяснение мотивации преступления расистскими мотивами автоматически предполагает двойное увеличение максимального наказания за аналогичное преступление, совершенное без таких мотивов. Примечательно, что подобная формулировка за последнее десятилетие ни разу не была применена по отношению к преступлениям, совершенным представителями нацменьшинств по отношению к евреям (к примеру, дело об убийстве Арье Карпа или недавняя история об избиении двух солдат ЦАХАЛа в Хайфе).
Начало широкой общественной дискуссии по данному поводу положило заявление адвокатов обвиняемых о том, что их несовершеннолетние подопечные действовали под влиянием подстрекательских призывов политиков. Эти призывы, по мнению защитников, уже спровоцировали волну насилия по отношению к африканцам и могут спровоцировать еще большую волну в будущем. В качестве примера такого подстрекательства адвокаты привели высказывание зам. министра здравоохранения Яакова Лицмана о том, что сегодня государство тратит на медицинские нужды беженцев из Африки 50 млн. шекелей в год. Лицман категорически отверг это обвинение, заявив, что он лишь констатировал факты, но никогда не призывал лишить беженцев медицинских услуг или к чему-то подобному.
Сторонники другой точки зрения утверждают, что политики виновны в том, что бросили жителей Тель-Авива на произвол судьбы, а действия подростков являются следствием той озлобленности и того отчаяния, которые испытывают обитатели и без того не самых благополучных городских районов.
Опрос, проведенный по заказу газеты “Едиот Тель-Авив” показал: 63% жителей города выступают за немедленное изгнание мигрантов как из Тель-Авива, так из Израиля в целом. При этом в южных районах города за такое решение проблемы выступает 75% населения, в центральных - 53%, а в районах, расположенных за рекой Яркон (то есть в Северном Тель-Авиве) - 60%. Лишь 16% населения Южного Тель-Авива выступают против депортации беженцев, а в центральных и северных районах города этот показатель составляет, соответственно, 41 и 31%. При этом 34% жителей центра Тель-Авива и свыше 50% жителей Северного Тель-Авива заявили, что ни в коем случае не хотели бы видеть мигрантов из Африки в качестве своих соседей. 73% обитателей Северного Тель-Авива заявили, что они “прекрасно понимают чувства “южан”.
А вот другие, не менее любопытные данные... 34% жителей Южного Тель-Авива в той или иной мере оправдывают насильственные преступления против мигрантов, 51% жителей центральных районов считают подобное насилие неприемлемым, а в северных районах 54% категорически осуждают его. При этом жители всех районов города едины в одном: ирия прикладывает недостаточно усилий для решения проблемы мигрантов. В южных районах такого мнения придерживаются 59% опрошенных, в центральных - 45%, в северных - 57%.
В целом жители северных кварталов относятся к мигрантам более дружественно. 36% из них готовы к тому, чтобы возле их домов были созданы пункты помощи беженцам, а почти 60% из них в той или иной степени против этого. В Южном Тель-Авиве 65% населения вообще категорически отвергает подобную возможность.
Надо заметить, что если в центре Тель-Авива насилия со стороны мигрантов “опасаются очень сильно” всего лишь 16% населения, а на севере города - 20%, то в южных кварталах - 43%.
О том, что ситуация с мигрантами из Африки стала взрывоопасной, свидетельствует и инцидент, произошедший недавно в эйлатском “Клаб-отеле”. Здесь семеро молодых людей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, набросились в коридоре на разносившего полотенца 40-летнего беженца из Судана. Повалив несчастного африканца на пол, они в течение 10 минут избивали его ногами. По словам пострадавшего, многие постояльцы, услышав шум, выглядывали из своих номеров, но никто из них не пришел ему на помощь. Тем не менее, кто-то из постояльцев все же вызвал охранников гостиницы, и те нейтрализовали хулиганов. На допросе задержанные пытались утверждать, что суданец напал на них первым, хотя абсурдность этой версии была очевидной.
Нападения на мигрантов были зафиксированы и в ряде других городов страны. Так, группа подростков из Ор-Акивы, явно гордясь своим “подвигом”, разместила в социальной сети “Фэйсбук” видеозапись, на которой видно, как они забрасывают африканцев яйцами.
В Тель-Авиве в районе таханы-мерказит в минувшую субботу был избит гражданин Судана, и врачи оценивают полученные им травмы как достаточно тяжелые. По подозрению в нанесении побоев арестован 48-летний житель Тель-Авива, однако пока непонятно, о чем конкретно идет речь: о преступлении, совершенном на расистской почве, или просто о пьяной драке между двумя компаниями - израильтян и суданцев.
***
Чтобы у читателя не сложилось превратное представление о том, что мигранты выступают исключительно в роли невинных жертв, напомним еще о нескольких инцидентах последнего времени.
В Тель-Авиве мигранты разбили голову Владимиру Стеклову (56), охранявшему строительную площадку на тель-авивской улице Членов. Как выяснилось, у охранника, которого сменил Владимир, до того произошел конфликт с африканцами, вот они и явились выяснить отношения. То, что это был уже другой охранник, значения для них не имело. Дочь Владимира Яна предъявляет претензии не только мигрантам, едва не убившим ее отца, но и полиции, которая непростительно долго не хотела принимать у него жалобу.
В Тель-Авиве в минувшую субботу 30-летний гражданин Эритреи напал на 15-летнюю девушку, плавающую в море, и совершил по отношению к ней развратные действия. Когда девушка стала кричать, эритреец силой погрузил ее голову в воду. Трудно сказать, чем бы все это кончилось, если бы происходящее не заметили другие купальщики.
В Нетании арестован гражданин Судана - он обратился к израильтянину с просьбой дать ему на минутку сотовый телефон, чтобы он мог сделать один звонок. Когда израильтянин ответил отказом, мигрант набросился на него, выхватил мобильник и стал избивать. В это время мимо проходили несколько молодых людей, видимо, не совсем разделяющих взгляды израильских правозащитников на мигрантов из Африки.
Словом, вопреки всем нормам гуманизма и политкорректности, молодые люди вернули сотовый телефон его законному владельцу, а “несчастного беженца” доставили в полицию. Какой срок светит грабителю непонятно, но на прошлой неделе в центре внимания юристов оказался приговор, вынесенный окружным судьей Цви Гурфинкелем гражданину Эритреи Кабри Агнесусу.
Пять месяцев назад Агнесус напал на проходившую мимо девушку и отобрал у нее кошелек с деньгами. Судья Гурфинкель приговорил эритрейца к 4,5 годам тюремного заключения. И правозащитники, и юристы отмечают, что израильский суд давно уже не выносил столь тяжелый приговор за, по сути дела, банальное уличное ограбление без особых последствий для жертвы преступления. Но судья Гурфинкель не скрывал, что выносит такой приговор для того чтобы другие мигранты из Африки задумались, стоит ли им вступать в противоречие с израильским законодательством. “Только так, - подчеркнул Гурфинкель, - мы сможем вернуть нашим гражданам ощущение безопасности на улицах”. В тот же день мировой судья Бени Саги приговорил другого гражданина Эритреи, Медана Сарстана (24), за уличную кражу к полугоду тюрьмы, исходя при этом из совсем других соображений. И это еще одна гримаса судебной системы Израиля, где тяжесть наказания определяется не тяжестью преступления и наличием доказательств, а личной позицией судьи.
“Новости недели"