Гефилте фиш с ядерной начинкой
В мире
Подпись к фото: Вячеслав Кантор во время итоговой пресс-конференции
Берлин. ...Встреча руководителей ядерных держав в Давосе завершилась подписанием очередного меморандума о нераспространении неконвенционального оружия. Началась итоговая пресс-конференция, на которой генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано с гордостью сообщил, что свои подписи поставили также президенты Ирана и Северной Кореи, при этом корейцы обусловили свое согласие на сворачивание ядерной программы массированной экономической помощью с Запада.
Берлин. ...Встреча руководителей ядерных держав в Давосе завершилась подписанием очередного меморандума о нераспространении неконвенционального оружия. Началась итоговая пресс-конференция, на которой генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано с гордостью сообщил, что свои подписи поставили также президенты Ирана и Северной Кореи, при этом корейцы обусловили свое согласие на сворачивание ядерной программы массированной экономической помощью с Запада.
Как водится, журналисты задавали каверзные вопросы, в том числе - почему Израиль вновь отказался признать наличие ядерного оружия и не подписал меморандум. Ничего оригинального не было ни в этом вопросе, ни в уклончивом ответе израильского представителя, присутствовавшего на встрече в качестве наблюдателя.
В это время на стол перед гендиректором МАГАТЭ легла записка, принесенная секретарем. Юкия Амано, побледнев, привстал:
- Господа, у меня есть экстренное сообщение. Как выяснилось, параллельно с нашим форумом в Исламабаде проходит встреча руководителей ряда террористических организаций. Только что мы получили ультиматум от них. К сожалению, сегодня утром в результате военного переворота власть в Пакистане захватили экстремисты, на сторону которых перешла армия, и в настоящее время все арсеналы, в том числе сто ракет с ядерными зарядами, находятся в их руках.
Президент Пакистана, вскочив с места, попытался заявить, что ситуация в стране под контролем и что он дает личные гарантии о невозможности перехода арсеналов в руки террористов.
- Господин президент, вынужден вас разочаровать, - остановил словоизлияния пакистанца гендиректор МАГАТЭ. - Информация проверена и подтверждена: ядерные арсеналы находятся в руках у путчистов. В ультиматуме говорится также, что немалая часть арсенала ранее была передана в руки ряда террористических группировок, и что если мы не удовлетворим их требования, одновременно произойдут взрывы в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве, Берлине и других столицах. Кроме того, ядерный заряд находится и здесь, в Давосе. Их требования таковы...
* * *
Вам этот апокалипсический сценарий кажется невероятным? Скажете, фантастика, навеянная кадрами из второсортного голливудского боевика? Не буду спорить - сегодня подобная ситуация кажется фантасмагорической. Спецслужбы, слава Богу, работают слаженно, арсеналы упрятаны надежно, ядерной угрозе уделяется серьезное внимание.
Но вот навеян этот сценарий был отнюдь не продукцией Голливуда, а человеком весьма компетентным и знающим вес каждому своему слову. В Берлине во время брифинга для журналистов президент международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор, среди прочего, уделил внимание слабости пакистанского режима, в любой момент способного утратить контроль над арсеналами. И тогда, по его словам, среди членов “ядерного клуба” мы можем в один далеко не прекрасный день увидеть ХАМАС, “Хизбаллу” и другие террористические организации.
Вячеслав Владимирович напомнил о создателе ядерной программы Пакистана Абдул Кадир Хане, который торговал ядерными секретами как на восточном базаре.
Иранская ядерная программа волнует тоже не только потому, что Тегераном правят бесноватые политики: известны тесные связи режима аятолл с “Хизбаллой”. И северные корейцы опасны еще и своей готовностью поделиться опытом (и не только опытом) с теми, кто хорошо заплатит, а еще лучше - еще и способен насолить ненавистному Западу.
Конечно, возможные связи между странами с шаткими или одиозными режимами не были главными на юбилейной конференции Люксембургского форума. Но нельзя назвать эту тему и второстепенной. Вообще, серьезное отношение ко всем обсуждаемым проблемам чувствовалось на всех уровнях.
Об актуальности деятельности форума говорит хотя бы то сообщение, которое было опубликовано назавтра после завершения конференции: после того, как переговоры между представителями Ирана и МАГАТЭ по поводу иранской ядерной программы не принесли результатов, глава агентства по атомной энергии Юкия Амано выразил пессимизм в отношении перспектив достижения каких-либо реальных договоренностей. По его словам, иранские лидеры не желают принимать даже базовые условия соглашения, более того, они отказались и от прежних обещаний, к которым западные дипломаты отнеслись со сдержанным оптимизмом. По мнению экспертов, обречен на провал и следующий раунд переговоров, который должен состояться 18 июня в Москве.
На брифинге Вячеслав Кантор образно выразился: “Из плохой рыбы не сделаешь хорошую гефилте фиш”. А уж что можно сделать из плохой рыбы с ядерной начинкой - думаю, никому рассказывать не нужно.
* * *
После публикации информации о конференции в Берлине со мной связался один мой коллега с вопросом: “Ну что, позаседали, поговорили, а толку-то? Говорильня закончилась, а все останутся при своих интересах, Иран продолжит развивать ядерную программу - если только его не долбануть как следует”.
Только человек, не присутствовавший на конференции и не изучивший ее материалы, мог назвать это “говорильней”. Ведущие эксперты обсуждали вполне конкретные проблемы и пути их решения, и ясно даже без лишних слов, что с их выкладками сильные мира сего не просто знакомы - они их учитывают и, в зависимости от ситуации, используют как руководство к действию.
Это и понятно: среди экспертов Люксембургского форума - самые крупные величины, связанные с наукой, политикой, военными ведомствами, службами безопасности, руководители авторитетных международных организаций.
Назову только несколько имен в алфавитном порядке.
Бывший советник главы правительства Израиля по вопросам национальной безопасности Узи Арад; руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Алексей Арбатов (Россия), президент Пагуошского движений, бывший заместитель генсека ООН по проблемам разоружения Джаянта Дханапала, экс-министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов, вице-президент Российской академии наук, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, бывший зампред совмина СССР Николай Лаверов, уполномоченный Федерального правительства по вопросам разоружений и контроля за вооружениями, посол Рольф Никель (Германия), руководитель департамента по контролю и координации политики в области безопасности МАГАТЭ Тарик Рауф, профессор Университета штата Мэриленд академик Роальд Сагдеев, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский и другие.
Всего с форумом работает больше шестидесяти экспертов. А “потребители продукта”, как выразился Вячеслав Кантор, властные структуры и службы безопасности ведущих стран мира.
Нельзя сказать, что все были единодушны в оценке тех или иных проблем. Например, Тарик Рауф, расписывая преимущества безъядерной зоны на Ближнем Востоке, заострял внимание на израильской атомной программе, вполне конкретно называя ее препятствием на пути к миру и безопасности. Сразу несколько выступавших, напротив, отмечали адекватность израильского руководства, которое никак нельзя сравнивать ни с правителями Ирана или Северной Кореи, ни с шатающимся режимом Пакистана.
Важной темой мне показалась и роль Совета безопасности ООН. Мы привыкли критиковать совбез за антиизраильский курс, на форуме же было отмечено, что руководители ведущих государств, так или иначе контактирующие с Ираном, должны согласовывать свои действия с этой международной организацией - дабы не подорвать ее авторитет. И санкции против режима аятолл должны ужесточаться день ото дня. При этом никто из выступавших не высказался за военное решение проблемы - по их мнению, по сей день еще не исчерпаны иные рычаги воздействия.
Выступивший на открытии конференции экс-министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов подчеркнул:
“Уровень управляемости сегодня в мировой политике имеет тенденцию к снижению, разбалансированность международных отношений возрастает. Очень трудно прогнозировать долгосрочные и краткосрочные последствия “арабской весны” на Ближнем Востоке. Человечество сталкивается с принципиально новыми вызовами безопасности, к которым мы по-прежнему плохо подготовлены...
“Люксембургский форум занимает особое место среди международных неправительственных организаций, активно содействующих укреплению режима ядерного нераспространения, - добавил он. - Объединив ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия и средств доставки, Форум стал авторитетной трибуной по ключевым проблемам ядерной безопасности. К его мнению прислушиваются, его предложения востребованы”.
В одном из выступлений был использован впечатляющий образ: стрелка часов, отмеряющих время до начала ядерной зимы, в свое время замерла на отметке без пяти минут до полуночи. Теперь же она находится в неустойчивом положении, и, если не принять вовремя меры, может начать двигаться к роковой цифре...
Фото автора
Еженедельник “Секрет”