Алло, мы ищем родных!
В жаркий июльский вечер молодые супруги Наташа и Игорь Ш. волновались, как студенты перед экзаменом. Игорь то и дело подходил к окну и выглядывал на улицу. А Наташа бросала взгляд на увесистый семейный альбом, красующийся в центре журнального столика, и на глаза у нее наворачивались слезы. Дело в том, что молодые супруги ждали гостей – и гостей особых. Американских родственников Наташи, о существовании которых она узнала всего несколько недель назад.
Наконец раздался звонок, и на пороге появились двое пожилых, но моложавых, подтянутых американцев. Моррис Т. и его супруга Глория. Первые приветствия, радостные возгласы, объятия, и вскоре четверо ньюйоркцев, связанных родственными узами, но впервые встретившихся, уже сидели за столом и, с трудом преодолевая волнение, беседовали. Беседовали, конечно же, о своей семье, о своих корнях, о событиях, которые развели родных и близких людей в разные стороны, и об обстоятельствах, которые помогли их потомкам воссоединиться...
Родители Морриса (родственники Наташиной бабушки) бежали в США из Украины после Октябрьской революции. Родители Наташи репатриировались в Израиль после развала СССР. А Наташа с Игорем и двумя детьми несколько лет назад переехали из Израиля в Америку. Молодые супруги даже не подозревали, что в Нью-Йорке у них есть родственники и что они их ищут...
Дочь Морриса и Глории Шэрон всегда интересовалась своей родословной. Во время частых поездок в Израиль она всегда посещала мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» и там с помощью поисковой программы пыталась найти родственников среди многочисленных русскоязычных репатриантов. В один прекрасный день поиски Шэрон увенчались успехом, и она «вышла» на родителей Наташи... И вот две ветви семьи соединились. Две супружеские пары – пожилые американцы и молодые русскоязычные иммигранты – встретились!.. Потом были еще встречи, еще беседы, еще воспоминания. Оказалось, что Моррис и Глория в свое время тоже жили в Бенсонхерсте, недалеко от той улицы, где сейчас снимают квартиру Игорь и Наташа. А Глория училась в той же junior high school, где сейчас учится юная дочь Наташи Эля! То есть Наташа с Игорем как бы шли по стопам своих незнакомых американских родственников. Случайные совпадения? Или схожие модели поведения, обусловленные общими корнями, общими генами, общей кровью?..
“Blood is thicker than water”(«Кровь гуще воды») - говорят американцы, имея в виду загадочную нерушимость родственных уз. Именно эта «густая» кровь позволяет нам прощать родным и близким то, что мы не смогли бы простить никому. И именно эта «густая» кровь толкает нас на поиски родственников, с которыми мы расстались волею обстоятельств или с которыми не виделись никогда...
В первые месяцы после приезда в Америку центральное место в жизни большинства русскоязычных иммигрантов занимали поиски. Поиски крова, работы, школ для детей. А еще – поиски родственников, близких и дальних... Родственников, которых мы знали в детстве, но не видели уже много лет. Родственников, о которых мы знали со слов родителей и чьи фотографии встречали в семейных альбомах. Родственников, о которых нам рассказывали дедушки и бабушки и которые казались нам почти нереальными, как герои сказок, мифов и легенд...
В «Русском базаре» - с первого же его номера - была открыта рубрика «Розыск». И эта рубрика всегда была переполнена объявлениями - серьезными, шутливыми, пахнущими трагедией и вызывающими смех. Конечно, некоторые наши читатели искали друзей, сотрудников, одноклассников, однополчан. Но все же основное место в рубрике занимал именно поиск родственников. Объявления (набранные очень мелким шрифтом!) занимали от одной до трех газетных страниц в каждом номере – огромную по тем временам площадь!
Разыскиваются дети и внуки Абы Каца, выехавшего из города Славутича (Украина) до 1917 года.
Джона Кинга и его родственников (работал в компании Дженерал Электрик) разыскивают племянник и супруга его брата Владимира.
Разыскиваю братьев и сестру моего отца, Мони Яновского, Сашу, Мишу, Розу и их детей, эмигрировавших из Одессы в США в 1907 году.
Прошу откликнуться всех, кто знает о судьбе Фиры Вчерайшанской, вывезенной 16 июня 1942 года из местечка Ружина (Украина) немцами и полицаями, когда ей было 8 лет.
В истории Российской (а затем Советской) империи XIX –XX столетий катаклизмов было немало. Еврейские погромы, Октябрьская революция, Вторая мировая война, Холокост, первый, осторожный подъем «железного занавеса», наконец, развал СССР. И каждый из этих катаклизмов разрушал семьи, вклинивал высокие барьеры между самыми близкими людьми, срывал одних с насиженных мест, бросал других в далекие, заморские страны. Но память и любовь – качества, которые, возможно, и отличают человека от животного, - не позволяли забывать родных и близких, заставляли бережно хранить не только их фотографии в семейных альбомах, но и их образы в сердцах и в семейных преданиях...
Наверное, именно эти качества – память и любовь - лежали в основе поиска родственников. Еще толком не обустроившись, мы начинали искать тех, кого любили и помнили мы сами или наши предки. Успех, карьера, богатство - все это будет, все приложится. Главное – встреча, о которой столь долго мечтала вся наша семья. Главное - восстановление связей, прервавшихся так давно и так жестоко... В подтексте большинства объявлений в рубрике «Розыск» читался один и тот же «мессидж»: «Наши дорогие родственники. Мы наконец приехали в Америку. Здесь ли вы? Живы ли, здоровы ли? Мы помним о вас. Мы надеемся на встречу. Откликнитесь!..»
Однако шли годы, и количество объявлений в рубрике «Розыск» стало сходить на нет. Почему это произошло? Мы нашли всех, кого можно было найти? Устали, отчаялись и прекратили поиски? Обзавелись новыми связями и забыли о старых? Поднялись вверх по социальной лестнице, пустили корни в американской земле и перестали чувствовать себя одинокими, уязвимыми, беззащитными? Или, очерствев в погоне за богатством и успехом, устав от американских темпов и перегрузок, стали избегать бремени лишних контактов и лишних эмоций? Как сказала одна моя знакомая, «мы редко встречаемся даже с теми родственниками, которые приехали в Америку вместе с нами и живут в соседнем доме. У кого есть время искать потерянную родню?»
Тем не менее для многих поиски продолжаются. Причем не только мы ищем наших американских родственников, но и они ищут нас. И в конце концов находят нас, как Шэрон, Моррис и Глория нашли Игоря и Наташу...
Мы приглашаем вас, дорогие читатели, рассказать о встречах с родными и близкими. Встречах, которые произошли после долгих, настойчивых поисков или вроде бы совершенно случайно. Мы надеемся, что эти удивительные истории благотворно подействуют на отчаявшихся или очерствевших и они вновь начнут искать людей, которых некогда любили или которых... не видели никогда.
comments (Total: 1)