книга на экране – радоватьсЯ или пеЧалитьсЯ?

Книжное обозрение
№32 (538)

Если иметь в виду только рост доступности всемирного библиотечого фонда, то, конечно, радоваться. Комментируя начатую компанией Google попытку отсканировать содержимое крупнейших библиотек и представить его в интернете, журнал New York Times Magazine пишет: “Когда все книги будут оцифрованы, чтение станет коллективным занятием... Универсальная библиотека будет одним очень, очень, очень большим текстом – единственной книгой на весь мир”.
Аналогичную позицию занимает и приступившая недавно к реализации другого проекта по сканированию всех существующих на планете книг некоммерческая организация Internet Archive, объединившая под своей эгидой таких серьезных партнеров, как компании Hewlett-Packard, Yahoo, MSN, Smithsonian Institution, Adobe, Колумбийский университет и другие. По мнению инициаторов проекта, получившего название Open Content Alliance, база данных мирового интеллектуального достояния не может принадлежать какой-то одной корпорации, будь то Google или Microsoft. Она должна быть общественным достоянием.
“Мы хотим перевести в цифровую форму все человеческие знания, и мы не можем рисковать, что они будут приватизированы”, - говорит Дорон Вебер, исполнительный директор филантропической организации Alfred P. Sloan Foundation, которая за последние два года пожертвовала три миллиона долларов в пользу Internet Archive. А недавно эта организация получила от компании MSN Search еще пять миллионов, которых должно хватить на оцифровку 150 тысяч книг в этом году.
Противостоять этой англосаксонской культурной экспансии в интернете должен европейский архив Gallica, который ставит своей целью оцифровать все 12 миллионов книг и манускриптов Национальной библиотеки Франции. В прошлом году французский президент Жак Ширак призвал Великобританию, Германию и Испанию на государственном уровне поддержать французский проект по публикации в интернете архивов европейской литературы.
Конечно, оцифровка всех библиотек, существующих в мире, - поистине титанический труд. Каждую книгу приходится сканировать с помощью специального сканера, при этом вручную перелистывать страницы, чтобы избежать их повреждения. Правда, компания ATIZ уже разработала для этой цели портативный цветной сканер, который умеет самостоятельно переворачивать страницы. Создатели устройства утверждают, что их автомат обращается с литературой крайне бережно, так что за книги можно не волноваться.
Самым первым к сканированию книг приступил книжный магазин Amazon, и в настоящее время на его сайте доступен полнотекстовый поиск по содержанию каждой продающейся в нем книги. Вслед за ним представил общественности свою продукцию и проект Internet Archive, открывший сайт Open Library с выложенными на нем, пока только в демонстрационных целях, парой десятков книг, которые может прочитать любой пользователь интернета, в каком бы уголке земного шара он ни проживал.
Таким образом, с доступностью нового вида печатной продукции все обстоит более чем благополучно. И тем не менее у очень многих людей предстоящая массовая оцифровка библиотек не вызывает ни особой радости, ни, казалось бы, вполне законной гордости за прогресс человечества. Причем, как ни странно, недовольными часто выступают именно те, для кого все это делается, а именно – читатели. Большинство их считает, что читать текст на вертикальном экране неудобно – глаза напрягаются, да и сам устаешь намного быстрее.
Впрочем, для компьютерных мониторов уже найдена приемлемая альтернатива. Это так называемая “электронная бумага” - тонкий, гибкий и легкий дисплей. Он потребляет мало энергии и формирует достаточно контрастную, не раздражающую глаз картинку, видимую в отраженном свете под любым углом. Изображение на нем может быть не только монохромным, но и цветным.
На прошедшей недавно в Лас-Вегасе выставке Consumer Electronic Show компания Philips продемонстрировала прототип такого гибкого дисплея, а также портативное устройство для чтения Readius, оборудованное этим экраном. Последний может быть скручен в трубочку диаметром 7,5 миллиметра, толщина же самой матрицы составляет всего 0,1 миллиметра.
Специалисты в сфере нанотехнологий считают, что “напечатанная” на такой электронной бумаге книга будут состоять всего из одной страницы. Прочитав ее, нужно будет только дать соответствующую команду, и умный прибор тут же покажет изображение следующей.
Но даже такие устройства вряд ли полностью устроят тех, кто видит в книге место встречи в тишине двух интеллектов - читателя и автора. Особенно осторожно относятся к открывающейся перспективе писатели, которые боятся, что с появлением цифровых книг лишатся основного заработка от продажи своих произведений.
Как пишет автор упомянутой статьи в New York Times Magazine, писатели смогут получать вознаграждение за свой труд не в виде гонорара, а на основе прямых отношений с пользователями интернета, авторских выступлений, предоставления дополнительной информации по индивидуальным запросам, использования своего имени для рекламы... Сама по себе книга, по его словам, будет лишь ключом, открывающим для автора мир столь блистательных возможностей.
“Довольно-таки ужасающая перспектива, - откликнулся на статью Джон Апдайк. - За первые 15-20 лет литературной работы я почти никогда не выступал и не давал интервью. Написанное произведение должно говорить само за себя, лучше даже без фотографии автора на задней обложке. Писатель общается с читателем, воздействует на читателя написанным текстом. Иначе он превращается просто в ходячую рекламу самого себя. Появляться перед восторженной публикой – оно, конечно, лестно и менее обременительно, чем корпеть над рукописью в одиночестве. Если мы согласимся с рассуждениями о том, что виртуальная библиотека и все, что из ее создания вытекает, представляет прогресс, мы должны будем признать, что все написанное писателем ценно только для того, чтобы обеспечить ему право выступать в виртуальном пространстве с платными лекциями или зарабатывать на частных беседах с состоятельными “пользователями”.
Американский классик и его коллеги уверены, что столь активное вмешательство современной технологии в литературный процесс может возвратить человечество “в дописьменное общество, где получение информационного или эстетического продукта было возможно лишь в непосредственном живом контакте с его производителем”.
Будем же надеяться, что ничего подобного не произойдет и традиционные книги в конце концов будут мирно сосуществовать со своими цифровыми копиями, а читатель сам будет решать в каждом конкретном случае, какая форма для него удобнее.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir