жестокость как обЯзательное условие
«Господь хранит этих ребят. Я думаю, что они занимаются всем этим с большим удовольствием (кровавыми единоборствами. - М.Т.). Было бы не по душе, давно завязали...»
Эти слова принадлежат одному из современных американских культовых писателей – Чаку Паланьюку.
Общенациональная слава к механику Паланьюку (теперь уже бывшему) пришла после выхода в свет его романа «Бойцовский клуб» (1996 г.). Книга сразу же вызвала ажиотаж среди широких кругов читателей, которым не преминул воспользоваться Голливуд. Съемки картины окружала завеса таинственности, появление фильма на экранах ожидали не меньше, чем в свое время «Звездные войны». Он оправдал ожидания продюсеров (вышел в прокат в 1999 г.), звезда Голливуда Бред Питт отлично справился с ролью главного героя – анархиста, смутьяна, которому надоела скучная жизнь и требуется мощный вброс адреналина.
Мне, однако, хотелось бы обратить внимание не столько на сам фильм, уверен, что многие наши читатели его видели, а на то влияние, которое картина оказала на молодежь, подсказав ей, вольно или невольно, своеобразный путь избавления от суетности и скуки будней – драки-ристалища.
Интересно, что сам Паланьюк, несмотря на приведенные выше слова поддержки юных любителей мордобоя, был шокирован воздействием своего произведения на читателей и зрителей. Причем настолько, что решил сменить Голливуд на деревенскую жизнь, уединившись на своей ферме в Орегоне, где в сельской глуши продолжил работу над новыми литературными замыслами.
«Однажды я зашел в кафе и разговорился с кассиром, - приводит слова писателя один из интернет-сайтов. - Узнав, что я написал «Бойцовский клуб», он немедленно позвал официанта Чарли. Тот рассказал, что снимался в фильме статистом и после этого обычная жизнь показалась ему пресной и скучной. Он обрил голову и теперь ищет ближайший бойцовский клуб. Я только посмеялся, но потом многие люди начали спрашивать меня, где им найти такие клубы. Среди них было немало женщин. А недавно до меня дошли слухи, что такие «бойцовские клубы» открываются в Лондоне и Нью-Джерси. И тогда я решил, что пора отсюда сваливать куда подальше. И как можно быстрее».
Не знаю, как в Лондоне, а в США популярность «бойцовских клубов» держится на высоком уровне. Только в нынешнем году полицией были раскрыты подпольные «бойцовские клубы» в Нью-Джерси, Техасе, Вашингтоне, на Аляске. Некоторые из них практикуют драки исключительно «ради удовольствия», но большинство проводит их исключительно из-за денег. Многие бои специально записываются на видеопленку или DVD с целью последующей продажи. Кстати, подобная коммерция является нарушением закона: предприимчивые организаторы шоу с мордобитием налогов за реализацию отснятых материалов не платят.
Некоторые из читателей могут заметить, что сами по себе кулачные бои не столь уж необычное занятие. Скажем, на Руси - а теперь и в России - они считались и продолжают считаться чуть ли не всенародной традицией. В них даже видят специфический оздоровительный комплекс. Ведь бойцам приходится отказываться от вредных привычек (не пить, не курить), соблюдать режим питания, заботиться о своем психическом комфорте и т.д. Все верно, только среди русских удальцов не было детей и подростков. Да и сам бой не преследовал цель обязательно унизить соперника, тем паче бить лежачего.
Справедливости ради заметим, что не во всех американских «бойцовских клубах» культивируется жестокость и обязательное условие добивать уже поверженного соперника. Джентльменские рукопожатия перед схваткой и строгое соблюдение правила «лежачего не бьют» - отличительная черта тех подпольных клубов, где действует «кодекс чести». К сожалению, их меньшинство. Зато преобладают сообщества, в которых жестокость только приветствуется, а бой не прекращается, даже если соперник уже лежит без сознания или не в силах продолжать поединок. Случается, что в роли спарринг-партнера оказывается невинная жертва, которую заставили драться против ее воли. К таким методам в основном прибегают организаторы подпольных боев, являющиеся членами уличных молодежных банд.
Впрочем, значительное число организаторов и членов «бойцовских клубов» к криминальным структурам никакого отношения не имеют, проживая не в гетто больших городов, а в респектабельных пригородах с преобладающим белым населением. Самый яркий пример – дело Чейза Ливита, сына нынешнего министра здравоохранения Майка Ливита. Четыре года назад, когда отец Чейза был еще губернатором Юты, младшего Ливита арестовали за организацию «бойцовского клуба» и активное участие в нем. Правда, наказали не строго, присудив всего 40 часов общественных работ.
Случай с Чейзом Ливитом, считают эксперты, не исключение из правил, «бойцовские клубы» в районах проживания среднего класса и в богатых пригородах давно уже не редкость.
Надо сказать, что фильм “Бойцовский клуб”, конечно же, не единственное средство воспитания жестокости у подрастающего поколения. Свою лепту вносят кровожадные видеоигры, а также т.н. бои без правил – ultimate fighting. О влиянии видеоигр на подрастающее поколение мы уже не раз писали, что же касается боев без правил, то их популярность в последние годы растет невиданными прежде темпами. Сегодня эти гладиаторские схватки собирают больше зрителей, чем боксерские поединки известных профессионалов. Так, на прошедшие в прошлом месяце бои Ultimate Fighting Championship (UFC 61) билеты в зал знаменитого казино Мандалай-Бей было просто не достать. Их официальная стоимость составляла от 100 до 750 долларов, с рук они уходили намного дороже.
Неудивительно, что взрослым активно подражает молодежь, проводя свои собственные бои без правил: пример-то заразительный!
Сотрудников правоохранительных органов серьезно беспокоит тот факт, что специально организованные молодежные драки превращаются в обыденность, не вызывая протеста у взрослых. Так, на одной из конфискованных полицией в Техасе пленок можно было видеть, как за дракой спокойно наблюдает папаша, держа за руку сынишку 3-4 лет. Большинство подобных поединков, говорят эксперты, проходят в дневное время - дерутся ребятки ни от кого не таясь. В то же время полицейские вынуждены признать - обнаружить подобные клубы очень непросто. Их члены строго следуют правилу одного из персонажей «Бойцовского клуба» Тайлера Дардена (его сыграл Нортон): о клубе никому ни слова. О месте боев зрителей, а это чаще всего учащиеся школ, предварительно оповещают. Самый лучший способ – сообщение на мобильный телефон.
По сведениям правоохранительных органов большинство подростков знают о существовании в своей школе или округе «бойцовского клуба». Однако даже те из ребят, кого организаторы поединков силой заставили сражаться или спровоцировали драться, вряд ли станут жаловаться родителям или полицейским. Одни опасаются мести, другие – прослыть доносчиками.