Споры вокруг горы Юкка
Соединенные Штаты вместе с Францией и Японией производят больше всех в мире электроэнергии из ядерного горючего. При этом последняя представляет пятую часть всего электричества, вырабатываемого в Америке. Между тем атомная промышленность страны долго игнорировала проблему захоронения радиоактивных отходов. Один из основателей этой отрасли Элвин Вейнберг красноречиво выразил сожаление по этому поводу: “... Я уделял недостаточно внимания проблеме отходов. Я был, прежде всего, увлечен разработкой и строительством атомных реакторов... Теперь я думаю, что если бы я мог все начать заново, то поставил бы вопрос о захоронении ядерных отходов на первое место...”
К настоящему времени в 31 штате страны накопилось уже более 50 тысяч тонн радиоактивных отходов, которые в основном хранятся под водой в расположенных рядом с атомными электростанциями специальных бассейнах и представляют собой большую опасность для жителей этих районов. Ситуация особенно обострилась в последнее время в связи с усилением международного терроризма. Дело осложняется еще и тем, что со временем бассейны переполняются, а места для окончательного захоронения их содержимого до сих пор нет.
Первый закон о политике в области обращения с атомными отходами (Nuclear Waste Policy Act) был принят в 1982 году при президенте Рейгане. Он предусматривал захоронение отработавшего в реакторах радиоактивного топлива в недрах Земли и возлагал ответственность за организацию этого процесса на Министерство энергетики.
После принятия этого Акта для строительства постоянного хранилища отходов было предложено девять площадок, разбросанных по всей стране. Вскоре их осталось три - по одной в штатах Техас, Вашингтон и Невада, а в 1987 году Конгресс определил единственного кандидата - гору Юкка, расположенную в штате Невада в 90 милях от Лас-Вегаса. Так родился проект Юкка-Маунтин.
Это решение поставило Министерство энергетики в достаточно сложную ситуацию. Поскольку была выбрана только одна площадка, признать ее непригодной после израсходования огромных денежных средств на ее исследование было для чиновников практически невозможно. Напряжение еще больше возросло после того, как был принят закон, согласно которому к 1998 году отходы всех частных энергетических компаний должны были перейти в собственность государства. Когда правительство оказалось не в состоянии вовремя принять эти отходы, последовали судебные иски. Против Министерства энергетики выступили как промышленность, стремящаяся избавиться от отходов, так и штат Невада, который категорически не желал становиться всеобщей свалкой радиоактивных материалов.
Многие другие штаты, в которых действуют атомные электростанции и другие ядерные объекты, предъявляют претензии Министерству энергетики за то, что оно не смогло убрать отработанное топливо с их территории к обещанному сроку. Например, штат Мэн ожидает судебного решения предъявленного иска уже в этом году. Очень похоже, что федеральному правительству придется возмещать понесенные штатами убытки в размере десятков миллиардов долларов. Пока же головное министерство выдало на их погашение всего 150 миллионов.
Поскольку хранилище в горе Юкка, как только что объявило Министерство энергетики, будет окончательно готово только к 2017 году, то есть на 19 лет позже ранее объявленного срока, протесты законодателей Невады продолжаются. “Новый график строительства составлен людьми, которые хотят превратить нашу территорию в национальную ядерную свалку,” - говорит Джон Саммерс, представитель сенатора-демократа от штата Невада Гарри Рейда. Он и его коллеги-земляки обвиняют Министерство энергетики в том, что они называют “политически мотивированной наукой”.
Почему же вопрос о строительстве хранилища решается так долго, а его история полна задержек и переноса сроков? Понятное дело, площадку Юкка-Маунтин выбрали неспроста. Климат в этом районе пустынный; плотность населения низка; территория уже давно используется для проведения ядерных испытаний. Подземная часть хранилища должна состоять из ряда тоннелей, расположенных примерно в 300 метрах ниже поверхности горы и примерно в 300 метрах выше уровня подземных вод. В среднем лишь небольшая доля осадков, выпадающих на поверхности, просачивается до уровня будущих тоннелей. Однако та вода, которая все же доберется до них, будет медленно разъедать материал контейнеров для хранения отходов и в конечном итоге переносить радиоактивные вещества в подземные воды.
Научные исследования площадки Юкка-Маунтин вообще оказалось делом гораздо более сложным, чем предполагалось. Постоянно встречались всевозможные геологические сюрпризы. В слагающих гору вулканических породах обнаружились трещины, сквозь которые может быстро просачиваться вода. Выяснилось, что эти породы и без того влажные. А моделирование процессов переноса воды в такой среде оказалось задачей на грани современных научных возможностей.
Руководство Министерства энергетики, убежденное в безопасности будущего хранилища, возражает противникам проекта, широко рекламируя Юкку как наиболее изученную в мире геологическую структуру. Действительно, ее исследования уже стоили правительству Соединенных Штатов около восьми миллиардов долларов. И кто знает, сколько еще придется потратить. Достаточно сказать, что совсем недавно занимающаяся изучением горы Невадская лаборатория объявила о дополнительном наборе в свой штат двух тысяч новых сотрудников и ученых.
Большие сложности возникают и с процессом организации работ по подготовке к строительству гигантского укрытия в Юкке. Именно из-за этого в конце прошлого года надзорные органы потребовали приостановить деятельность Министерства энергетики по некоторым из важных направлений. Неразберихе в управлении проектом по созданию хранилища в немалой степени способствовали и начатые в октябре 2005 года кадровые перестановки, внесшие дополнительную сумятицу в распределение ролей и обязанностей между его различными подразделениями.
В настоящее время правительственные атомщики пересматривают связанную с проектом техническую документацию в попытках “восстановить к ней доверие”. По данным Управления общей бухгалтерской отчетности (General Accounting Office – GAO), тщательному анализу подлежит, в частности, порядка 14 миллионов электронных писем, отправленных в рамках проекта.
К сожалению, представители ядерной отрасли не учитывают того, что если этот проект в конце концов окажется неудачным, доверие общества к нему не только не будет восстановлено, оно попросту рухнет. В том числе - доверие в вопросах транспортировки отходов и способности безопасно строить и эксплуатировать реакторы. В конце концов все это существенно отразится на планах по созданию новых реакторов, которые так нужны стране в условиях обострившегося из-за высоких цен на нефть энергетического кризиса.
Несмотря на то, что необходимость крупного хранилища в недрах горы Юкка никем не подвергается сомнению, существует принципиальное возражение против создания одного на всю страну централизованного места сбора радиоактивных отходов. Сенатор-республиканец от штата Невада Джон Энсайн приводит такой аргумент: “В связи с угрозой терроризма существует большая проблема с перевозками ядерных отходов на грузовиках и поездах со всей страны к штату Невада. В других странах отработанное топливо перерабатывают прямо на том месте, где оно отработало свой ресурс. Так же должны действовать и мы, причем действовать более энергично”. Однако, как известно, в настоящее время переработка удаленного из реакторов ядерного горючего в Соединённых Штатах запрещена законом.
Пока же работы по проекту Юкка-Маунтин продолжаются, и, судя по намеченному министерством сроку открытия, спешить оно не собирается. А между тем многолетние задержки чреваты еще и тем, что к моменту завершения проекта он попросту устареет. Так, например, первоначально предполагалось, что за все время работы примерно сотни гражданских реакторов в стране накопятся около 63 тысяч тонн радиоактивных отходов, и проект был рассчитан именно на такое количество плюс примерно 7 тысяч тонн отходов военной промышленности. Однако с тех пор производительность реакторов возросла, и вполне возможно, что лицензии многих из них будут продлены. Поэтому уже сейчас ясно, что в конечном итоге количество отходов будет существенно выше.
Выступая перед журналистами несколько месяцев назад, первый заместитель министра энергетики Клей Селл сообщил, что к 2050 году его ведомство считает необходимым утроить число атомных электростанций в стране, доведя его до 300. Признавая, что решить поставленную задачу после 30-летнего перерыва в строительстве таких объектов будет непросто, он обратил особое внимание на проблему хранения радиоактивных отходов. Если работа отрасли кардинально не улучшится, сказал Селл, в стране уже в нынешнем столетии придется построить еще девять таких хранилищ, как в горе Юкка.
Ну а у мирового сообщества по поводу ядерных отходов бытует на редкость единодушное мнение - с ними нужно обращаться так, чтобы “обеспечить будущим поколениям по крайней мере не меньший уровень безопасности, чем тот, который считается приемлемым в настоящее время”. Согласно требованиям, предъявляемым в Соединенных Штатах к хранилищам отработанного ядерного топлива, уровень их радиоактивного излучения не должен превышать допустимой величины в течение десяти тысяч лет! Не правда ли, впечатляющие обязательства? Вот только будут ли они выполнены? Узнать это нам, судя по названному сроку, не суждено.