“Царица доказательств”

Человек и закон
№32 (538)

Как известно, американское правосудие разрешает обвиняемым идти на сделку со следствием (plea bargaining) с тем, чтобы таким образом добиться смягчения наказания.
Данная юридическая норма предусмотрена законом – Федеральными правилами уголовного процесса. В статье одиннадцатой говорится, что «если человек, обвиняемый в совершении преступления, добровольно признает свою вину, выдвинутые против него первоначальные обвинения могут быть заменены на менее серьезные». На практике это выглядит следующим образом. Если арестованный за торговлю наркотиками гражданин признает свою вину, а за это полагается длительный срок лишения свободы, следствие может изменить формулировку: торговлю запрещенными препаратами представить просто их владением. За подобное правонарушение сидеть придется не очень долго, а можно даже получить условный срок.
В отличие от других стран, в первую очередь европейских, также практикующих plea bargaining, в США сделки со следствием допускаются вне зависимости от тяжести преступления. Неудивительно, что с момента восстановления в США в 1976 году смертной казни значительное число убийц не были приговорены к высшей мере наказания именно потому, что соглашались признать свою вину, не доводя дело до суда.
Подчеркнем особо - сделки со следствием чаще всего имеют место на стадии предварительного слушания дела.
Plea bargaining существует в США уже более 100 лет, но особенно часто ею стали пользоваться в последние десятилетия из-за огромной загруженности судебной системы. Шутка ли – более 2 миллионов человек находится за решеткой!
Ужесточение законодательства по борьбе с наркотиками резко увеличило количество лиц, привлекаемых к ответственности. Отсюда и доводы защитников практики сделок со следствием: без этой правовой нормы суды оказались бы погребенными под валом уголовных дел. Неудивительно, что более 90 процентов из них не проходят полную процедуру судебных разбирательств.
В условиях, когда органы дознания стремятся поскорее закрыть дело, предлагая подследственному не усложнять жизнь ни себе, ни прокуратуре, многие адвокаты считают целесообразным советовать своим подопечным воспользоваться plea bargaining, а не защищаться в суде. Практика подтверждает: после разбирательств в судах обвиняемые получают значительно более длительные сроки, чем если бы они заранее признали свою вину, пойдя на сделку с прокуратурой. Знаю об этом не понаслышке. Один мой приятель, оказавшись под следствием (детали совершенного им правонарушения опущу), мог получить полгода, максимум год лишения свободы, а вместо этого отсидел 3,5 года. Он считал себя невиновным, решил добиваться справедливости в суде и на собственном опыте убедился, как опрометчиво он поступил, не послушавшись своего адвоката.
В этой связи нельзя не признать правоту критиков plea bargaining, считающих, что американские правоохранительные органы не оставляют выбора подследственным, подталкивая их к признанию. Как это ни покажется странным, но в своей повседневной деятельности они, полиция и прокуратура, действуют в духе недоброй памяти бывшего генерального прокурора СССР Андрея Вышинского, утверждавшего: “Признание преступником своей вины является царицей доказательств”.
Еще один момент. По мнению экспертов, трудно сказать, сколько настоящих, а не мнимых преступников избежали заслуженного возмездия со стороны американской Фемиды только потому, что их вину взяли на себя другие люди.
В Федеральных правилах уголовного процесса четко прописано, как должен вести себя следователь, добиваясь признания от подследственного с помощью plea bargaining:
1. Сотрудник прокуратуры не имеет права вступать в переговоры с обвиняемым, вести переговоры он должен с его адвокатом.
2. Нельзя давать невыполнимых обещаний, сознательно вводить в заблуждение подследственного и его адвоката.
3. Нельзя оказывать давление на участников сделки.
Если судья установит подобные факты, признание не будет считаться действительным.
В реальности судьи довольно редко подвергают сомнению признания, полученные правоохранительными органами, просто визируя их, отлично понимая, что без давления следователи вряд ли бы преуспели. Если человеку предлагают на выбор: сознаться и получить относительно малый срок или стоять на своем, но быть готовым отвечать в суде по серьезным статьям УК, он чаще всего из двух зол выбирает меньшее. «Царица доказательств» – великая сила...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir