НеравнаЯ война

Факты. События. Комментарии
№32 (538)

Война между Израилем и «Хезболлой» - уродливый ребенок с мерзким характером – становится все старше, все растет и крепчает, на радость не названным прямым текстом «родителям» и на горе множеству невинных жертв по обе стороны фронта. Политики-миротворцы разных стран выглядят беспомощными болтунами в своих жалких попытках хоть как-то повлиять на ситуацию, и даже сторонники радикальных методов замирения уже не так уверены в том, что предполагаемый воинский контингент ООН в состоянии что-либо сделать.
Эту войну журналисты прозвали «неравной», «асимметричной» - еще бы, регулярная армия, самая сильная и лучше всех оснащенная в ближневосточном регионе, ведет боевые действия против каких-то там иррегулярных отрядов. Голиаф против Давида. Ее сравнивают с англо-американским вторжением в Ирак или с войной интернационального воинского контингента ISAF против афганских талибов. Эти сравнения, конечно же, хромают на обе ноги уже хотя бы потому, что американским «джи-ай» в 2001 году не пришлось преодолевать глубоко эшелонированную линию обороны, с километрами минных полей, тысячами окопов и укрытий, откуда, как чертики из табакерок, то и дело выскакивают ливанские герильясы, делают несколько прицельных выстрелов по танкам из РПГ и скрываются вновь – партизанская тактика, до мелочей отработанная и вбитая в головы боевиков «Хезболлы» опытными инструкторами из числа иранских «стражей исламской революции». Да и солдатам ISAF до сих пор не приходилось сталкиваться с тактикой прикрытия «живыми щитами», когда склады боеприпасов противника располагаются в подвалах детских садов, а ракетные установки расположены в тени жилых домов. Тем не менее эта война продолжает оставаться асимметричной – причем не только в смысле неравенства сил противостоящих сторон, но и еще в одном аспекте, который те самые журналисты, придумавшие этот термин, случайно или намеренно выпустили из виду: речь идет о пропагандистской «накачке», о гигантском перекосе в освещении боевых действий. И в этом смысле можно смело утверждать, что в Голиафа на глазах превращается вовсе не Израиль, а именно «Хезболла».
Сегодня быть другом Израилю или сохранять по отношению к этому государству нейтральные чувства стало весьма непросто. Слишком велик и направлен поток информации, изливающийся на телезрителей с экранов, обрушивающийся на читателей со страниц газет и журналов. Слишком однозначными выглядят картинки, подтверждающие мысль, высказываемую, согласно социологическим опросам, большинством людей в любой стране Европы, в России, в США: реакция Израиля на похищение двоих солдат непропорциональна. Зачем израильские самолеты бомбят дороги и мосты, отрезая тем самым пути к бегству для гражданского населения Южного Ливана? Зачем обстреливаются жилые кварталы на юге Бейрута, превращая тысячи людей в бездомных бродяг?
Принятые международным сообществом правила войны оказались забыты, основной её целью стало гражданское население. Факт столь же печальный, сколь и бесспорный.
Однако говоря о страданиях гражданского населения, большинство СМИ подразумевает население исключительно Ливана, лишь изредка показывая одного-двух израильтян, легко раненых в результате взрыва очередной ракеты «Хезболлы». Убитых не показывают вовсе. Разрушенные дома – ни Боже мой! А ведь все это есть так же, как есть огромная разница между действиями израильской армии и боевиков «Хезболлы»: трагедия деревни Кана была страшной ошибкой, за которую официальные руководители Израиля принесли публичные извинения и из-за которой теперь целая военная часть оказалась под следствием, а ракетные налеты на Кирьят-Шмону, Хайфу, еще на десяток населенных пунктов ошибкой не являются – по ним ведется прицельный огонь, артиллеристы «Хезболлы» в качестве боевой задачи имеют приказ убить как можно больше гражданских лиц, а уж извиняться за это никому и в голову не приходит.
Кроме того, противостоящие израильтянам боевики всегда имеют при себе видеоаппаратуру, а к многочисленным репортерам относятся прямо-таки с трепетным почтением: устраивают им настоящие экскурсии по развалинам, охотно дают пояснения, сами оставаясь в тени. Впрочем, эта открытость имеет свои границы: когда международная организация «Human Rights Watch» осудила в своей резолюции израильскую армию за бомбардировку Южного Ливана – руководитель «Хезболлы» шейх Насралла обратился к ней с открытым письмом, в котором прославлял ее до небес и призывал на нее благословение Аллаха. Когда эмиссары этой же организации, проведя собственное расследование в Кане, обнаружили, что количество жертв израильского налета было завышено ВТРОЕ – тот же Насралла объявил, что сотрудники HRW не будут больше допускаться ни на какие объекты, контролируемые «Хезболлой», так как они проявили себя как «сионистские пособники».
Сформированное таким образом общественное мнение дает уже вторичный результат: многочисленные эксперты, выступающие по всему миру в умных дискуссиях на тему мирного урегулирования ближневосточного конфликта, также попадают в плен к транслируемым картинкам. Эти представления умело подпитываются: совсем недавно автор этих строк имел возможность воочию наблюдать одну из таких дискуссий.
Второй канал немецкого телевидения ZDF пригласил в студию двух собеседников: соответственно из Ливана и из Израиля. С ливанской стороны выступила эффектная красавица (девушки такой экзотической красоты, похоже, только в Ливане и рождаются – исключение составляет разве что София Лорен), выпускница факультета политологии Аахенского университета, там же готовящая сейчас свою диссертацию – на стипендию, предоставленную одной ливанской общественной организацией (название ее упомянуто не было, но о нем можно догадаться). В качестве оппонента без пяти минут доктору политологии был приглашен израильский студент, два года как приехавший в Германию учиться в университете Дюссельдорфа по специальности «инженер-машиностроитель». Ввиду недолгого пребывания в ФРГ немецким языком он владел не слишком уверенно. Так что дискуссия автоматически превратилась в монолог девицы-политолога, которая подробно рассказала о преступлениях сионистского образования и завершила речь берущим за душу описанием «израильской пропагандистской машины». Она честно отработала свою стипендию. Но вопрос в другом: неужели у второго по значению немецкого телеканала не нашлось для нее достойного оппонента, который был бы в состоянии аргументированно вести спор?
За последние годы было собрано множество сведений о том, что произошло после поспешного, местами плохо подготовленного и, как сейчас можно с уверенностью утверждать, фатального отступления израильтян из Южного Ливана в 2000 году. «Хезболла» целенаправленно заняла оставленные израильской армией военные объекты – укрепления, блокпосты – не допустив туда слабую и плохо вооруженную ливанскую армию. Кроме того, выстроенные этой организацией военные и гражданские структуры были вполне преднамеренно перемешаны друг с другом. Школы и детские сады были со знанием дела размещены в домах, в подвалах которых находились склады оружия и боеприпасов. Один из очевидцев в своем письме в немецкий журнал «Шпигель» (леволиберальный журнал, никогда не упускавший случая высказать очередную порцию критики в адрес Израиля) писал тогда: «Местный шейх с улыбкой пояснял мне, что теперь евреи проиграют в любом случае – или по ним будут беспрепятственно выпускать ракеты, или же, если они нападут на этот склад, то будут заклеймены международной общественностью как убийцы, потому что при нападении погибнут десятки гражданских лиц». Полный цинизма расчет, который через шесть лет полностью оправдался.
Как и любая современная война, этот конфликт является также и «войной картинок», войной интерпретаций. Приходится признать, что демократии в такой войне оказываются слабее тоталитарных образований. Телекамеры международных компаний, израильские телекамеры показывают воюющих израильских солдат (открытость, свойственная демократическим режимам) – бойцы с другой стороны остаются невидимыми, у них такой приказ: не лезть под свет юпитеров, а обращать внимание журналистов исключительно на невинные жертвы. Телевидение – это всегда крупный план: кто останется равнодушным к страданиям беженцев? О причинах их бегства эти картинки немногое могут сказать: разрушенные дома, снятые с замусоренной улицы. Но в подвалы этих домов никого не пускают: «ради вашей же безопасности». Израильские СМИ имеют право критиковать израильское же руководство – и делают это постоянно. Газеты и телеканалы, поддерживаемые «Хезболлой», и в страшном сне не посмеют открыть рот для критики Насраллы и его присных. Никогда. В Тель-Авиве одна за другой проходят демонстрации, призывающие к миру, организация «Шалом ахшав» едва ли не штурмует Кнессет. В Бейруте тоже идут демонстрации. Против «сионистского агрессора». За прошедшие шесть лет, да и сейчас, хоть кто-нибудь митинговая там против обстрелов Кирьят-Шмоны, против ракетных налетов на Тверию и Хайфу? Вопрос риторический.
То, что эскалация этого конфликта продолжается, – результат страшных ошибок международного сообщества. Принять резолюцию ООН о разоружении ливанских группировок просто – да вот только что делать, если все послушались, а «Хезболла» - нет? Была ли оказана поддержка слабой ливанской демократии в этом отношении? Одной рукой «Хезболла» интегрировалась в политические структуры страны, другой – вооружала и обучала собственные войска, не подчиняющиеся никаким государственным учреждениям Ливана. Сейчас эти войска выглядят гораздо сильнее и организованнее собственно ливанской армии. Таким образом, после отступления израильтян Ливан стал страной, в которой правительство и народ являются заложниками одной-единственной организации. Короткий экономический взлет начала десятилетия лишь скрыл от мира нерешенный политический конфликт. Так что теперь как у политиков разных стран, так и собственно у Израиля сформировались совершенно неправильные представления о том, что на самом деле творится в Ливане и каким образом можно достичь мира.
Со дней «Бури в пустыне» 1991 года, когда западные «Пэтриоты» были нацелены на иракские «Скады», жители израильских городов живут в постоянном ожидании ракетных атак. Израильтяне ко многому привыкли. Их спокойствие и уверенность граничат порой с самоуверенностью и нахальством – однако это помогает им жить, находясь под постоянной угрозой. Тем не менее не стоит умалять значение долговременного воздействия опасности. Кто захочет строить будущее своей семьи на таком хлипком фундаменте? Кому охота воспитывать детей, постоянно в страхе поглядывая то на небо, откуда в любую минуту могут прилететь ракеты, то на улицу, где вот-вот может прогреметь очередной взрыв? Уже сейчас, согласно утверждениям израильских социологов, многие двадцати- тридцатилетние израильтяне полагают жизнь в Европе или Америке куда более привлекательной, нежели постоянную опасность существования в Израиле. И это тоже входит в расчеты «Хезболлы»: сломать Израиль изнутри. Но и это вряд ли можно передать простым телевизионным видеорядом – так что подобные вещи также остаются не видны. Борьба Давида с Голиафом продолжается – одинокий бой, которого никто не видит.


comments (Total: 1)

nado nasvat' inema hos'aev i nasvania tendenziosnih gaset i jurnalov.Sa vsakoi vrajdebnoctiu stoat konkretnie figuri.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir