Музейная Миля зовёт на свой праздник

Культура
№23 (842)

 

На каждом континенте, кроме разве что Антарктиды, есть свой Рим – в честь вечного города. Немало Парижей и Лондонов, да и имена Москвы и Петербурга не раз повторены. Вот только именем Нью-Йорка никто другой город назвать не решился. Потому что ставший столицей мира и искусства прославленный наш мегаполис неповторим. Как единственен и оригинален замечательный его праздник – День Музейной Мили. Нет такой страны, где бы на одном коротком, всего-то в милю отрезке одной улицы выстроился десяток крупных музеев, каждый из которых значителен, каждый из которых всемирно известен.
 
Интересно, что само название этого «кусочка» прорезающей весь Манхэттен знаменитой многокилометровой Пятой авеню по происхождению своему фольклорно: так давным-давно Музейной Милей в послевоенные ещё годы, сначала ньюйоркцы, а следом за ними и все американцы стали звать ту часть красавца-проспекта – от 82 до 104 улицы, на которой и засветилось (ярчайше!) созвездие музеев.
 
И только в 1978 году нью-йоркская мэрия приняла решение официально назвать уникальную эту милю Музейной, а  каждый второй вторник июня ежегодно считать Праздником Музейной Мили, приравненным к всеамериканскому Дню Музеев. В этом, 2012 годуа, будет он отмечаться во вторник 12 июня, с 6 до 9 часов вечера.
 
Итак, в 34-й раз забурлит в Верхнем Манхэттене замечательный фестиваль, на который сбегаются и съезжаются любители искусства, да и просто жаждущие веселья и праздничного настроения не только со всего огромного нашего города и  даже из самых дальних штатов Америки, но и из многих стран тоже. Шумные толпы движутся по всей Миле. Играют оркестры, всякий раз зрители окружают небольшую труппу актёров, большей частью – комических и цирковых, множество буфетов и мини-кафе, музыка, смех, веселье...
 
Но самое главное: Двери всех музеев, как и в прошлые годы, в этот июньский вторник будут открыты. Вход свободный. И не забывайте: каждый музей – это форпост культуры. И национальной, и мировой. Давайте же, познакомимся с тем, что происходит сейчас в «мильных» музеях, и чем порадуют они нас в свой фестивальный день.
 
Первый из музеев, куда мы заглянем, – это самый старый на Миле, 187-летний, Музей Национальной Академии Художеств, выставляющий, как правило, только работы питомцев академии. Её студентами, а потом и преподавателями были такие асы американского искусства, как Рембрандт и Рафаэль Пил, Томас Коул, Сэмюэл Морзе (политалант: не только живописец, но и электромеханик и изобретатель знаменитой азбуки Морзе), Питер Маверик, Мари Кассат, Анна Хантингтон... Выдающийся скульптор, была Хантингтон ещё и женой миллионера, после смерти которого великолепный свой особняк, чей интерьер украшен редкостной красоты вьющейся лестницей, подарила музею. В нём он и школа для одарённых детей вот уже более полутора веков, по сию пору, и обретаются.
 
Что академики представят 12 июня? Все экспозиции посвящены творчеству американских художниц. Нэнси Гроссман, Мэй Стивенс, сверх даровитая Колин Браунинг, но главное, что непременно нужно посмотреть, – это талантливейшая графика Мари Кассат. И подойти к музейным дверям стоит на полчасика раньше шести, потому что открытие Фестиваля в этом году (в каждом году – у другого музея) состоится именно здесь. Открывать торжество будет руководитель отдела культуры мэрии Кэйт Левин. Не исключено, что нагрянет сам мэр.
 
На мостовой множество ребятишек вооружатся цветными мелками и под руководством педагогов академии станут рисовать всё, что подскажут им собственная фантазия и учителя. Впрочем, заниматься таким плодотворным делом  дети с выдумкой и огромнейшим удовольствием будут на протяжении всей Мили. Так что хватайте детей и внуков и – на Музейную Милю! Для любого транспорта Миля и подъезды к ней в эти часы, естественно, будут закрыты.
 
Считанные шаги – и мы у дома новейшего искусства, как называют один из самых славных музеев мира, Музей Соломона Гуггенхайма. Его будто ввинчивающаяся в небо спиральная башня, построенная великим Фрэнком Ллойдом Райтом, и сама по себе – произведение искусства и убедительное подтверждение слов гениального Антонио Гауди, что зодчество есть ритуал служения Богу. «У Гуггенхайма» всегда можно найти что-то более, чем интересное. Завещанная музею коллекция Теннхаузера, о которой «Русский Базар» вам рассказывал, привлекательна чрезвычайно. Экспонироваться будет долго-долго, а вот поразившая всех знатоков фотографии выставка потрясающих автопортретов юной, в 22 покончившей с собой фотохудожницы Франчески Вудман завершится 13 июня. «Платье в горошек», «Будучи ангелом», «И я забыла, как читать музыку»... У вас осталось всего несколько дней, чтобы увидеть эти шедевры.
 
У входа в музей, наверняка, очередище. Но стоять скучно не будет: считать минуты не даст Experimental Bak Sol Band, джаз популярнейший. А чтобы услышать у стен 108-летнего Еврейского Музея знаменитый клезмерский ансамбль Rodrigos Cuban Jewish Stars, придётся пройти пару кварталов к 92 улице. Кстати, по дороге, мимо дворца Карнеги придётся пробежать: Музей Дизайна реставрируется и откроется вновь только в 2014-ом.
 
В Еврейском Музее, расположившемся в подаренном ему роскошном 6-этажном особняке Варбургов (неплохое обыкновение у американцев – дарить музеям дворцы, да и содержать их: государственная дотация практически отсутствует), кроме богатейшего собрания иудейских древностей, здесь выставка по-настоящему интересная, подробно повествующая об одном из крупнейших французских мастеров декоративного искусства Эдуарде Виларе и отнюдь не малочисленных музах, его вдохновлявших. Многое для вас, дорогие читатели, окажется новым.
 
Двинемся в обратном направлении. Уверена, что перед тяжеленными, виртуозным чугунным плетением изукрашенными дверьми Новых Галерей, музея австрийского и немецкого искусства, выстроится, как обычно, длиннющая очередь. Чем порадует нас в этом году Роналд Лодер, владелец музея и собиратель прекрасных и разнообразных его коллекций? Зал Густава Климта незыблем. Его возлюбленная  «Адель», не так давно купленная Лодером за 138 миллионов долларов (цена совершенно неоправданная), сверкая золотой византийской лузгой, всё так же призывно и маняще зовёт в свои объятия, суля все радости любви. Эгон Шиле, Дагоберт Пече, Георг Минке, ювелирные изыски Йозефа Хоффмана... А сейчас выставка изумительная: немецкий фото-ас Генрих Кюн и круг его американских друзей. А друзья-то каковы! Альфред Стиглиц и Эдвард Стайкен. Так что сможете вы изумлённо восхититься такими шедеврами, как выполненные Кюном портреты обоих его друзей, «5 авеню» Стиглица, «Маленькое круглое зеркальце» Стайкена...
 
Метрополитен. Музей, в мире самый крупный – по площадям, по числу экспонатов, богатству, ценности и многообразию разнонаправленных коллекций, по числу сотрудников. Мы с вами бываем там часто, а потому такие экспозиции, как немыслимый диалог разделённых десятилетиями Скиапарелли и Прада на фоне одежд их дизайна; как Дюрер и его окружение; как древнейшее египетское искусство; как обнажённые перед камерой, вам, пусть и ненаглядно, знакомы. А вот сверхсовременная скульптура (если можно это творение назвать скульптурой) Томаса Сарацено, где автор пытался отобразить величие врезающегося в облака нашего города, любителей экзотики может заинтересовать. К тому же, установлен этот монстр на музейной крыше, откуда открывается потрясающий вид на Центральный парк и Манхэттен. Обязательно нужно посмотреть небольшую, но впечатляющую экспозицию картин Тициана, Беллини и Лотто из академии Каррара в итальянском Бергамо и воспевающую дары природы  абстрактную и фигуративную живопись нашего современника Эллсворса Келли. А  красоту и грозные силы природы отразил японский художник XVII века Огата Корин, чьи идеи были приняты японским, а потом и европейским искусством.
 
Итак, остались неохваченными дальние музеи, так что предстоит нам добраться от храмового портала музея Метрополитен на 82 улице до улицы 104-ой. Самое разумное – пройти крохотный квартальчик до Мэдисон авеню и сесть в любой автобус. Минут 10 плюс ещё 5 минут пешком, и мы у Музея города Нью-Йорка, демонстрирующего две любопытные экспозиции, для нас, новобранцев, особенно важные: они открывают нам тайны истории могучего нашего города. У входа в зал, отданный интереснейшей выставке «Капитал капитала», читаем: «Не секрет, Нью-Йорк – город денег и город торговли, и лозунг его – «Деньги делают деньги». История американских банков, их роль в становлении Америки как мощной финансовой и индустриальной державы, появление банка федерального резерва, портреты банкиров, первый банк-небоскрёб... Многого, слишком многого мы не знали, так что не только интересно, но и полезно. Очень.
 
Эль Мюзео дель Барио, музей латинской культуры, именно в день Фестиваля откроет новую выставку, рассказывающую о культуре Карибских островов, удачно брошенных Всевышним на перекрёстке множества морских путей. Здесь и история, и культурные традиции, и творчество нескольких десятков современных художников, этим традициям не изменивших. А перед музеем будет бушевать бэнд знаменитейшего диджея Сторимэна Нормана, так что столпотворения  слушателей не избежать.
 
Музей африканского искусства, новичок Мили, откроется только через год, но в числе участников праздника уже значится. На углу 5 авеню и 110 улицы будет греметь африканский джаз. Из лучших. Вперёд, дорогие друзья! Не забудьте: во  вторник, 12 июня, в 6 часов вечера, в любую погоду начнётся Фестиваль Музейной Мили. Он бывает один раз в год. Не пропустите!

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir