Особенности нынешней иммиграции
Америка
Количество иммигрантов из стран бывшего Советского Союза не уменьшается. Такой вывод можно сделать, проанализировав июньские данные Госдепартамента (Department of State – DOS), уточнённые цифры Бюро переписи населения (United States Census Bureau), а также иммиграционные тенденции последнего десятилетия.
Больше всего желающих навсегда уехать в Соединённые Штаты – в Украине. Далее следуют Узбекистан, Россия, Молдова, Армения, Грузия и Казахстан. Иммиграционные эксперты считают, что из этих семи постсоветских стран в Америку приезжает порядка 70–75 тысяч иммигрантов в год. В этом списке победители грин-карт, иностранные специалисты (рабочая виза H1B), студенты (визы J1 и F1), инвесторы, политические беженцы, родственники граждан США и нелегальные иммигранты, въехавшие по туристической визе. Всех их объединяет одно – желание закрепиться в Америке. Одним это удаётся сразу (победители лотереи, родственники американцев). Другим приходится ждать долгие годы (многие нелегалы ждут реформы, рассчитывают жениться или выйти замуж за гражданина Америки).
Особо подчеркну, что под фразой «70–75 тысяч иммигрантов» я имею в виду только тех людей, кто твёрдо рассчитывает остаться в Америке. Общее же число гостей из семи вышеупомянутых стран – гораздо больше (рядовые туристы, бизнесмены, участники конференций и т. п.).
Здесь открою небольшой секрет. Лично я уже много лет определяю поток иммигрантов (как легальных, так и нелегальных) следующим образом: ежегодное число победителей грин-карт-лотереи из каждой конкретной страны СНГ умножается примерно на четыре. В результате получается цифра, равная количеству реально переехавших а Америку русскоговорящих иностранцев.
Такой подход, по моим наблюдениям, является самым правильным (заранее знаю, что многие со мной не согласятся).
Во-первых, отчёты многочисленных некоммерческих организаций по данному вопросу сильно отличаются друг от друга.
Во-вторых, обнародованные официальными департаментами США цифры (в большинстве случаев с опозданием в 3–4 года), в конце концов подтверждали правильность моей формулы.
Количество победителей в розыгрыше лотереи грин-карт наглядно демонстрирует проамериканские настроения в той или иной стране, отношение местных властей к желающим уехать, осведомлённость местных жителей в вопросах иммиграции, а также степень развитости бизнеса по переезду в США (в Украине, Узбекистане и России с последним этим всё в порядке).
В той же Туркмении, например, при 5-миллионном населении только 94 человека победили в розыгрыше грин-карт на 2013 год (что, впрочем, неудивительно при жёсткой диктатуре и высокой степени изолированности этой страны от остального мира).
Если говорить об особенностях новых русскоязычных иммигрантов ближайшего десятилетия, то следует остановиться на пяти важных аспектах.
Во-первых, иммиграция сильно помолодела. Ещё в 80-е годы среднестатистический возраст выходцев из Советского Союза составлял 48 лет. Это были в основном люди, окончательно определившиеся с профессиональной деятельностью, состоящие в браке, с взрослыми детьми и родителями пенсионного возраста.
Сегодня возраст «нашего» иммигранта, согласно последней переписи населения, составляет около 33 лет. Из той же Украины, России и Белоруссии в массовом порядке бегут 19–20-летние студенты, 23-летние выпускники ВУЗов и 27–28-летние кандидаты наук. Этим людям проще въехать в США не только благодаря многочисленным программам для молодёжи, но и благодаря хорошему знанию компьютерных технологий и английского языка.
Ни для кого не секрет, что сегодня сотрудники консульств (наряду с иммиграционными чиновниками и политиками) отдают предпочтение иностранцам с «высокотехнологическим мышлением».
Второй особенностью «нашей» иммиграции является выбор города проживания.
Ещё четверть века назад 9 из 10 иммигрантов выбирали пунктом назначения Нью-Йорк (Брайтон-Бич, Бруклин). Сегодня вновь прибывшие отправляются в Аризону, Неваду, Иллинойс, штат Вашингтон, Техас, Вирджинию и даже в центрально-южные и центрально-северные штаты. Калифорния же и Нью-Йорк стремительно теряют статус «главных русскоязычных общин Америки».
Это объясняется прежде всего желанием иммигрантов быстрее ассимилироваться в Соединённых Штатах. «В XX веке выросшие в СССР люди хотели жить в Америке, поколение иммигрантов XXI века мечтают стать американцами», - заметил один из посетителей интернет-форума.
На мой взгляд, очень правильное наблюдение.
Особенность номер три: благодаря интернету, новые иммигранты прекрасно знают обо всех негативных сторонах переезда.
Многие «русскоязычные старожилы» даже не представляют, сколько информации на русском языке содержится на форумах, которые регулярно посещают миллионы потенциальных жителей США. Трудоустройство, юридические услуги, поиск жилья, налоговые вопросы – ответ можно найти на любой вопрос. Причём владеющие информацией люди безвозмездно делятся ею с остальными.
Так что нет ничего удивительного в том, что 19-летние студенты-джейванщики знают некоторые иммиграционные законы не хуже адвокатов, как и тонкости оформления жилья в аренду - не хуже лендлордов.
В Штаты стали въезжать хорошо подкованные по всем вопросам люди. И это радует. Сегодня уже вряд ли возможно, чтобы какой-то студент-джейванщик согласился «купить грин-карту за $5 тысяч» через подвозившего его из аэропорта специалиста.
В-четвёртых, иммиграция из постсоветских стран стала тяжело работающей. Ни для кого не секрет, что ещё 15–20 лет назад молодые и здоровые иммигранты могли сидеть на государственных пособиях сколько душе угодно. И многие из них делают это до сих пор. Сегодняшние иммигранты – это в первую очередь налогоплательщики.
Лично меня очень радует, что некоммерческая сфера (nonprofit), которая только нью-йоркскому бюджету обходится в десятки миллиардов долларов ежегодно, новых иммигрантов не привлекает. На это есть две причины.
Первая – коалиций, ассоциаций, центров так много, что создание ещё одной некоммерческой организации будет выглядеть нелепо и бессмысленно.
Вторая – «наши» иммигранты хотят говорить на английском языке в силу своего интеллекта, молодости, жизненных устремлений.
Пятая особенность новой волны – присутствие у нынешних иммигрантов духа капитализма.
Въезжающие сегодня в Америку люди прожили на постсоветском пространстве 20 лет. Они уже далеки от идеалов той коммунистической системы, которая работала с 1917 по 1991 годы. Большинство иммигрантов прекрасно знает, что такое частное предпринимательство.
Один владелец небольшого продуктового магазина, живущий в Америке больше тридцати лет, честно мне признался:
«Я боюсь сегодняшних иммигрантов из СНГ. Молодые, дерзкие, с опытом работы в бизнесе, они быстро осваиваются в окружающей среде. Они 2–3 месяца работают в магазинах на чёрных работах, а потом открывают свои. С ними трудно конкурировать...»
В заключение затрону ещё одну болезненную тему.
В интернете мне очень часто попадаются форумы, где обсуждается важность той или иной волны «русскоязычной» иммиграции. Причём невероятно распространено мнение о том, что «раньше в Америку приезжали настоящие таланты и гении международного значения, а сейчас непонятно кто».
Конечно, личностей вроде Сикорского, Рахманинова, Набокова, Бродского и Довлатова среди иммигрантов, планирующих въехать в Соединённые Штаты в ближайшие 5–10 лет, может и не быть. Однако если взять 100% «наших» иммигрантов 80-х, 90-х, нулевых и 10-х годов, то последняя категория, вне всякого сомнения, является самой перспективной с точки зрения обустройства жизни в США.
Они уже не хотят быть «частью русскоязычной общины» - они видят себя частью великой Америки.
comments (Total: 12)
Пусть на Родине горбатятся лохи- а вы- вернетесь, когда все будет сделано снова чужими руками - пожинать плоды ?
У себя вы были людьми, а сейчас- 10-й сорт- практически брак (- и предатели !
мне например кажтся,что имиграция 80х показала нам приехавшим в 90е,как не надо делать. Не надо например садиться на велфер,потому что мы видели как деградируют люди сидящие на пособиях. Мы имигранты 90х проложили дорогу следующим поколениям имигрантов. Это мы ходили на интервью по "N' раз.Это нас с трудом брали на работу даже в Macy's на $ 5.25. Наши женщины с хорошим образованием и даже с английским вынуждены были работать хомотендент.
Следующее покаление 2000 уже шло по нашим стопам и им уже намного легче было устроиться на более-меннее приличное место,потому что уже не боялись брать на работу русских с плохим английским. А сегодня уже слыша мой акцент американцы говорят по русски "как дела" и на мой вопрос откуда знаешь русский говорят "У меня русский босс"))