ЭкспансиЯ или интеграциЯ?
Транснациональные корпорации с момента их возникновения всегда считались инструментом империалистической экспансии, орудием покорения и безжалостной эксплуатации слабых народов, чуть ли не главной причиной их отсталости и нищеты. Иное дело, что существование таких корпораций одними одобрялось и поощрялось, другими - осуждалось. Суть от этого не менялась, оставалась прежней: богатые бизнесмены развитых стран, объединившись, стремились заполучить в так называемом «третьем мире» дешевые природные ресурсы, почти бесплатную рабочую силу и баснословные прибыли. Так продолжалось десятилетия. Однако в последние годы ситуация претерпела крутые перемены. Не все в мире это заметили, а многие и не пожелали замечать.
На днях журнал «ЮэСНьюс» опубликовал статью Джеймса Петокукиса, целиком посвященную нынешним целям транснациональных корпораций. Основой статьи стало интервью одного из топ-менеджеров всемирно известной компании IBM Сэмюэля Паллисано. Как принято у большинства американских журналистов, автор публикации своего мнения не высказывает, собственных оценок не дает. Вот Паллисано заявил то-то и то-то, а другие столь же авторитетные лица подтвердили, уточнили, возразили. Что ж, мы тоже готовы ознакомить читателей с суждениями экспертов, а потом попытаемся высказанное проанализировать.
Первое, а может быть, и самое главное из того, что заявил интервьюеру Сэмюэль Паллисано, сводится к следующему. Эра транснациональных и трансконтинентальных корпораций, в число которых входит и IBM, завершена. Но это не угасание корпораций, а их эволюция, и теперь они по праву могут называться интеграционными предпринимательскими компаниями. У них иная структура и иные формы деятельности. Весь сложный процесс зарождения, производства и реализации продукта или оказания услуг теперь сосредоточен не в одном месте, он распределяется на обширных пространствах разных регионов планеты.
Перемены продиктованы глобализацией экономики. От доброй или злой воли самих корпораций мало что зависит. Действовать приходится в соответствии с новыми обстоятельствами. Всего четверть века назад корпорация «Проктор энд Гэмбл» могла похвастаться, что «несет в зарубежные страны кусочек Цинциннати». Сегодня подобная позиция обрекает бизнес на полный провал. Прежние транснациональные корпорации ставили своей целью создание зарубежных рынков для сбыта своих товаров и услуг, рассматривая местное население только как потребителя. Интеграционное предпринимательство стремится развивать потенциал местной экономики, помогает создавать местные кадры специалистов и широко использует их в научных исследованиях, конструкторских работах, на всех стадиях производства товаров и услуг. Один из экспертов, Давид Керли, утверждает: «Мы действуем в условиях глобальной экономики и потому вынуждены искать не столько дешевую рабочую силу, сколько новые таланты, где бы они ни проживали».
Ряд экспертов выражают решительное несогласие с антиглобалистами и их адвокатами, с политиками, которые одержимы идеями протекционизма и изоляционализма. По их мнению, нет никаких оснований оправдывать многочисленные вебсайты, где Индию, Китай, другие развивающиеся страны обвиняют в том, что они якобы плодят непредсказуемые рынки и опасно обостряют конкуренцию. Отрицать новую модель международного предпринимательства, отказывать ей в доверии недопустимо. Это приведет к хаосу в мировой экономической системе.
«К сожалению, констатируют эксперты, население нередко поддается пропаганде и выбирает таких лидеров, которые склонны строго регулировать производство, торговлю, распределение трудовых ресурсов. Ущерб наносится не только бизнесу. В массах появляется тяга к экстремальным формам национализма, ксенофобии, к дремучему консерватизму». Свежими примерами могут служить сегодня Россия, Венесуэла, Боливия, где в жертву политическим амбициям и псевдопатриотизму приносятся долговременные экономические и социальные нужды стран, их населения.
Случается, от толпы достается и лидерам. Недавно около 70 тысяч демонстрантов вышли на улицы городов Кореи с протестом против подписанного договора с США о свободной торговле. Лозунг обычный: «Долой американский неоколониализм!» Вряд ли эти люди страстно хотят отказаться от нынешнего благополучия и разделить судьбу соплеменников из нищей Северной Кореи, где нет ни иностранных, ни собственных производственных и коммерческих компаний. Неужели настолько привлекательно жить в полном отрыве от всего остального мира? Нет, скорей всего, так проявляют себя рудименты, атавизмы, инстинкты далекого прошлого – деление народов на своих и чужих, агрессивность, порожденная страхом перед не до конца понятным, а значит, враждебным. Чем дальше продвинулось общество по пути демократии, устойчивой толерантности, прагматичных деловых отношений, тем слабее дают себя знать рудименты. И наоборот.
Компании мирового масштаба вкладывают в экономику развивающихся государств немалые средства. Тот же IBM в потенциал индийского Бангалора инвестировал 6 миллиардов долларов на создание новых, более совершенных телекоммуникаций и исследовательских лабораторий. В ближайшие три года корпорация планирует потратить не менее 40 миллионов долларов в России, где появятся современные лаборатории и центры инноваций. Штат сотрудников составят российские граждане. Не отстает от коллег и компания «Дженерал Электрик», открывшая в индийском Бангалоре и китайском Шанхае ряд научных и конструкторских центров. Представитель компании откровенен: «Мы рассматриваем бурно развивающиеся страны как широчайшие возможности для нашей успешной деятельности. Чтобы правильно играть на глобальном поле, надо обязательно глубоко знать местные культурные традиции и язык. Нет никакого смысла возить туда и обратно американских специалистов. Проще и плодотворнее готовить квалифицированные кадры на месте».
Транснациональные компании, конечно, стараются излишне не раздражать коренное население своим присутствием. Некоторые прибегают к маленькой и довольно наивной хитрости – меняют название. Так, знаменитая «Бритиш Петролеум» свои дочерние фирмы за рубежом переименовала в «Бейонд Петролеум». Американская корпорация «Уол-Март» тоже собирается присутствовать за рубежом под другим именем. Сомнительно, что таким способом можно завоевать симпатии тех, кто ненавидит богатых, пусть и щедрых, иноземцев, какими бы именами они себя ни называли. С другой стороны, известно, что на Ближнем и Дальнем Востоке, в Латинской Америке, в Африке появление транснациональных компаний новой формации значительная часть населения воспринимает как благо или, на худой конец, как норму.
Тот факт, что крупные корпорации западных стран во многом способствуют экономическому и социальному развитию многих регионов планеты, сомнений не вызывает. Но не ущемляет ли это интересов самого Запада? Уплывают в дальние края рабочие места, теряется прежде неоспоримое первенство в создании новых технологий, сокращаются инвестиции в национальную экономику, растет зависимость от поставок зарубежных товаров. Все так. Только доля этих потерь в общих объемах национального продукта, скажем, Соединенных Штатов, Великобритании или Германии, ничтожна. Даже на уровень безработицы эти потери влияют не очень значительно.
Гораздо важнее другое. Трудно не согласиться с экспертами, чье мнение излагается в статье Джеймса Петокукиса: модернизированные транснациональные корпорации наводят мосты между народами, притормаживают процесс милитаризации мирового сообщества. Одно это дорогого стоит. Никто, конечно, не сомневается в том, что западные компании отнюдь не одержимы идеями благотворительности. За рубежом они по-прежнему ищут источники дополнительной прибыли, тогда как немалое число фирм национального масштаба больше обеспокоено вероятностью убытков. В целом же складывается ситуация, близкая к оптимальной, государства и весь мир остаются в выигрыше. Китай поставляет в США массу дешевых товаров очень широкого ассортимента. Наверное, кто-то из американских бизнесменов по этой причине испытывает определенные трудности. Зато американский потребитель доволен – выбор товаров большой, цены доступные.
Достигнутые мировые объемы производства и сложившаяся рыночная конъюнктура способны удовлетворить материальные потребности человечества, включая даже несчастное население Африканского континента. Пирог достаточно пышный, и он продолжает расти, каждому может хватить по куску. Есть в этом заслуга и транснациональных корпораций. Не обязательно западных. В последние годы такие корпорации появились в Азии, в частности, в Индии. Все они дают дополнительный стимул прогрессу.
Вместе с тем ясно, что их усилия будут сведены к нулю, если идеологические позывы и псевдопатриотизм в ряде стран одержат верх над здравым смыслом. Подчиняясь своим естественным законам, мир движется к единству. Однако на этом пути не раз случались крупные и длительные сбои. Почти всегда виной тому был пресловутый человеческий фактор. Иными словами, волевые решения самоуверенных властных структур, якобы точно знающих самый правильный вектор мирового развития. Начинается с отчаянных криков о посягательстве чужаков на государственный суверенитет, о необходимости решительно защитить честь и достоинство нации, вековые традиции и обряды. Этот недуг – заразный. Тут же сбиваются враждующие друг с другом блоки, сыплются взаимные упреки и угрозы. А кончиться может тем, что на передовых рубежах вместо транснациональных корпораций появятся транснациональные воинские соединения.