А замок-то ржавый
Мне уже приходилось писать о том, что эксперты, критикующие политику «закручивания гаек» в вопросах иммиграции, в частности, возведения на американо-мексиканской границе заградительных сооружений, обращают внимание общественности на растущую угрозу усиления коррупции в рядах тех, кому поручено оберегать рубежи родины. Эти предупреждения следует воспринимать очень серьезно: фактов сотрудничества подкупленных пограничников и сотрудников правоохранительных органов с контрабандистами, а также теми, кто переправляет нелегалов на американскую территорию, становится все больше.
Не станем перечислять все последние случаи, связанные с возбуждением уголовных дел против коррумпированных людей в форме. Укажем лишь некоторые, весьма показательные. Так, в прошлом месяце были арестованы два офицера пограничной службы, работавших на одном из контрольно-пропускных пунктов. За 200 тыс. долларов каждому они согласились отпустить задержанных мексиканских нелегалов, а также их проводников («койотов»). Несколько ранее пустились в бега двое пограничников, кстати, родных братьев, которые брали взятки, закрывая глаза на переход нелегалами американской границы. Следствие считает, что они могли скрыться на территории нашего южного соседа.
Надо сказать, что в прошлом меры, направленные на ужесточение охраны американо-мексиканской границы тоже сопровождались усилением коррупции на тех ее участках, которые становились относительно труднопроходимыми. Да, часть контрабандистов и «койотов» вынуждены были менять свои проторенные маршруты, другие действовали проще - подкупом.
По мнению экспертов, росту взяточничества среди пограничников и сотрудников правоохранительных органов способствуют сегодня два основных фактора.
Первый – увеличение численности пограничной охраны. Конгресс намерен выделить дополнительные средства на удвоение нынешних рядов U.S. Border Patrol. Казалось бы, этому следовало только радоваться: больше людей в форме, меньше у преступников и нелегалов шансов пробраться на американскую территорию. Так-то оно так, вот только отбор будущих стражей отечественных рубежей грешит множеством изъянов. Да еще каких!
Газета «Вашингтон пост» приводит показательный пример ротозейства наших спецслужб. Столичное издание рассказывает о случае с бывшим пограничником Оскаром Ортизом, переправившим на территорию США более 100 мексиканских нелегалов. В ходе следствия выяснилось, что г-н Ортиз... сам был нелегалом из этой же страны, а на службу в U.S. Border Patrol его взяли благодаря поддельным документам. Именно благодаря липовым «корочкам» Ортиз стал гражданином США. «Вашингтон пост» указывает, что в подавляющем большинстве американских силовых структур потенциальные сотрудники проходят проверку на детекторе лжи. Пограничная служба – исключение из правил. Трудно сказать, почему. Ведь соблазнов у пограничников куда больше, чем у рядовых полицейских. Эксперты считают, что настало время ужесточить стандарты отбора в U.S. Border Patrol, и не брать всех без разбора на столь ответственную работу. Мысль верная, вот только захотят ли ее поддержать в верхах? По словам Кристи Клеменс, помощника главы U.S. Customs and Border Protection, отбор в погранвойска проводится самым тщательным образом: из 30 поданных заявлений удовлетворяется одно. Но ведь этим одним может быть Оскар Ортиз и другие «темные личности», которых, как можно понять из слов миссис Клеменс, тестировать на детекторе лжи пока не собираются.
Второй фактор, способствующий коррупции, о котором я уже говорил выше - это необходимость контрабандистов и «койотов» приспосабливаться к более жесткому пограничному режиму. На практике это означает поиск среди американцев лиц, готовых за солидное вознаграждение сотрудничать с ними. И такие люди находятся, что неудивительно, учитывая, в общем-то, скромное жалование пограничников и рядовых сотрудников правоохранительных органов. Впрочем, и те, кто зарабатывает больше, также не всегда способны устоять перед искушением.
В прошлом году, например, в Техасе были предъявлены обвинения сразу 10 федеральным агентам, вступившим в преступный сговор с мексиканскими наркоторговцами и «койотами». В ходе крупной операции федеральной генпрокуратурой в Аризоне были арестованы 17 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов за помощь контрабандистам в перевозке поддельных лекарств на американскую территорию. Всем им полагались крупные суммы денег...
В своем интервью «Вашингтон пост» г-жа Клеменс подчеркнула, что, несмотря на ставшие широкоизвестными факты коррупции, в ее ведомстве не считают, что ситуация ухудшается. «Случаев взяточничества больше не стало, - говорит она, - 22 инцидента в 2004 году, 21 в прошлом году».
Другое мнение у руководства профсоюза пограничников. В National Border Patrol Council утверждают, что официальная статистика не отражает реальной картины, связанной с коррупцией. На самом деле случаев взяточничества намного больше. Просто сотрудников Border Patrol, утверждает Т. Дж. Боннер, глава профсоюза, строго-настрого предупреждают: держите язык за зубами и не вмешивайтесь, куда не положено. Отсюда, считает он, резкое ухудшение морального климата среди пограничников и сотрудников Customs and Border Protection.
Очевидно, что простое наращивание пограничных сил вряд ли сдержит нелегальную иммиграцию. Наоборот, служба на границе может превратиться в дополнительный источник обогащения для тех, от кого будет зависеть: быть границе на замке или нет. И замочек этот сможет открываться всякий раз, когда его хорошо подмажут. А заборы с колючей проволокой и камерами слежения вкупе с заграждениями для автомобильного транспорта станут служить в качестве пугала для тех нелегалов, кто решится пробираться в США на свой страх и риск.