мининебоскреб Gainsborough Studios

Нью-Йорк
№30 (536)

Со мною часто так бывает - прохожу мимо чего-то много раз, не выделяя его из общего ряда, но вдруг неожиданно что-то произойдет с настроением или мировосприятием, как-то изменится освещение, нахмурится или прояснится небо, дунет ветерок в лицо, запахнет фиалками и т.п. - и я внезапно увижу то, чего раньше не замечал.
Именно так случилось со мной несколько дней назад в Манхэттене. Шел я по северной стороне улицы Central Park South между Седьмой авеню и Бродвеем, где до этого бывал почти ежедневно в течение трех лет, когда работал в американском Музее естественной истории, и вдруг увидел великолепное старое здание, на которое наверняка не раз бросал равнодушный взгляд. Но в тот день оно вроде бы ни с того ни с сего привлекло мое внимание. Я заметил над его красиво, даже изысканно оформленным входом замечательно исполненный белокаменный бюст какого-то человека (чего раньше в упор не замечал). Да и сам мини-небоскреб показался мне очень оригинальным и привлекательным, особенно на фоне довольно простецких вплотную стоящих соседей. Подойдя ближе, я смог на фризе прочитать название - Gainsborough Studios. Поразительное дело! - Как же я этого раньше не видел?!
Дом с таким названием меня явно заинтриговал. Волей-неволей подумалось, что над входом в Gainsborough Studios установлен бюст Томаса Гейнсборо - одного из самых выдающихся английских художников XVIII столетия. Ну а дальше уже легко можно было предположить, что здесь, вероятно, находились (у здания явно солидный возраст) или находятся студии живописцев и скульпторов.
Все это было особенно интересным и неожиданным для меня по той простой причине - совсем недавно я имел возможность увидеть Schomberg House - дом, расположенный в центре Лондона на улице Пэл Мэл № 82, в котором жил и работал Томас Гейнсборо последние 14 лет своей жизни. Глядя на поддерживаемый атлантами балкончик над входом в этот дом, на барельеф с изображением Музы, держащей в руках палитру, на круглую мемориальную табличку с именем художника, я пытался представить себе, как жили люди в Англии середины XVIII века. Помогло в этом недавнее посещение лондонской Национальной галереи, где я имел возможность увидеть подлинные шедевры Томаса Гейнсборо, из которых более всего мне понравился портрет семьи Эндрюс. Это ранняя работа художника. Картина была написана в 1748 году - после возвращения Гейнсборо из Лондона в отчий дом в Садбери. Он запечатлел своего друга Роберта Эндрюса вскоре после его женитьбы на Франсез Картер. Молодые люди изображены на фоне их охотничьих угодий, что соответствует вошедшему тогда в моду обычаю писать жанровые сценки вне помещений - на фоне живой природы. Изображение ландшафта позволило Гейнсборо продемонстрировать свое искусство живописца, способность запечатлеть на холсте переменчивость британской погоды.
Роберт в треугольной шляпе с нейтральным выражением лица стоит с ружьем под мышкой, а его молодая жена, в платье с очень широкой юбкой, сидит на скамейке. Выражение лица у нее явно злое. Руки сложены на коленях, но не дописаны художником и похожи на какие-то культяпки. Искусствоведы до сих пор бьются над этой загадкой. Одни считают, что Гейнсборо собирался изобразить там подстреленного ее мужем фазана, но почему-то передумал, другие - что он оставил место для изображение их будущего ребенка, и это разозлило Франсез. Да и ее платье, по-моему, совершенно не подходило для охоты и наверняка создавало ей массу неудобств, что тоже не способствовало хорошему настроению.
Между прочим у Гейнсборо есть и другие неоконченные работы. Например, находящийся в той же галерее портрет его дочерей с кошечкой, обозначенной только нечеткими контурами. Может, он так забавлялся?
Однако вернемся в Манхэттен к дому, расположенному по адресу 222 Central Park South. Этот стройный, будто устремленный ввысь 16-этажный билдинг был возведен в 1905 году по проекту архитектора Чарлза Бакхэма - в интернациональном стиле. Один из лучших в городе многоквартирных жилых домов появился у юго-западного края Центрального парка через пару лет после того, как несколько подобных зданий было построено на Вест 67-й улице. Не стоит заблуждаться относительно его названия - Gainsborough Studios: в доме нет студий, в смысле маленьких квартирок для студентов и небогатых людей.
Здание было специально спроектировано по заказу группы художников и скульпторов во главе с Огэстом Франценом. После завершения строительства они разместили в нем свои студии и жилые комнаты. А само здание, как я и предполагал, было названо в честь Томаса Гейнсборо.
Сам Огэст Францен родился в Швеции в 1859 году, но известен, как американский художник, уделявший много внимания портретной живописи. Он, в частности, написал портрет президента Уильяма Тафта. Работы художника имеются в экспозициях многих музеев, в том числе в нью-йоркском Метрополитен и в Национальной Академии искусств в Стокгольме. Францен много лет прожил в Гейнсборо-студиос.
Окруженный фризом с барельефами на аллегорические сюжеты, бюст Томаса Гейнсборо был создан скульптором Изадором Конти. Он родился в Вене в 1862 году. В тридцатилетнем возрасте Конти поселился в Нью-Йорке и прожил в этом городе до самой смерти. Он работал в классическом стиле Beaux Arts, дружил со многими своими выдающимися современниками. Знаменитый американский скульптор Пол Меншип, автор известной всем ньюйоркцам огромной фигуры Прометея из позолоченной бронзы, установленной в самом сердце Рокфеллер-центра, начинал свою карьеру в качестве ассистента в его студии.
На фасаде Gainsborough Studios доминируют огромные, на два этажа, окна, каждое из которых в центре имеет некое подобие маленького оригинального, с фронтоном наверху дверного проема, закрытого решеткой фигурной кирпичной кладки. Раньше там ещё были полукруглые, из кованого железа, декоративные балкончики, но позднее их убрали.
Устремленность ввысь этого относительно невысокого здания подчеркивают три вертикальные полосы из красного кирпича - по краям фасада и его центру. На уровне двух верхних этажей все они переходят в выложенные цветной керамической плиткой яркие орнаментальные панно. Линия крыши выделена волнистой лепной полосой, фестоны которой являют собой половинки двустворчатой раковины морского гребешка - частого мотива различных архитектурных украшений.
Кстати, над головой скульптурного портрета Гейнсборо, установленного на краю специально устроенной небольшой ниши, верх которой поддерживается двумя миниатюрными колоннами коринфского ордера, тоже находится стилизованное изображение раковины. Под бюстом художника помещена палитра с кистями. Все эти детали, по замыслу строителей, должны были подчеркнуть мысль о том, что здание было задумано как жилище и место работы художников и скульпторов. В1988 году оно было признано городской достопримечательностью и внесено в реестр исторических памятников.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir