ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД

Факты. События. Комментарии
№29 (535)

Светлана Ганнушкина живет в Армянском переулке. Гуляя по нему с внуком, увидела у постпредства Армянской ССР странных людей. Беженцы! Тогда это был шок. В Советском Союзе - беженцы!? На следующий день в своем институте Светлана стала собирать деньги и вещи. Нынче она возглавляет комитет «Гражданское содействие».
Лидия Графова работала в знаменитой «Литературной газете», написала первые кричащие очерки о беженцах и переселенцах, превратила «ЛГ» в импровизированный штаб помощи. Сейчас она возглавляет Исполком переселенческих организаций.
Наверно, надо напомнить о том времени. Тем более наконец-то под угрозой демографического кризиса власть спохватилась - президент Путин наметил программу приема мигрантов. А тогда они сами -миллионами (!) - поехали в Россию, поверив обещанию Ельцина всех принять и устроить. Надеюсь, они сегодня поверят Путину. Но прежний опыт был горький. Переселенцы оказались здесь никому не нужны. Более того - зачастую сталкивались с враждебным отношением и местной власти, и местного населения. Я видел русских людей, которые, бежав от войн и насилия на историческую Родину, жили в свинарниках и коровниках. Видел семью переселенцев из десяти человек, которую местные начальники решили выселить просто потому, что власть сменилась и этот дом власти зачем-то понадобился. Видел переселенцев, у которых местные люди, но опять-таки по наущению местных властей, накануне уборки сожгли и изломали комбайны. Видел русских людей, жертв первых дней первой чеченской войны, которым наши чиновники говорили: «Поезжайте в свою Чечню, найдите командира части, который разбомбил ваш дом, возьмите у него справку, что это его войска уничтожили ваш дом, и тогда мы признаем вас вынужденными переселенцами». Видел русских людей, которые своих первых детей, рожденных на исторической Родине, хоронили без документов в стылом лесу за вагончиками. Потому что ни они сами, ни их поселок из вагончиков по документам в России не числились.
Тогдашние мои передачи на ТВ и статьи - всего лишь журналистская работа, ты - человек сторонний, приехал и уехал. А вот заниматься конкретной помощью - это невозможно было представить. Попробуйте защитить, разобраться с делами хотя бы одного человека, униженного и оскорбленного местной властью. Жизнь положить придется! Горе и отчаяние многих людей пропустить через свое сердце и душу.
Светлана Ганнушкина и Лидия Графова помогают этим людям уже 15 лет! Это невозможно, непосильно для человека. Поэтому я без всякого пафоса, а вполне обыденно считаю их святыми - потому что только святость может дать такие силы.
Светлана Ганнушкина и Лидия Графова, с которыми я имею честь быть знакомым, и есть русская интеллигенция. В высшем ее проявлении.
Эта духовная традиция идет от народников, с 60-х годов XIX века, когда интеллигенты, чтобы хоть малыми делами облегчить участь народа, пошли в народ. Это было святое движение, порожденное чувством вины за то, что живут, не зная сохи. Вот и узнавали. Пахали и сеяли. Учили.
Но народ не понял их и не принял - все равно считал господами. В лучшем случае говорил: чудной барин... Это с одной стороны. С другой - народническую фразеологию подхватили болтуны и начетчики. А с третьей - разочарование в реформах Александра II, обманутые надежды, разочарование в народе и хождении в народ обернулось террором желябовской “Народной воли”.
Однако народничество не кончилось, оно стало духовным стержнем русской интеллигенции. Это миссия и судьба.
Над всем, что здесь написано, можно иронизировать, что всегда делалось и делается. И сам, грешный, этим занимался, и даже составил маленький толковый словарь: «Интеллигенция - небольшая часть населения, которая считает, что она болеет за народ». «Народ - основная часть населения, которая знать не знает, что интеллигенция за нее болеет». Можно добавить - и не нуждается в этом. Если и нуждается, то не испытывает благодарности. Можно даже сказать, что интеллигенция - вечный добровольный слуга у неблагодарного хозяина. Но никакая ирония и самоирония сути не меняет. Интеллигенция делала и делает то, что она делает, не славы и благодарности ради, а по велению души. Мощная духовная традиция российской истории и жизни.
И я бы не стал напоминать здесь о прописных истинах, если бы не дискуссия в «Известиях» о месте интеллигенции в современном мире. Как говорится, художника может обидеть каждый. То же самое и с интеллигенцией. Нет ничего приятнее для работников умственного труда, нежели глумление над интеллигенцией, а то и кокетливый отказ считать себя интеллигентом. А впрочем, может и не кокетство? Действительно, не интеллигент...
Начну со статьи критика и философа Александра Секацкого «Интеллигенция и материя» (6/30/06). Язвительная, саркастическая, с выделением курсивом слов «совесть нации». От иронии и сарказма автор переходит к задачам интеллигенции: «Производство идеологических составляющих власти... Выработка идей вдохновенной имперской государственности».
Все понятно, да?
Ему вторит издательский работник Александр Власов в статье «Интеллигенция и дело» (07/07/2006): «Почему нынешняя власть не советуется с интеллигенцией о стратегии развития? ...Да и что может посоветовать интеллигенция? ...Интеллигенты всегда будут демонстрировать картину «два интеллигента - три мнения». Спор ради спора. Кухня 70-х...»
Насчет «посоветовать» сразу скажу: наша интеллигенция, прежде всего Светлана Ганнушкина, Лидия Графова, их единомышленники, в течение 15 лет (!) убеждала власть, что переселенцы - благо для России. Во всех смыслах. И как демографический источник, и как новый трудовой ресурс, и как население с другим, интересным опытом жизни и работы. И только сейчас, кажется, дошло - президент Путин объявил программу помощи переселенцам. Посмотрим, что из нее выйдет. Но - 15 лет!!! Сколько судеб искалечено, сколько надежд погублено, сколько русских людей в ближнем зарубежье отвернулось от России, считая ее мачехой! Скажите теперь, господин Власов, кто здесь более деструктивен - интеллигенция или власть? И кому и что советовать? К кому прислушиваться?
Александр Власов прямо отвечает: «Я не отношу себя к интеллигенции. Принцип оппозиционности любой власти мне чужд. Мне импонируют способ мышления и образ действий нынешнего президента».
Удивительное совпадение! В тех же номерах «Известий», в статье «Партия суверенной демократии» уже прямо говорится, что Путин, партия «Единая Россия», народ и государство - близнецы-братья. Единое целое. Единая Россия.
Идет все та же подмена понятий «общество», «власть», «государство».
Так и вбили в массовое сознание, что интеллигенция - всегда в оппозиции к государству. Да ничего подобного!
Интеллигенцию врагом государства объявили чиновники, которые испокон веков приватизируют государство. Внушали народу, что чиновники, власть и государство - это суть одно и то же, и покушение на их власть - значит покушение на государство.
А интеллигенция всегда пыталась и пытается растолковать народу, что власть бывает разная, а государство - вечно, государство - это мы, государство не стоит над народом, а служит народу как инструмент построения и поддержания цивилизованной жизни. И власть с ее чиновниками - всего лишь наемные служащие, получающие зарплату из наших денег, наших налогов. И свинцовые мерзости властного чиновничества сведутся к минимуму только тогда, когда народ осознает эти простые истины, создаст гражданское общество и возьмет государственный аппарат под жесткий контроль. Как и положено хозяину обходиться с наемными работниками.
Кому ж это всё понравится!?
Вот почему интеллигенцию одновременно стараются и объявить врагом государства, и прикормить, и поставить в услужение власти, и опорочить в глазах народа. Но почему-то никогда не получалось и до сих пор не получается.
г. Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir