Формула пенальти

Спорт
№28 (534)

Если говорить о том, чем запомнится только что завершившийся чемпионат мира по футболу, первым приходит в голову невероятное количество пенальти, пробитых на немецких стадионах. Позже статистики футбола посчитают, сколько матчей завершилось послематчевыми одиннадцатиметровыми ударами, сравнят это число с данными предыдущих чемпионатов, сделают подробный анализ. Пока же кажется, что на этот раз их было слишком много.
Пенальти – это всегда шок для всех – болельщиков, тренеров, игроков. Чтобы понять чувства первых, достаточно взглянуть на трибуны, где в этот момент волнами выплескиваются безбрежное счастье и неподдельное горе; на лица тренеров вообще лучше не глядеть. “Это для вас весело, когда бьют пенальти. А для нас, тренеров, это тяжкое испытание,” – признался не выдержавший подобного испытания и ушедший в раздевалку перед началом серии пенальти с участием его команды Олег Блохин.
Насчет нас он явно погорячился - какое уж тут веселье! А участвующие в этом аутодафе игроки? Хорошо, если забил, а если промазал или не сумел обмануть вратаря? Тут и до инфаркта недалеко. Особенно если твой единственный промах свел на нет усилия всей команды, поклявшейся победить или “умереть всем вместе”, и лишил ее, как это было в финальном матче, вожделенного звания чемпиона мира.
А теперь послушаем человека, стоящего в воротах. “Я не смотрел, когда Тотти бил пенальти во время встречи с Австралией, - рассказывал вратарь итальянской сборной Джанлуиджи Буффон. - Если в матче с Украиной дойдет до серии пенальти, я не буду смотреть на то, как их будут пробивать мои коллеги из команды. Это вызовет у меня слишком много эмоций”.
Нервы, нервы. Как с той, так и с другой стороны. Самые известные звезды футбола, от Марадоны до Бэкхема, терпели неудачи в пробивании пенальти. Кто мог подумать, что они окажутся настолько решающими и такими непредсказуемыми, когда в 1970 году их впервые предложил проводить немецкий рефери Карл Валд? Вспомним - результаты трех четвертьфинальных и финального матчей Кубка мира этого года были определены по пенальти.
И еще. Англия, встретившись с Португалией, пропустила три мяча и отправилась домой. Это был пятый раз, когда британская футбольная дружина проиграла международное соревнование с одиннадцатиметровой отметки. Может быть, поэтому именно английские ученые в Ливерпульском университете Джона Мурса решили составить формулу, как они говорят, отличного пенальти.
Для этого они подробнейшим образом изучили видеозаписи каждого пенальти с участием национальной сборной с 1962 года. При этом учитывались следующие факторы: положение ноги футболиста в момент удара, число шагов, которое он делает до удара по мячу и скорость мяча, когда забивается гол.
“Полученная нами формула говорит игрокам: “Пенальти - это не лотерея”. И если после вашего удара мяч попадает в ворота, значит вы усвоили формулу правильно”, - говорит ее автор математик Дэвид Льюис.
Он утверждает, что в идеале для разбега перед ударом по мячу нужно сделать от четырех до шести шагов. Таким образом игроку легче набрать нужную скорость, которая должна равняться приблизительно 82 - 95 футам в секунду. Если вы будуте разбегаться быстрее, чем 98 футов в секунду (67 миль в час), шанс промахнуться возрастет, поскольку удар при этом теряет необходимую точность.
“Нужно бить внутренней частью ботинка (“щечкой”), - говорит Льюис, отмечая, что 75 процентов всех выигранных ударов делаются именно таким образом. - Удар по мячу верхней частью бутцы уменьшает вероятность попадания в ворота на 25 процентов”.
То, что наука может принести игрокам непосредственную пользу, продемонстрировал в четвертьфинальном матче с Аргентиной, который немцы выиграли по пенальти, голкипер сборной Германии Йенс Леманн. По словам его тренера Кепке, Леманн отбивал удары по шпаргалке. Он воспользовался разработками одного из футбольных специалистов, собравшего банк данных о том, как тот или иной действующий игрок пробивает пенальти. Во время серии 11-метровых вратарь доставал из гетры бумажку и читал, что на ней написано. Именно таким образом ему удалось отбить удары Роберто Айялы и Эстебано Камбьяссо.
Впрочем, другой вратарь - итальянец Джанлуиджи Буффон - не согласен с этим “научным” объяснением. “Не думаю, что это могло помочь, - заметил он. - Считаю, если ты в серии пенальти сыграл хорошо - просто благодари судьбу”.
Согласно выведенной в Англии формуле, идеальное время, потраченное бьющим игроком на выбор момента нанесения удара не должно превышать трех секунд. В этом случае велика вероятность застать вратаря врасплох. А чтобы заставить его понервничать, говорит Льюис, следует медлить с ударом не менее 13 секунд. При этом нужно обязательно дождаться, пока вратарь не начнет двигаться, и бить после этого. Однако если вы задержитесь с ударом больше чем на 0.41 миллисекунды после того, как вратарь шевельнулся, ваши шансы забить уменьшатся вдвое.
“Очень важно помнить, что противостояние двух футболистов имеет психологическую подоплеку”, - говорит еще один ученый, спортивный психолог госпиталя в Массачусетсе и Военно-медицинской школы в Гарварде Ричард Гинсбург. В своей книге “Чья же это игра?”, адресованной спортсменам, выполняющим пенальти в стрессовых ситуациях, автор пишет: “Преимущество находится на стороне полевого игрока. Если бы он бил по воротам у себя на заднем дворе, он выиграл бы с закрытыми глазами. Но на стадионе, трибуны которого заполнены ревущими болельщиками, он находится под очень серьезным давлением. К тому же и умный вратарь делает все, чтобы хоть как-то повлиять на его психологический настрой”.
Думается, неудачник Давид Трезеге из французской сборной, чей мяч в финальной серии послематчевых пенальти попал в перекладину, отскочил перед линией ворот и вылетел в поле, был бы рад согласиться с этими научными рассуждениями. Когда он только шел к одиннадцатиметровой отметке, было видно, как он волнуется. Психолог Гинсбург помогает таким игрокам успокоиться с помощью традиционного ритуала: “Я спрашиваю их: вы делаете перед ударом определенное число дыханий? Вы завязываете шнурки? И т.п. Эти несложные действия отвлекают футболистов от тревожных мыслей о возможной неудаче”.
Гинсбург предлагает проводить для пробивающих пенальти футболистов специальные психологические тренировки в стрессовой обстановке, собирая с этой целью большую толпу, намеренно отвлекающую игроков от выполнения поставленной задачи. Нечто подобное в Англии с молодежными командами практикуют уже сейчас.
Будут ли они при этом пользоваться рекомендациями, вытекающими из новой “формулы пенальти”, и если да, даст ли это результат, сказать трудно. Во всяком случае, на этот счет есть разные мнения. Одно из них высказал на послематчевой пресс-конференции главный тренер сборной Тринидада и Тобаго Лео Беенхаккер: “Футбол играется не на бумаге, в него играют на поле. Это не математика, ведь в футболе два плюс два очень редко равняется четырем. Чаще правильным ответом оказывается три или пять”.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir