нью-йорк против “птиЧьего гриппа”
«Нью-Йорк» - главные ворота нашей страны и один из самых густо-заселенных городов мира. Поэтому какой бы отдаленной ни казалась нам возможность распространения в Нью-Йорке пандемии, мы должны отнестись к этой вероятности с предельной серьезностью».
Эти тревожащие слова принадлежат мэру Нью-Йорка Майклу Блумбергу, который, как выяснилось, действительно относится к «птичьему гриппу» и другим опасным болезням очень серьезно и вместе с другими представителями городской администрации уже разработал план противостояния пандемии.
План, с которым Блумберг и глава системы здравоохранения Нью-Йорка Томас Фриден на днях ознакомили городскую общественность, отнюдь не настраивает на оптимистический лад. Они не скрывают, что город располагает скудными средствами для борьбы с пандемией и что ньюйоркцы вынуждены будут полагаться на самих себя, не рассчитывая на помощь Вашингтона.
«Вакцинация людей, распространение нужной информации, помощь больным в госпиталях или на дому - все это дело городских властей, а не федерального правительства», - сказал Блумберг.
План Блумберга и его команды имеет три главных пункта: распознавание болезни, ее сдерживание и распространение среди жителей города всех средств, помогающих противостоять пандемии – от вентиляторов до лекарств.
В худшем случае, по предсказаниям Блумберга и иже с ним, пандемия может охватить 2.5 млн. ньюйоркцев, причем для 56,000 болезнь может оказаться фатальной. Нужных лекарств, аппаратуры, приспособлений в городе будет явно недостаточно, а вакцина против нового вируса может быть разработана лишь через шесть- девять месяцев после вспышки пандемии.
«Это, конечно, худший сценарий, - сказал Томас Фриден. – Но это также самый маловероятный сценарий».
Сценарии менее мрачные и более вероятные, по правде говоря, тоже не очень обнадеживают. В плане говорится о необходимости раннего распознавания случаев болезни, об укреплении контактов между докторами, которые должны обмениваться информацией. Департамент здравоохранения уже разработал мониторинговую систему, прослеживающую около 60,000 сообщений ежедневно, включая данные о вызовах «скорой помощи», посещениях emergency rooms в госпиталях и покупках лекарств в аптеках. Лаборатории снабжены дополнительной аппаратурой, позволяющей проводить необходимые анализы, а госпиталям и клиникам даны инструкции о том, как вести себя в случае наплыва инфицированных новым вирусом больных и при этом не оставлять без медицинской помощи людей, страдающих от других недугов.
В случае вспышки пандемии городские власти вынуждены будут применять традиционные способы ее сдерживания, поощряя больных вести себя определенным образом – прикрывать рот при чихании или кашле, не выходить из дому и т.д. «Это отнюдь не новые методы, но они работают, - сказал Томас Фриден. – Поведение больных в период борьбы с пандемией необычайно важно. Эти люди – наша первая линия обороны».
По мнению Фридена, властям вряд ли придется вводить карантин и изолировать огромное число ньюйоркцев. План, однако, не исключает добровольного или принудительного карантина.
Департамент здравоохранения, который в случае пандемии станет главным агентством города, будет решать и такие вопросы, как закрытие школ, запрет пользоваться общественным транспортом, отмена крупных мероприятий и многолюдных сборищ.
Лекарств (даже по самому лучшему сценарию) будет недостаточно, чтобы лечить всех пациентов. В плане предсказывается, что антивирусные препараты будут использоваться скорее для лечения инфицированных в течение первых 48 часов после начала болезни (именно в это время действие лекарств наиболее эффективно), чем в превентивных целях.
Вакцина же, когда она станет доступной, будет в любом случае распространяться по федеральным каналам и первым долгом достанется «приоритетным группам», вроде докторов, работников системы «скорой помощи» и т.д.
Что же остается делать рядовым ньюйоркцам? Может быть, они последуют примеру одного моего осторожного знакомого, который, в случае вспышки «птичьего гриппа» или какого-нибудь другого опасного недуга собирается запереться вместе с семьей в своей квартире, предварительно забитой до отказа различными долго не портящимися продуктами, и ждать там окончания пандемии? А может быть, нам всем пора начать строить убежища, наподобие того, что соорудил герой фильма «Blast from the Past»?
Л. Мошиашвили