кого выбросят из Медикейда?
Совсем недавно «Русский базар» писал о новом положении закона Deficit Reduction Act, несколько сужающем доступ к Медикейду. По этому закону, вступившему в силу с 1 июля текущего года, популярную государственную медстраховку могут получать лишь граждане США, которые, в придачу, могут предъявить подтверждающие их статус документы – свидетельства о рождении, паспорта, сертификаты о получении статуса гражданина и т.д. [!]
Deficit Reduction Act был принят в феврале текущего года, и, как явствует из его названия, предусматривал сокращение дефицита, то есть «экономную экономику». Экономить без некоторого сжатия непомерно раздувшегося Медикейда Бушу и его соратникам, по всей видимости, представлялось совершенно невозможным. Но они не желали дразнить гусей (то есть правозащитников) и из всевозможных путей урезания этой программы выбрали самый, на их взгляд, гуманный и справедливый. Deficit Reduction Act не предлагал выбросить за борт Медикейда некоторые категории его получателей (например, малоимущие семьи с детьми или без оных), не предусматривал уменьшение числа услуг, покрываемых этой программой. Он был направлен всего лишь на «очистку» Медикейда от присосавшихся к нему нелегальных иммигрантов.
Как нелегалы умудрялись присосаться к государственной медстраховке? А очень просто. До вступления нового закона в силу более 40 штатов не требовали от претендентов на Медикейд «вещественных доказательств» их американского гражданства. Потенциальному получателю программы достаточно было указать в анкете, что он является гражданином США, - и двери, ведущие к Медикейду, для него широко распахивались. Многие нелегальные иммигранты, конечно, пользовались таким доверием и такими либеральными правилами. В результате Медикейд, и без того лопающийся по швам, вынужден был брать под крыло и обслуживать людей, не имеющих никаких прав на его получение.
По словам конгрессмена Чарли Норвуда (республиканца из Джорджии), который был одним из спонсоров закона, новые порядки введены именно для того, чтобы прекратить «грабеж Медикейда нелегальными иммигрантами». А пресс-секретарь Норвуда Джон Стоун добавил, что из-за непомерного разрастания Медикейда (под напором нелегалов) федеральному правительству и правительствам штатов приходилось искать различные пути сокращения программы, а в результате страдали или могли пострадать люди, получающие ее на самых что ни на есть законных основаниях. Например, в штате Джорджия получающие Медикейд дети из небогатых семей могли остаться без столь важных для них услуг дантистов. «Получалось, что самые бедные жители нашей страны теряли некоторые виды медобслуживания, потому что их бенефиты присваивали нелегалы, - заявил Стоун. – А это вопиющая несправедливость».
Итак, казалось бы, Буш и его команда приняли оптимальное решение и урезали Медикейд с нужной стороны. Вскоре, однако, раздались голоса оппонентов, встревоженных тем, что новые правила могут создать хаотическую ситуацию: многих получателей Медикейда охватит паника, они бросятся в социальные центры, требуя разъяснения закона или помощи в заполнении новых заявлений, везде образуются очереди и т.д. Выяснилось также, что новый закон (вернее, его положение о Медикейде) может вместе с водой выплеснуть из ванночки и ребенка. То есть за рамками программы могут очутиться не только «люди без документов», но и потерявшие или неспособные найти документы, свидетельствующие об их статусе. Ведь многие граждане США, в частности, дети, находящиеся в системе foster care, бездомные, пожилые люди, страдающие от различных, особенно психических проблем, могут и не иметь бумажек, подтверждающих их гражданство, а могут не знать, не помнить, где они у них находятся.
Правозащитники, считающие новые правила драконовскими, возбудили против них иск в федеральном суде. Но на днях администрация Буша, видимо, решившая опередить федерального судью и его постановление, несколько смягчила эти правила, освободив от суровых требований наиболее уязвимых получателей Медикейда.
По словам д-ра Марка МакКленнана, администратора Centers for Medicare and Medicaid Services, послабления коснутся небольшой части (8 из 55 миллионов) получателей Медикейда. Речь, в частности, идет о людях, страдающих от провалов памяти или болезни Альцгеймера, о людях умственно отсталых, которые никогда не работали, о многих обитателях домов престарелых. А еще – о пожилых людях, которые, кроме Медикейда, получают Медикер и Supplemental Security Income (SSI). Дело в том, что, подавая заявления на эти программы, они уже предъявляли документы, подтверждающие их статус. И им не нужно будет вторично доказывать, что они являются гражданами США или легальными иммигрантами, имеющими право на государственную медстраховку.
Смягчение новых правил удовлетворило некоторых правозащитников и их подопечных. Нельзя сказать, однако, что довольны все. Так, Роналд Поллак, исполнительный директор группы Families U.S.A., сказал, что одобряет освобождение пожилых, больных людей от суровых требований нового закона. Но, по словам Поллака, «есть еще много людей, остро нуждающихся в Медикейде, которые вряд ли смогут предъявить документы, доказывающие, что они являются гражданами США. В частности, - дети из системы foster care и бездомные. Так что новые правила все еще нуждаются в доработке».
Будет ли администрация Буша дорабатывать Deficit Reduction Act, вернее, его положение, касающееся Медикейда? Или Белый дом постарается перебросить ответственность на плечи штатов? Такие намеки, кстати, уже звучат из уст вашингтонских чиновников.
Так, Марк МакКленнан поспешил заявить, что людям, неспособным найти свои документы, могут помочь администрации штатов. В частности, местные агентства, которые контролируют такие программы, как фудстемпы, child support и child protective services, а также агентства, выдающие водительские права.
Битвы вокруг Медикейда и за место под его крышей продолжаются.