Бегство в болезнь
Люди находят разные способы, чтобы уйти, отвлечься, сбежать, спастись от реальности, от стрессовых ситуаций, а иногда и просто от скуки. Это могут быть какое-нибудь хобби, увлечение, которому с жаром отдается человек, иногда в ущерб своему основному, но в какой-то момент опостылевшему делу. Изредка выясняется, что хобби – это и есть его главное призвание. Я вообще думаю, что человек, у которого много различных хобби, сделал ошибку в выборе специальности, а теперь он удовлетворяет свои внутренние потребности в увлечениях, оставаясь дилетантом там, где мог бы быть замечательным профессионалом. Вот такое противоречие между внутренним стремлением к чему-то и необходимостью заниматься нелюбимым делом приводит к психологическому напряжению, стрессу и уходу от реальности путем отдачи всего себя какому-либо, казалось бы, пустому, никчемному и ненужному занятию, как, например, коллекционирование марок, наклеек с винных бутылок, жестяных банок из-под пива или даже прищепок для белья. Кстати, ко всем этим занятиям имеет некоторое отношение и графомания, то есть любовь к написанию всяческих сочинений, которые, будучи даже опубликованными, никак не могут обеспечить и минимального прожиточного уровня. Ибо сам процесс описания каких-либо событий, особенно давно прошедших, вымышленных или будущих, и есть самый настоящий уход от действительности, требующий времени и забвения текущих дел. Недаром корифей немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте сказал, что «писание – трудолюбивая праздность». Правда, это совершенно не относится к профессиональным журналистам, для которых писание – ежедневная нелегкая работа.
Постоянные разочарования, все новые и новые препятствия на пути к цели, хроническая усталость от напряженной работы, тычков и грубости начальства, семейные неурядицы, драмы и трагедии иногда приводят к тому, что человек находит весьма оригинальный способ отвлечься от реальности - он уходит в болезнь. Это является своеобразным бегством от тяжелых, сложных, кажущихся неразрешимыми жизненных обстоятельств. Например, человек не может бросить работу, которая дает ему средства к существованию, но в то же время не в силах далее ее продолжать из-за постоянных уколов самолюбия, непонимания со стороны руководства и окружающих, массы других, иногда не очень принципиальных, проблем, не имеющих зачастую прямого отношения к существу дела. Не видя выхода из сложившейся ситуации, он погружается в болезнь, которая оказывается своеобразным средством защиты от гнетущей реальности. Между прочим сам термин «бегство в болезнь» ввел основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
Хочу здесь заметить, что поводом к бегству в болезнь может послужить и простое безделье, когда, к примеру, вышедший на пенсию человек попросту не представляет, чем себя занять и куда деть. Если раньше он худо-бедно был чем-то занят на работе, то теперь у него вдруг образовалась уйма свободного времени, с которым он не знает, что делать. Лишившись привычных контактов, оставшись наедине с собой, он начинает маяться от скуки. И тут возникают неожиданные боли в спине, в ногах или в боку. Это психологическое напряжение преобразовалось в физическое недомогание, симптомы которого могут быть достаточно тягостными при отсутствии каких-либо органических изменений в органах и тканях.
И человек начинает ходить по врачам, где, сидя в очереди, он может найти собеседников и участливых слушателей.
Люди, сбежавшие в болезнь, говорят и думают только о своем самочувствии. Это они, сидя в ожидании приема у врача или на скамейке в парке, способны часами рассуждать о своих желудке, печени, сердце или любом другом органе, а также о способах лечения заболеваний, о которых они знают абсолютно все. В таких случаях любые лекарства бессильны. И методы альтернативной медицины, в которые многие люди так верят, не работают. Вылечить больного можно, лишь разгадав причины его бегства в болезнь и разрядив стрессовую обстановку, в которой он оказался.
Однако подобное «бегство» от проблем повседневной жизни может осуществляться и в других, если можно так выразиться, направлениях. Психосоматическая медицина различает четыре формы переработки конфликтов: помимо бегства в болезнь, это могут быть бегство в работу, бегство в общение или одиночество и бегство в фантазии. Все зависит от обстоятельств, вызвавших стрессовую ситуацию. Например, разлад в семье, непонимание со стороны родных, близких и друзей может подтолкнуть человека к бегству в работу, когда он вдруг становится необыкновенным трудоголиком, засиживается на службе так поздно, что его и не увидишь дома. А он и не хочет идти туда, где его ждут проблемы, которые, как ему кажется, он не в состоянии решить.
За более чем три десятка лет медицинской практики мне не раз приходилось сталкиваться с подобного рода пациентами. Но еще четверть века назад я писал об еще одном весьма необычном способе ухода от действительности – бегстве в беременность. Причем это относилось к женщинам, занимавшимся как умственным, так и физическим трудом, особенно на селе. Иногда в «уходе в беременность» женщина видела для себя единственный выход спастись на время от непосильных психологических и физических нагрузок.
Дело в том, что я работал в Узбекистане – республике с традиционно высоким уровнем рождаемости. Не вдаваясь глубоко в причины этого явления, характерного для всех бывших союзных республик Средней Азии, могу лишь сказать, что уход в беременность и получение в последующем дородового и послеродового отпусков, а затем и отпуска по уходу за малолетними детьми спасал многих сельских жительниц от тяжелой работы под палящими лучами солнца на хлопковых плантациях. А женщин - сельских врачей - от стрессовых ночных дежурств в больнице в условиях отсутствия средств для оказания помощи больным в экстренных ситуациях – крови, кровезаменителей, многих медикаментов, а зачастую еще и простого умения.
Как тут не вспомнить замечательный итальянский фильм «Вчера, сегодня, завтра» выдающегося кинорежиссера Витторио де Сика с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. В первой новелле этой картины судебные приставы никак не могут описать имущество молодого бедняка-безработного. По тогдашнему закону этого нельзя было сделать в случае, если жена должника беременна. И героиня Софии Лорен спасала свое жалкое имущество благодаря тому, что находилась в состоянии перманентной беременности. Вот еще одна причина для бегства в беременность и забвения тягот реальности.
В общем «голь на выдумки хитра», и каждый находит свой способ отвлечься и забыться.
comments (Total: 1)