Послушание Через суд
Дети взрослеют быстро, а вместе с взрослением меняются их взаимоотношения с родителями. Еще вчера они во всем слушались папу с мамой: приходили вовремя домой, не перечили их указаниям, спокойно воспринимали замечания в свой адрес... Теперь же вдруг стали дерзкими, колючими, нервно реагируют на вмешательство родителей в их личную жизнь, агрессивно воспринимают требования не задерживаться на улице дотемна, помогать по дому и т.д.
В каждой семье проблема, связанная со стремлением детей обрести как можно больше независимости, решается по-разному. Одни родители готовы закрыть глаза на не совсем обычное и даже в чем-то вызывающее поведение своего чада, другие начинают конфликтовать, стремясь продемонстрировать подростку, что ему еще рано заявлять о своих правах. Мудрее поступают третьи, которые стремятся найти взаимопонимание с ребенком и не доводить дело до крайности.
Не у всех получается, не у всех хватает терпения. Одна моя знакомая, попытавшись решить проблему силовым давлением, в итоге практически потеряла дочь. 16-летняя девушка начала умышленно приходить домой за полночь. Когда мать перестала пускать ее в квартиру (мол ночуй, где хочешь) нашла себе ночлег, но там же познакомилась с наркотиками. Выгоняя дочь из дому, мать добилась противоположного результата. Девочка стала подолгу пропадать, а возвращать ее приходилось с помощью полиции. Естественно, под кайфом. Нетрудно догадаться, что самые близкие люди превратились в заклятых врагов...
В Соединенных Штатах решение проблемы непослушания детей нередко переносится... в суд. Для нас, русскоязычных американцев, подобный сценарий может показаться весьма странным - судиться с собственным ребенком да еще по такому поводу?! Между тем практически во всех американских штатах приняты законы, которые предусматривают судебную помощь родителям, а также школьной администрации, желающим поставить на место зарвавшихся, как они считают, подростков. Этих молодых людей причисляют к категории лиц, нуждающихся в надзоре, - Person in Needs of Supervision (PINS).
Соответствующее заявление заполняется в Семейном суде (Family Court). Собственно, до суда дело может и не дойти, если конфликт удается разрешить с помощью промежуточных инстанций. В Нью-Йорке это, например, Family Assessment Program (F.A.P.), находящаяся в ведении Administration for Children’s Services и NYC Department of Correction. В случае неудачи «миротворцев» из F.A.P. без вмешательства судьи уже не обойтись. Он выслушивает стороны, назначает адвоката для ребенка (реже - для родителей) и определяет дату слушаний (“dispositional hearing”).
Мнения экспертов в отношении целесообразности разрешения семейных конфликтов таким вот радикальным способом разнятся. Особенно рьяно поддерживают его члены PINS Reform and Family Advocacy Coalition (PRAFAC). Возможность использования против нерадивых юношей и девушек статус PINS и обращение в суд, говорят они, помогает родителям призвать к порядку слишком возомнивших о себе юнцов. Кроме того, в выигрыше оказываемся все мы, утверждают активисты PRAFAC, так как всё меньшее количество молодых людей по+падает в ряды правонарушителей и становится впоследствии полноценными членами общества.
У противоположной точки зрения, внесудебной, сторонников также хватает, особенно из числа адвокатов и бывших судей. Дело в том, что молодежь с PINS-статусом, которую пытается вразумить человек в мантии, имеет все основания не подчиниться его рекомендациям. Так, закон штата Нью-Йорк запрещает помещать PINS-персон в специальные исправительные учреждения закрытого типа, ведь непослушание взрослым не относится к разряду правонарушений. Ну прикажет судья подростку приходить домой в то время, на котором настаивают родители, или не перечить отцу с матерью, а тот возьмет и не подчиниться. Что судье делать? В специальное учреждение тюремного типа сорванца не определишь, ведь никого он не ограбил, не избил, не изнасиловал.
Бывший член Семейного суда, а ныне мой коллега журналист Даниэл Ледди, отмечает, что у судьи существует весьма ограниченный перечень возможностей. Он может поместить на время трудного подростка в foster care facility - учреждение, чем-то напоминающее знакомый нам интернат. В нем, однако, никто детей под замком не держит, из него легко бежать. Вот детки и бегут. И вернуть их назад можно только с привлечением полиции. Поместив после поимки в то же или другое подобное заведение.
А если подросток вновь сбежит? Приструнить беглецов практически невозможно. Может ли судья наказать их и отправить в учреждение тюремного типа на основании проявления неуважения к суду? Такая попытка, говорит Ледди, была не так давно предпринята одним из судей Семейного суда в Квинсе в отношении девушки-подростка, десять раз сбегавшей из различных интернатов. Ничего не вышло. Адвокаты молодой леди оспорили вердикт в апелляционном суде. Последний признал незаконным помещении PINS-персоны под замок и круглосуточное наблюдение. Основание? Закон штата, о котором упоминалось выше: непослушание не является преступлением. Считаете иначе? Обратитесь в легислатуру с просьбой изменить содержание закона.
Кстати, в имперском штате изменения в закон, в котором шла речь о непослушных подростках, были внесены четыре года назад. До 2002 года вернуть домой юношу или девушку, убежавших из семьи, можно было лишь в том случае, если им еще не исполнилось 16 лет. Закон позволял подросткам старше 16 лет не подчиняться указаниям родителей, бросать школу, в общем, распоряжаться собой по своему усмотрению. В том числе и уходить из дома. С 1 июля 2002 года ситуация изменилась. Полиции были даны указания возвращать молодежь к родителям, если юношам и девушкам не исполнилось 18 лет.
Даниэл Ледди, исходя из своего опыта работы в Семейном суде, считает, что обращение родителей за помощью в суд бесполезно и приводит к еще большему отчуждению взрослых от детей. Ведь домой взрослые и дети вернуться еще большими врагами. Если отец или мать, доведенные то крайности, поднимут руку на ребенка, то, в лучшем случае, им грозит лишение родительских прав, в худшем - добавят ещё и уголовное преследование.
Так что же делать, спросит читатель, как найти выход из тупика?
Специалисты советуют поступать следующим образом в том случае, если камнем преткновения является, например, время возвращения подростка домой.
1. Не приказывайте, а спокойно обсудите с подростком ситуацию. Объясните ему, что ваша просьба возвращаться домой не очень поздно вовсе не является намерением ограничить его права. Просто вы заботитесь о его безопасности.
2. Выясните, не действуют ли в вашем городе специальные законы, запрещающие лицам определенного возраста находиться вне дома в конкретное время суток. Тогда у вас появится солидный аргумент, на который вы сможете сослаться при обсуждении вопроса, когда сыну или дочери возвращаться домой.
3. Найдите возможность для компромиссного решения, однако решающее слово оставьте за собой.
С подростками можно и нужно договариваться, не прибегая к силе и окрику, так как это приводит к обратным результатам.